Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:43, контрольная работа
Философия на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Введение
Понятие и структура мировоззрения
Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
Философия как новый исторический тип мировоззрения
Философия как теоретическое ядро мировоззрения.
Заключение
Список использованной литературы
81.
Философия как
План
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философия на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Философию можно представить как систему общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе.
Цель контрольной работы: исследование философии как теоретизированного мировоззрения.
Актуальность данной темы состоит в том, что философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Для реализации цели данного исследования потребуются знания не только в области философии, но и таких научных направлений как культурология, история.
В систему человеческих знаний
термин «мировоззрение» был введен немецким
философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение
– неотъемлемый атрибут человеческого
сознания. Человек живет, осмысливая себя
и окружающую действительность. Он познает
и оценивает мир, вырабатывая осознанное
отношение к нему, определяет свои возможности
и место в мире, создает собственные программы
действия. Каждый человек имеет мировоззрение,
и у каждого человека оно индивидуально-специфическое.
В наипростейшем понимании слова мировоззрение-это
совокупность взглядов человека на мир
и смысл его жизни. Если конкретизировать,
то мировоззрение-это совокупность обобщенных
представлений о действительности, которые
отображают, раскрывают и предопределяют
практическое и теоретическое отношение
человека к миру, способ восприятия, осмысления
и оценки им окружающей действительности
и самого себя как конкретно-исторического
субъекта познания и практики. (3, с.10).
Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы:
Следует также отметить что из структуры мировоззрения выделяют следующие виды подструктур:
а) мироощущение,
или эмоциональн-
б) мировосприятие, или опыт формирования познавательных представлений о мири с использованием наглядны образов;
в) миропонимание, или позновательно-интелектуальный уровень.
Итак,
мировоззрение-это своеобразная интегративная
целостность знаний и ценностей,
разума и чувств, интеллекта и действия,
критического сомнения и сознательной
убежденности. Общее функционирование
названных элементов и создает ту целостную
систему духовного мира человека, которое
побуждает к практическому действию, к
определенному образу жизни и мысли. Функционирование
мировоззрения должно:
а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной
деятельности человека.
б) быть духовным побудителем его социально-практической
деятельности. Исходя из этого можно сделать
вывод, что мировоззрение выполняет две
взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную
(которая обеспечивается мировоззренческими
знаниями и оценками) и социально-практическую
(которая основывается на мировоззренческих
убеждениях и принципах деятельности).
Мировоззрение
в целом возникает как
Существует
несколько критериев
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
* мифологическое;
* религиозное;
* философское (научное). (5, С.5.)
Первым общим типом
мировоззрения можно выделить мифологию-способ
понимания природной и
Для мифологического мировоззрения характерно эмоционально-символическое понимание окружающего мира, невысокая степень выделенности собственной личности человека из общества. Мифологическое мышление нее предполагает нравственной оценки мифологического события, оно просто использует его как данность, по образу которой осуществляются события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера.
Названные особенности мифологии
как типа мировоззрения определяют
его функции: познавательную, воспитательную,
прогнозирования и
Подводя итоги, особенности мифологического мировоззрения концентрированно можно определить следующими моментами:
1. Мифологическое мировоззрение
основывалось на
Неодушевленные
предметы, силы природы одушевлялись
и мыслились как реально
2. Мифологическое сознание отличается
от научного и философского характером
мировосприятия. Отличие в следующем:
а) Мифологическое сознание воспринимает мир личностно, пропускает через себя, идентифицируя себя с окружающим. Научное сознание мир рассматривает как нечто внешнее, безличное, противоставленное, как объект анализа;
б) Мифологическое сознание не анализирует события и не делает теоретических выводов, а строит образный мир, воспринимает события как данность и, в лучшем случае, их пересказывает;
в) Мифологическое сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся;
г) Мифологическое сознание
отражает мир не в системе понятий,
а в образно-символической
Главной ориентацией на религиозно-мифологической стадии бытия являлось следование вековым традициям, раз и навсегда установленным правилам: подчинение младшего - старшему; индивида - роду; слабого - сильному; рядового члена группы - авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы "не выбиться из стаи", "быть, как все". Первые наивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот веками установленный порядок. Но жизнь не стояла на месте, и дальнейшее историческое развитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлением человека как самости, как личности. (2 ,С.17)
В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия - бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место.
Основная функция религиозного мировоззрения - психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде. (2, С.20.)
Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр.
Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.
В большинстве религий и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах богослужения. Некоторые конфессии обставляют это очень пышно и торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную структуру - церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет множество других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии.
Информация о работе Философия как теоретизированное мировоззрение