Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:05, реферат

Описание работы

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

Содержание работы

Ведение
1. Мировоззрение, его структура
2. Истоки философского знания: миф, религия
3. Объект и предмет философии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фил.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Красноярский филиал

 негосударственного образовательного  учреждения 

 Высшего профессионального  образования 

 «Санкт-Петербургский Гуманитарный  университет 

 профсоюзов» 

 Специальность 080502.65

 «Экономика и управление  на предприятии (по отраслям)» 

 Дисциплина: «Философия»

 Контрольная работа 

 Тема: Философия как наука 

 Выполнил: студент 1-ЭСО 

 Гоев И.Ю. 

 Проверил: к.и.н., доцент 

 Губкин В.Ф. 

 Красноярск 2007

 

 Содержание 

 Ведение 

1. Мировоззрение, его структура 

2. Истоки философского знания: миф, религия

3. Объект и предмет философии 

 Заключение 

 Список использованной литературы 

 

Введение 

 Философия (от греч. Phileo - люблю  и Sophia - мудрость) буквально означает  «любовь к мудрости». Она зародилась  около 2500 лет назад в странах  древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

 Кроме познания мира, «любовь  к мудрости» предполагала также  раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве  и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

 Для раскрытия специфики  философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

 

1. Мировоззрение, его структура. 

 Мировоззрение - система  обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).

Структура мировоззрения:

1. знания

2. система ценностей 

3. опыт.

На основании этого формируется  поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:

1. Что есть мир? Сущность бытия,  космоса. Кто сотворил? Есть ли  начало? Есть ли границы? 

2. Мир стабилен или развивается?  Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?

3. Сущность человеческого бытия,  его роль в этом мире?

4. Познаваемость мира.

5. Проблема бога, смысла жизни,  личного бессмертия.

 Всякое мировоззрение окрашено  атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля – необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека. Общественное сознание - отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

 Мировоззрение — это убеждение.  Однако важным фактором убеждения  является сомнение, готовность к  скепсису. Сомнение необходимо для  того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

 «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);

 Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй – к мироощущению.

 В мировоззрении следует  выделить два важных момента:  прежде всего оно многомерно, то есть формируется под влиянием  различных сфер человеческой  деятельности. В нем присутствуют  не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.

 Структура мировоззрения: 

1) познавательно-информационный блок; т.е. в состав мировоззрения  входят обобщенные знания (повседневные  или жизненно-практические, профессиональные, научные). Чем больше знаний –  тем серьезнее опора для мировоззрения;  непросвещенное сознание не может  рационально обосновывать свои убеждения;

2) ценностно-идеологический блок. Содержит отношение людей к  происходящему в соответствии  с их целями, потребностями, интересами  и т.п. (добро-зло, красота-уродство);

3) поведенческий блок. О характере  мировоззрения можно судить по поступкам;

4) блок веры. Диапазон веры широк  – от практической, т.е. рациональной  веры до религиозных верований.  При этом существенна роль  сомнений. Безоговорочное принятие  той или иной системы ориентаций  – догматизм. Однако, возможна  и противоположная крайность – скептицизм, утрата идеалов, неверие ни во что.

 В мировоззрении различимы  повседневно-практический и теорети-ческий  уровни. Всякая личность обладает  определенным мировоззрением, однако  мировоззрение на бытовом уровне  часто неполно, противоречиво, опирается в основном на веру и жизненный опыт. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой.

 Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко улавливает и отражает различные процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить основные преобладающие черты. Однако следует учитывать, что мировоззрение формируется в соз-нании конкретной личности и мировоззрение социальной группы и всего общества в целом формируется из его индивидуальных вариантов. Общественно-исторический характер мировоззрения проявляется в том, что общественное сознание во много формируется под влиянием общества в лице его наиболее ярких представителей – публицистов, писателей, деятелей науки и культуры. С другой стороны, несомненно существует историческая преемственность в развитии общественных взглядов.

 Обобщая, мировоззрение есть  совокупность взглядов, оценок, прин-ципов,  определяющих общее видение, понимание  мира, места в нем человека; это  жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Существует три типа мировоззрения:

1. Мифологический тип мировоззрения. 

2. Религиозный тип мировоззрения. 

3. Философский тип мировоззрения. 

 

2. Истоки  философского знания: миф, религия. 

Мифология.

 Первая  попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

 Мифы  – древние сказания разных  народов о фантастических существах,  о богах, о космосе. Мифы  связаны с обрядами, обычаями, содержат  нравственные нормы и эстетические  представления, сочетание реальности  и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

 Мифы  разных стран заключают в себе  попытки ответа на вопрос о  начале, происхождении мира, о возникновении  наиболее важных явлений природы,  о мировой гармонии, безличной  необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы- эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

 Особое  место занимали мифы о культурных  достижениях людей - изобретении  ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того  много внимания уделялось и  происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

 Интеллектуальное  своеобразие мифа проявлялось  в том, что мысль выражалась  в конкретных эмоциональных, поэтических  образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

 Действительно,  мифологическое сознание в рамках  той исторической эпохи было  основным способом понимания  мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

 Через  сказки, легенды, исторические предания  мифологические образы вошли  в культуру различных народов  - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

 С угасанием  первобытных форм общественной  жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Религия

 Религия  (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая  форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

 Религиозное  мировоззрение отличается от  мифологического верой 

 в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

 Позднее  формируется образ единого Бога  – высшего существа. В зрелых  формах религий идея бога побеждает  все демоническое, освобождается  от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

 Вера - способ  существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.  Внешней, социально значимой формой  проявления веры служит культ  - система утвердившихся ритуалов, догматов.

 Религиозные  представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

 Религия  - сложное духовное образование  и общественно-историческое явление,  которое не укладывается в  однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий  религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

 Родственность,  близость философии и религии  состоит в том, что обе они  – общественно-исторические формы  мировоззрения, решающие сходные  задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

Информация о работе Философия как наука