Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень Мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие мировоззрение шире, чем понятие философия. Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Файлы: 1 файл

философия черновик.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное   образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

(ФБГОУ   ВПО  СГГА)

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по  дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

тема: «Философия как теоретическое ядро мировоззрения.»

 

 

 

 

                                                          

                                            Выполнил студент: гр. ГКБ2-К

                    Чернышова А. Г.                                                          

                                                                      Проверила: Струнина Н.В.

 

 

 

 

 

                                                       Новосибирск 2013

 

 Введение:                                                                                                                                              

Философия составляет теоретическую  основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень  Мировоззрения. Но мировоззрение имеет  и высший уровень – обобщение  достижений опыта, а также тончайшая  сфера нравственной жизни общества. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие мировоззрение шире, чем понятие философия. Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.                                                                                Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Что такое мировоззрение           

 Это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: Что такое мир? Это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека, это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности.  Духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.                                                                                    Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.                                                                                                                            Система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. Мировоззрение                                                                                                                                       возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью - природой и обществом. Мировоззрение определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Мировоззрение, необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из элементов, а их сложное взаимодействие, знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как понимание людьми мира и самих себя. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. Средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, подвержено историческим переменам. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и др.), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. Мировоззрение  человечества  не  носит  постоянный  характер,  оно  развивается  вместе  с  развитием  человечества  и  человеческим  обществом. На  мировоззрение  человека  оказывает  большое  влияние  достижения  науки,  религия,  а  также  существующее  устройство  общества.  Государство    всеми  способами  влияет  на  мировоззрение  человека,  сдерживает  его  развитие,   стараясь  подчинить  его  интересам правящего класса. В  свою  очередь  мировоззрение,  развиваясь,  оказывает  влияние  на  развитие  общества. Изменившись коренным  образом  и количественно (когда новое мировоззрение овладеет  достаточно  большой массой  людей)  мировоззрение приводит  к смене  общественного  устройства к  революциям,  например.  Развивая  мировоззрение у людей,  общество  обеспечивает  свое  развитие,  тормозя развитие  мировоззрения,  общество  обрекает  себя  на  загнивание  и гибель. Неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое.                                                                                                              Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности.

 

 

2. Исторические формы мировоззрения.

В общественной жизни людей существуют только три исторические формы мировоззрения: мифическая, религиозная и философская. Других исторических форм мировоззрения не существует. Первой исторической формой мировоззрения была мифическая, которой сводилась к возможности выживания человечества как родовидового сообщества. Возникает она одновременно с появлением древнего человека.   Религия как историческая форма мировоззрения представляет собой снятую форму мифического мировоззрения. Ее основное назначение связано с проблемой сохранения человеческого рода. Ее высший уровень развития это единение человека с Богом. Но своими силами достичь этого она не сможет. Решить эту задачу способна философия как историческая форма мировоззрения, представляющая собой снятую форму религии. Данное положение следует из замечания Аристотеля, что первая философия есть теология. Это означает, что философия является своего рода продолжением религии в деле реализации общей тенденции развития. Из этого следует, что движение к Божественной жизни начинается с религии, но ею не заканчивается. Философия как историческая форма мировоззрения приводит человека к божественной жизни. Ее влияние распространяется только на частичную, одностороннюю жизнь. Она привязана к осмыслению фрагментов жизни, но претендует на выражение целостного мироздания. Отсюда и разное к ней отношение: одни люди видят в ней человеческое величие, другие относятся к ней как к пустопорожнему феномену, не дающему никакой пользы, и в этой связи представляющему бесполезное знание для человека. Такие крайности не в состоянии определить реальное значение философии как профессиональной области.  Современная философия является подготовительной ступенью к формированию философии как исторической формы мировоззрения. В современных условиях философия рассматривается не как историческая форма мировоззрения, а как форма общественного сознания, возникшая в период общественной исторической формы разделения труда. Историческое общественное разделение труда сформировало профессиональные виды как материального, так и духовного общественного производства. Одним из многочисленных видов духовного производства является и философия. Мировоззрение представляет собой стратегическую тенденцию единства практического и теоретического в контексте общественной жизни. Помимо мировоззрения в обществе существует идеология. Идеология выполняет тактическую роль теоретического государственного устройства с целью реализации стоящих перед конкретным способом производства задач. Применительно к современному состоянию мирового сообщества конкретную роль общечеловеческой идеологии выполняет религия как историческая форма мировоззрения. В настоящее время и еще долго будет сохраняться такое положение, что на фоне классовости общечеловеческую идеологическую функцию в обществе, но не в государстве будет выполнять религия. Духовное развитие людей будет протекать так, что социально-классовая структура и научный прогресс для подавляющего большинства современников будут иметь второстепенное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возникновение философии.

Вопрос об относительно точном времени  возникновения философии и сейчас является спорным. Так, китайские историки утверждают, что философская мысль  существовала в их стране еще в XXV-XXIII вв. до н.э. Но в большинстве своём в различных регионах её возникновение относят к VII-VI вв. до н.э. Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства верований и значительный комплекс опытных знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний. Данным переменам предшествовал длительный период постепенных социальных трансформаций. Переход от собирания продуктов природы к их производству обусловил в дальнейшем несколько видов разделения труда. Они изменили образ жизни и характер общественных отношений. Духовное взросление человечества изменяет его видение мира и его самого, корректирует оценки, преобразует формы деятельности. Все это происходит как бы само собой, без специальной сознательной работы. К ним относятся: отделение земледелия от скотоводства, отъединение ремесла, впоследствии торговли, позднее разделение умственного и физического труда. В результате данных процессов стали совершенствоваться способы деятельности, практический опыт приобрел профессиональную специфику, увеличилось количество продуктов труда. С помощью философии человек стремился выяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций. Все периоды развития философии демонстрировали существование данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало расширение и углубление философской проблематики, одновременно увеличивало роль философии в общественных процессах. Предпосылки развития философии формируются в период четвертого разделения труда (отделение умственного труда от физического), когда выделяется часть людей, имеющих относительную экономическую и политическую свободу, а также способность к философствованию - осмысливанию процессов жизни человека и общества, природы и окружающего мира с помощью абстрактного (отвлеченного)мышления. В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа, наблюдательной установкой древней науки. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений  о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются  идеалы, придающие мировоззрению  действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой  уверенности человека в правоте своих идей. Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Алексеев П.В. История философии – М: проспект, 2008г.                                   2. Учебник Философия: - А.Г. Спиркин - М.: Гардарики, издательство 2007г.               3.Задорин В.В., Кравцов М.Ю. Философия учебная - методическое пособие 2000г.                                                                                                                      4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998г.                 5.internet http://shporiforall.ru

 


Информация о работе Философия как теоретическое ядро мировоззрения