Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:24, доклад
Рассмотрены вопросы:
1. Философия как мировоззрение и научное знание
2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия
3.Специфика философского знания и его функции
4. Особенности философского метода и логики
5. Основные термины
Философия. Семинар №1.
Философия как учение о мире и человеке.
I. Философия как мировоззрение и научное знание.
Философия (от греч. – любовь к мудрости). Впервые слово «философия» использовал античный философ и математик Пифагор (в V веке до н. э.). Философами Пифагор считал тех, кто исследует первопричины возникновения и неизменные свойства действительности. Пифагор называл философию наукой о вечности.
Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).
Вопрос о соотношении философии и науки сложен, он имеет различные толкования, решения. Нельзя однозначно решить вопрос наука ли философия. Между наукой и философией установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставятся и непроходимые преграды
Специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:
Философия обобщает, интегрирует в себя науки.
Особенности философского научного знания:
Философские категории:
Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе чего-либо). Это понятие впервые было использовано античным философом Аристотелем, который считал, что субъект – это идеальная форма или Бог (только идеальная философия лежит в основе всего). В XVII веке французский философ Рене Декарт назвал субъектом индивида, обладающего сознанием. Субъективное сознание не зависит от объективного мира и других субъектов.
Объект (от лат. objectum – предмет или вещь). В таком неизменном виде оно остается и по сей день. Объекты бывают умозрительные и предметные. Умозрительные объекты – это идея, образ, мысль. Предметный объект всегда представляется в виде определенного предмета.
Бытие – философская категория, выявляющая абсолютные, вечные и неизменные свойства вещей. Бытие бывает реальным и идеальным. Реальное бытие со времен Средних веков называется экзистенция (от лат. existentia – существование). Идеальное бытие – эссенция (от лат. essential – сущность). Реальное бытие носит пространственно-временной характер, оно индивидуально. Реальное бытие представляет собой фактическую действительность вещей, событий, действий и т. д. То есть факт – он не может повторяться. Идеальное бытие лишено временного, действительного и опытного характера. Ему не свойственно быть фактом. Идеальным бытие обладают ценности, математические и логические понятия, умозрительные объекты (идеи).
Пространство – категория, впервые созданная Аристотелем. Обозначает положение одной вещи относительно другой. С точки зрения субъекта, пространство – это то, что дано в органах чувств человека. Пространство может быть физическим (в нашем восприятии) и абстрактным (представление).
Немецкий философ Кант рассматривал пространство как доопытную форму всех субъективных явлений.
Немецкий математик Гаусс полагает, что пространство обладает реальностью и вне нашего сознания. Другими словами, он опровергает утверждение Канта, что пространство субъективно; оно объективно.
Теория относительности Эйнштейна отрицает конкретность пространства. Пространственные свойства вещей зависят от систем отношений между ними.
Время (от греч. длительность) – это философская категория, обозначающая формы возникновения и изменение свойств вещей. Время бывает объективным и субъективным. Объективное время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное время представляет собой осознание своего отношения к прошлому, настоящему, будущему.
С точки зрения Канта, время представляется сознательным условием восприятия вещей. То есть время – характеристика нашего сознания.
В философии присутствует историческое время ( 6 тыс. лет), предысторическое время ( 600 тыс. лет), геологическое время (несколько млрд. лет), космическое время (бесконечно).
Философия состоит из отдельных дисциплин, которые различаются между собой по предметам и методам изучения. К таким дисциплинам можно отнести: онтологию и гносеологию, философскую антропологию, аксиологию, этику, эстетику, философию науки и техники.
Онтология – древнейшая отрасль науки, теория бытия, которая занимается изучением общих характеристик объективной действительности. Для Древней Греции поиск бытия был связан с обнаружением первовещества, которое находится в составе любой без исключения вещи. В Средневековье бытием был Бог, сотворивший мир и человека. В современной мировой философии теория бытия формируется под влиянием двух учений – идеализма и материализма. Идеалисты считали, что с идеей копируются реальные вещи. Материалисты утверждали, что материя определяет мир и сознание.
В современной философии центральной темой изучения является бытие человека. Только через человека можно понять смысл изучения мира.
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы, возможностей и сущности познания, о путях постижения истины, её основах и критериях. В гносеологии определяются отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология исследует общие принципы получения знания, способы обоснования его достоверности и возможности использования его на практике. Познание, осуществляемое отдельным человеком со всеми случайностями этого процесса, не входят в сферу гносеологии, а составляет предмет психологии.
Философская антропология – в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Макс Шелер – основоположник философской антропологии.
Аксиология – философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении, сущности, исследующая духовные ценности и их соотношение с миром реальностей. Интерес к аксиологической проблематике связан с эволюцией антропоцентрической модели мира. Любой фрагмент реальности, представляющий значение для человека, может стать предметом его внимания а, значит, ценностью, что позволяет утверждать следующее – главная особенность всех ценностей состоит в том, что они носят антропогенный характер. И хотя в реалиях, обозначаемых как ценности, присутствуют некое объективное, онтологическое основание, сообщающее им возможность быть ценностью, все же определяющим фактором выступает отношение человека к ним.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы – учение о субстанции и ее модусах. Этика – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. Эстетика – система знаний о художественной и эстетической практике человечества.
Философия техники – исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877).
Философия науки – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики.
Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
В отличие от других наук, философия зависит от исторического времени своего возникновения (философия Древнего Мира, Средневековая философия, философия Нового времени), культурно-национальных традиций (Китайская философия, философия античная, западно-европейская философия, русская философия и т. д.) и индивидуального опыта философа. В отличие от других специальных наук главным предметом изучения философии является мир как единое целое. Философия обобщает данные отдельных наук, чтобы сформировать мировоззрение, свойственное определенной исторической эпохе и культуре.
Согласно древнегреческому философу Платону, философия изучает идеальные неизменные свойства всех вещей.
С точки зрения античного философа Аристотеля, философия исследует первопричины возникновения всех вещей.
Римские философы стои определяли философию как путь для достижения счастья посредством разума.
Немецкий философ Кант утверждал, что философия – это наука о границах человеческого познания.
Философия как мировоззрение прошла 3 основные стадии своей эволюции:
1. космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса, и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, некоторые страны востока).
2. теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа)
3. антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, новое и новейшее время, совр. Философские школы).
II. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
Мифология (от греч. слова - предание, сказание; лог. - слово, понятие) – особая форма восприятия мира. Миф – ранняя форма духовной культуры человека. Интеллектуальное своеобразие мифа в том, что мысль выражается в конкретных образах, метафорах. В мифологии отсутствуют отчетливые разграничения мира и человека, все слито, едино: реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера. Постепенно миф сошел со сцены и воплотился в религии и искусстве.
Как правило, миф пытается ответить на следующие вопросы: