Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 17:38, контрольная работа
1. Проблема определения философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения
Тема 1. Философия
как социокультурный феномен 1.1. Проблема
определения философии. Философия и мировоззрение.
Становление философии как рационально-теоретического
типа мировоззрения К VI в. до н. э. в разнообразных
культурах происходит настоящий взрыв
интеллектуальной энергии и возникают
исторические и социокультурные условия
для формирования философии. Термин «философия»
впервые возник в Древней Греции (буквально
от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала
появились философы, затем слово «философ»
и еще позже слово «философия». По свидетельству
античных авторов, слово «философ» впервые
встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач.
V до н.э.) , а в качестве обозначения особой
науки термин «философия» впервые был
употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие
мыслители высказывали мысль о том, что
мудрость как таковая — прерогатива богов,
а достояние человека — любовь к мудрости,
влечение к ней. В вопросе о происхождении
философии сформировались две концепции:
мифогенная и гносеогенная. Первая выводит
философию из мифологии, вторая — из науки.
Мифогенная концепция права, когда анализирует
мифогенную предысторию философии, вскрывает
переходные формы от мифологии к философии,
анализирует мифологическое мировоззрение
как предфилософское. Но с мифогенной
концепцией нельзя согласиться, когда
она сводит мифологию к религии, не видит
отличительных особенностей философии
от мифологии не только по форме, но и по
содержанию. Сторонники гносеогенной
концепции правы, когда показывают значение
зачатков научного знания для философии.
Не правы же, когда недооценивают мифологию,
рассматривая ее как нечто, совершенно
лишенное всякого исторически оправданного
содержания и ценности. Философия является
особым типом мировоззрения. Мировоззрение —
это система наиболее общих представлений
и знаний о мире в целом и месте человека
в нем, его ценностей и убеждений. Используя
различные подходы к выделению форм мировоззрения
и учитывая историко-генетическую связь
между отдельными видами мировоззрения,
можно выделить следующие исторические
типы мировоззрения: мифологическое, религиозное,
натуралистическое (научное), философское.
Мифологическому мировоззрению присущ
антропоморфизм — наделение предметов
природы, а затем и общественных явлений
человеческим обликом и свойствами и социоморфизм —
т. е. уподобление отношений между вымышленными
существами отношениям между людьми в
обществе. Мифологическое мировоззрение
выполняло следующие функции: Обобщающую.
Причем обобщение здесь имеет специфический
по сравнению с философским и научным
обобщением характер. Оно базируется на
чувственных представлениях и лишено
опосредований. Объясняющую. Объяснение
вещей и мира в целом сводилось к рассказу
о происхождении и творении, здесь аккумулировался
опыт человечества, достигнутые знания.
Моделирующую. Все происходящее в мифе
приобретает характер образца, модели
для воспроизведения. Регулирующую. В
мифах не только выражалась совокупность
достигнутых знаний, но и утверждалась
определенная, принятая в данном обществе
система ценностей, норм поведения. В первобытном
обществе тесная связь существовала между
мифологическим и религиозным мировоззрением.
Сущность религиозного мировоззрения
в том, что в данном духовном феномене
ядром является религиозная вера, чувства,
настроения, система религиозных ценностей
и убеждений. Кроме этих мировоззренческих,
духовных компонентов, религия предполагает
соответствующее поведение, специфические
действия (культ), которые основываются
на вере в существование богов (одного
или нескольких), священного, т.е. той или
иной разновидности сверхъестественного.
1.2. Специфика и основные темы философии.
Предмет философии и его историческая
динамика. Структура философского знания.
Философия унаследовала от мифологии
ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность
вопросов о происхождении мира в целом,
о его строении, о положении человека в
мире. Философия становилась рационально-теоретическим
ядром мировоззрения. «Разум управляет
всем при помощи всего» (Гераклит, кон.
VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск
«единого во многом». Философия судит
о единой для всех явлений мира основе,
ищет в ней условия единства и целостности
мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая
о начале философии, указывали, что она
появляется в результате изумления, удивления,
стремления к рациональному объяснению
мира, его происхождения и сущности. Круг
охватываемых философией проблем, а в
соответствии с этим и предмет философии,
исторически изменялся с развитием общества,
науки, самого философского знания. Но,
несмотря на то, что невозможно для всех
когда-либо существовавших философских
учений признание единого предмета исследования,
можно вычленить предметную область философии,
которая исторически изменяется в границах,
определяемых спецификой философского
знания. Во-первых, это проблема окружающего
мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы
всего сущего. Вторая философская тема —
проблема человека, смысла существования
человека в мире. Третья важнейшая философская
тема — проблема отношения человека и
мира, субъекта и объекта, субъективного
и объективного, идеального и материального.
Четвертая философская тема связана с
решением субъект-субъектных, межличностных,
социальных отношений, рассмотрением
человека в «мире людей». В структуру философского
знания входят следующие разделы: онтология —
учение о бытии, о первоначалах всего сущего,
о критериях, общих принципах и закономерностях
существования; гносеология — учение о
познании, его сущности и возможностях,
отношении знания к реальности, условиях
его достоверности и истинности; аксиология —
учение о природе и структуре ценностей,
их месте в реальности, о связи ценностей
между собой; праксеология — учение о практическом
отношении человека и мира, активности
нашего духа, целеполагании и действенности
человека; антропология — философское
учение о человеке в многомерных его ипостасях;
социальная философия — раздел философии,
описывающий специфические особенности
общества, его динамику и перспективы,
логику социальных процессов, смысл и
предназначение человеческой истории.
Эти разделы не редуцируемы, не сводимы
друг к другу, но тесно связаны между собой.
1.3. Философские категории и мировоззренческие
универсалии культуры Мировоззренческие
универсалии (универсалии культура) —
это категории, которые аккумулируют исторически
накопленный социальный опыт и в системе
которых человек определенной эпохи оценивает,
осмысливает и переживает мир, сводит
в целостность все явления действительности,
попадающие в сферу его бытия. Категории
философии и универсалии культуры не тождественны
друг другу и с точки зрения своего генезиса,
и с точки зрения их структурно-функциональных
характеристик. Категории (от греч. — высказывание,
признак) в философии — предельно общие,
фундаментальные понятия, отражающие
наиболее существенные, закономерные
связи и отношения реальной действительности
и познания. В них синтезируются знания
из различных областей культуры. Система
философских категорий в теоретической
форме выражает категориальный строй
реально функционирующего в культуре
мышления. Философские категории органично
связаны с универсалиями культуры, это
своего рода теоретическая рационализация
последних, их особая проекция, философская
рефлексия над основаниями культуры, а
философия в целом выступает в соответствии
с этим как самосознание культуры.