Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

1. Проблема определения философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения

Файлы: 1 файл

философия 1.docx

— 15.95 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Философия как социокультурный феномен 1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение.  Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии и возникают исторические и социокультурные условия для формирования философии. Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач. V до н.э.) , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая — прерогатива богов, а достояние человека — любовь к мудрости, влечение к ней. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки. Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда недооценивают мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. Философия является особым типом мировоззрения. Мировоззрение — это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское. Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм — наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами и социоморфизм — т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе. Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:  Обобщающую. Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.  Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания.  Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения.  Регулирующую. В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения. В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением. Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. 1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика.   Структура философского знания. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.  Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.  Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.  Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей». В структуру философского знания входят следующие разделы:  онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;  гносеология —  учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности,  условиях его достоверности и истинности;  аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;  праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;  антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях; социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой. 1.3. Философские категории и мировоззренческие универсалии культуры Мировоззренческие универсалии (универсалии культура) — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Категории философии и универсалии культуры не тождественны друг другу и с точки зрения своего генезиса, и с точки зрения их структурно-функциональных характеристик. Категории (от греч. — высказывание, признак) в философии — предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В них синтезируются знания из различных областей культуры. Система философских категорий в теоретической форме выражает категориальный строй реально функционирующего в культуре мышления. Философские категории органично связаны с универсалиями культуры, это своего рода теоретическая рационализация последних, их особая проекция, философская рефлексия над основаниями культуры, а философия в целом выступает в соответствии с этим как самосознание культуры. 
 


Информация о работе Философия как социокультурный феномен