Философия как теоретизированное мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Философия на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Содержание работы

Введение
Понятие и структура мировоззрения
Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
Философия как новый исторический тип мировоззрения
Философия как теоретическое ядро мировоззрения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Вариант 81 философия.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

81. Философия как теоретизированное  мировоззрение.

План

Введение

  1. Понятие и структура мировоззрения
  2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
  3. Философия как новый исторический тип мировоззрения
  4. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Философия на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  две особо важные для каждого  человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом  всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Философию можно  представить как систему общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе.

Цель контрольной  работы: исследование  философии как теоретизированного мировоззрения.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Для реализации цели данного исследования потребуются знания не только в области философии, но и таких научных направлений как культурология, история.

 

  1. Понятие и структура мировоззрения.

 

В систему человеческих знаний термин «мировоззрение» был введен немецким философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое. 
В наипростейшем понимании слова мировоззрение-это совокупность взглядов человека на мир и смысл его жизни. Если конкретизировать, то мировоззрение-это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта  познания и практики. (3, с.10).

Мировоззрение представляет собой  сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы:

  • Обобщенность знания. Они являются основной, информационной базой мировоззрения.  Однако следует отметить, что к мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те которые практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миров в каждую историческую эпоху.
  • Убеждения. Это внутренние социально-психологические элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеждения основываются не только на знаниях, но и на эмоциональном состоянии, стойкой психологической установке, незыблемости своих принципов, идей и взглядов. Поэтому убеждения являются одним из необходимых структурных элементов мировоззрения.
  • Ценности. Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности ценности отличаются от знаний. Знанием присуще стремление к истине – объективному познанию реального мира., ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их стремлениями и потребностями.
  • Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образ совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность в том, что они представляют собой опережающее отображение действительности.
  • Верования. Это форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни. Не являясь собственного практического или познавательного опыта, они принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности
  • Принцип деятельности. Они являются нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения, определяют сознательное практическое и теоретическое отношение социального субъекта к объекту и к самому себе.
  • Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, которые сложились исторически или установились как определенные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей являются необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.( 6, С.10.11.12)

Следует также отметить что из структуры мировоззрения выделяют следующие виды подструктур:

а) мироощущение, или эмоциональн-психологический  уровень мировоззрения;

б)  мировосприятие, или опыт формирования познавательных представлений о мири с использованием наглядны образов;

в) миропонимание, или позновательно-интелектуальный уровень. 

Итак, мировоззрение-это своеобразная интегративная  целостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту целостную систему духовного мира человека, которое побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. Функционирование мировоззрения должно: 
         а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной деятельности человека. 
         б) быть духовным побудителем его социально-практической деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками) и социально-практическую (которая основывается на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности). 

Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое явление, т.е. оно присуще каждому  человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по разному представляли и представляют себя в нем. 

Существует  несколько критериев классификации  мировоззрения. По критерию всеобщности  можно выделить такие типы как индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др.  Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др. По степени теоретической «зрелости» - жизненно-практическое и теоретическое. 

  1. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

* мифологическое;

* религиозное;

* философское (научное). (5, С.5.)

Первым общим типом  мировоззрения можно выделить мифологию-способ понимания природной и социальной действительности. Принято считать, что мифологические мышление присуще только первобытному человеку, однако последние психологические исследования позволяют сделать выводы о наличии мифологического мышления и в самом высокоразвитом технологическом обществе современности.

Для мифологического мировоззрения  характерно эмоционально-символическое понимание окружающего мира, невысокая степень выделенности собственной личности человека из общества. Мифологическое мышление нее предполагает нравственной оценки мифологического события, оно просто использует его как данность, по образу которой осуществляются события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера.

Названные особенности мифологии  как типа мировоззрения определяют его функции: познавательную, воспитательную, прогнозирования и моделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценки является следование традиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливается и поддерживается гармония между природой и обществом, человеком и средой.

Подводя итоги, особенности  мифологического мировоззрения концентрированно можно определить следующими моментами:

1. Мифологическое мировоззрение  основывалось на нераздельности  человека и природы, было синкретическим.

Неодушевленные  предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы - все они были для человека того времени реальными существами. Они дополняли мир первобытного человека и олицетворяли силы, превосходящие возможности человека, которые с помощью магии можно и нужно было склонить на свою сторону. 
2. Мифологическое сознание отличается от научного и философского характером мировосприятия. Отличие в следующем:

а) Мифологическое сознание воспринимает мир личностно, пропускает через себя, идентифицируя  себя с окружающим. Научное сознание мир рассматривает как нечто внешнее, безличное, противоставленное, как объект анализа;

б) Мифологическое сознание не анализирует события  и не делает теоретических выводов, а строит образный мир, воспринимает события как данность и, в лучшем случае, их пересказывает;

в) Мифологическое сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся;

г) Мифологическое сознание отражает мир не в системе понятий, а в образно-символической форме. Символика мифов - это определение  содержания бытия, его значения и его ценности. Огромную часть в мифологии занимает обрядность, ритуал. С помощью символики, обрядов и ритуалов мифологическое сознание устанавливало природную закономерность. Ритуал есть выражение закона, а участие в ритуале - личностное участие в закономерном мировом порядке. Символика и образность в мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений придает им философскую окраску. Мифологическое мировоззрение органически сочеталось с ранними религиозными, политеистическими формами мировосприятия (анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и др.), поэтому точнее называть этот тип мировоззрения - мифологически-религиозным или религиозно-мифологическим. (2, С.19.)

Главной ориентацией на религиозно-мифологической стадии бытия являлось следование вековым  традициям, раз и навсегда установленным  правилам: подчинение младшего - старшему; индивида - роду; слабого - сильному; рядового члена группы - авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы "не выбиться из стаи", "быть, как все". Первые наивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот веками установленный порядок. Но жизнь не стояла на месте, и дальнейшее историческое развитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлением человека как самости, как личности. (2 ,С.17)

В отличие от мифологического  политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия - бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место.

Основная функция религиозного мировоззрения - психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде. (2, С.20.)

Религиозная вера призвана придать верующему жизненную  устойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравиться  человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр.

Религиозное мировоззрение  опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.

В большинстве религий  и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах богослужения. Некоторые конфессии обставляют это очень пышно и торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную структуру - церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет множество других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии.

Информация о работе Философия как теоретизированное мировоззрение