Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Понятие и структура мировоззрения……………………….......3
Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия.
Философия как исторически развившееся мировоззрение человека, специфический способ духовного освоения мира……………………………………………………………….
Философия и наука: сходство и различия………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(РГТЭУ)
Кафедра
Философия
Контрольная работа
По теме 1: «Философия как мировоззрение»
Выполнил:
Проверил:
Кемерово 2012
Содержание
Стр.
фия. Философия как исторически развившееся мировоззре-
ние человека, специфический способ духовного освоения мира……………………………………………………………….
Человек разумное социальное
существо. Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать
Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Существует два способа освоения мироздания:
1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;
2)путем логической системы понятий и категорий.
Существует 2 уровня мировоззрения:
1)эмоционально-образный - связан
с миром ощущений(искусство,
2)логико-рассудочный ( философия
и науки образующие
Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности1. Следует выделить три основных типа мировоззрения:
Мировоззрение есть система
обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических
взглядов на окружающий мир и место
человека в нем, на многосторонние отношение
человека к миру, к самому себе и
к другим людям, система не всегда
осознанных основных жизненных установок
человека определенной социальной группы
и общества, их убеждений идеалов,
ценностных ориентаций, нравственных,
этических и религиозных
Основа мировоззрения - знания.
Всякое познание формирует мировоззренческий
каркас. Наибольшая роль в формировании
этого каркаса принадлежит
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.
В структуру мировоззрения
входят идеалы. Они могут быть как
научно обоснованными так и
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо,
что мировоззрение – это не
только содержание, но и способ осознания
действительности. Важнейший компонент
мировоззрения представляет собой
идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует
постановке определенных целей, из обобщения
которых складывается общий жизненный
план, формируются идеалы, которые
и придают мировоззрению
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Структура мировоззрения включает в себя:
1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.
2)Ценности - это особое
отношение людей ко всему
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3)Эмоции - это субъективная
реакция человека на
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
4)Воля - способность к
выбору цели деятельности и
внутренним усилиям,
Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.
Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6)Вера - это степень доверия
человека к содержанию
7)Сомнение - критическое
отношение к каким-либо
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.
Ядром, основой мировоззрения
являются знания. В зависимости от
этого мировоззрение
1)Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.
2)Более высокой
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.
3)Высший уровень
Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.
Элементный
уровень представляет собой
Концептуальный
уровень включает различные
Методологический
уровень- высший уровень
Включаясь
в мировоззрение знания, ценности,
поведение окрашиваются
Итак, мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.
Жизненно- практическое
мировоззрение неоднородно,
Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе - мироощущение.
Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.