Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Главное философское достижение немецкой классической философии — диалектика. Хотя и на идеалистической основе, она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: мир — развивающееся противоречивое целое. Новой была идея построения системы взаимосвязанных категорий. Тем самым впервые был найден специфический язык философии как науки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….2
1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа…………………………………………………………...3
2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта. …………………………………..4
3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив….7
Заключение……………………………………………………………………………..
«Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит» - И. Кант.
Согласны ли Вы с высказыванием философа? Дайте развернутую характеристику……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

философия 4в к.р..docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Блок 1.Тема: Философия И. Канта

План

Введение……………………………………………………………………………….2

1. Кант - родоначальник немецкой  классической философии. Общая характеристика  этого этапа…………………………………………………………...3

2. Структура субъекта. Априорные  формы чувственности. Рассудок и  разум. «Явление» и «вещь в  себе». Агностицизм Канта. …………………………………..4

3. Проблемы нравственности  в философии Канта. Категорический императив….7

Заключение……………………………………………………………………………..8

Блок 2.

 «Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит» - И. Кант.

Согласны ли Вы с высказыванием философа? Дайте развернутую характеристику……………………………………………………………………….10

Блок 3.

Тестовые задания…………………………………………………………………….12

 

Список литературы…………………………………………………………………..13

 

Рецензия………………………………………………………………………………14

 

 

 

Блок 1.

Тема: Философия И. Канта

План

Введение

1. Кант - родоначальник немецкой  классической философии. Общая характеристика  этого этапа.                                                                                                                2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта.                                                                          3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.

Заключение

Введение                                                                                                                                    В истории мировой философии этап, именуемый «немецкой классической философией», обычно оценивается как грандиозный период в развитии человеческого духа, как вершина философского миропонимания.                                                                                                       Главное философское достижение немецкой классической философии — диалектика. Хотя и на идеалистической основе, она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: мир — развивающееся противоречивое целое. Новой была идея построения системы взаимосвязанных категорий. Тем самым впервые был найден специфический язык философии как науки.                                                                                                      Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.                                                          

1.Кант - родоначальник  немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.                                                                                               Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. 
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:                                                                                                                                            - объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);                                                                                     - субъективный идеализм (Фихте);                                                                                                        - материализм (Фейербах).                                                                                                      Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:                                                                                                - учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;                                                                                                                                      

-немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;                                                                                                                               - рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.                                                                                                                           

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.                                                                                                        Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.                В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».                                                                           Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.                                                   

2. Структура субъекта. Априорные  формы чувственности. Рассудок и  разум. «Явление» и «вещь в  себе». Агностицизм Канта.

В отличие от философов XVII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей, то у Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня - эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Пространство и время - априорные формы чувственности. Чтобы разрешить этот каверзный вопрос, Кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума. Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение - это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые эти ощущения с самого начала как бы "укладываются", с помощью которых они как бы упорядочиваются. Эти формы - пространство и время. Пространство - это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), тогда как время - априорная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания).

Рассудок и разум. Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом. К Канту восходит то различие между рассудком и разумом, которое затем играет важную роль у всех последующих представителей немецкого идеализма - Фихте, Шеллинга и Гегеля. Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним - безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некой первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того. Таким образом, достижение последнего безусловного - это задача, к которой стремится разум. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Чтобы у рассудка был стимул к деятельности, он, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию; но эта цель всегда остается недостижимой для него. А поэтому, стремясь к этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; между тем лишь в данных пределах его категории имеют законное применение. Выходя за пределы опыта, рассудок впадает в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать внеопытные вещи сами по себе.                                                                Явление и "вещь в себе", природа и свобода. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, Кант проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром "вещей в себе" (то есть вещей, как они существуют сами по себе). В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое. Тут нет места субстанциям в их традиционном понимании, то есть тому, что существует само через себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту. Между "вещами в себе" и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без "вещей в себе" не может быть и явлений. Кант не в состоянии тут избавиться от противоречия: он применяет незаконно одну из категорий рассудка - причинность - по отношению к "вещам в себе". «Вещь в себе» (ноумен) - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, она никогда не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас» (феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый образ внешнего мира, не имеющий ничего общего с реальностью. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята.                                                                                   Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных «вещей самих по себе», Кант считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, «вещи сами по себе» вызывают в нем множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных форм живого созерцания. Обретая пространственную и временную форму, представления упорядочиваются далее посредством категорий рассудка («причины», «количества» и др.) и трансформируясь в явления, соотносятся как внешние субъекту феномены с воздействующими на субъект «вещами самими по себе». В процессе познавательной (и трудовой) деятельности субъект раскрывает мир феноменов и развивает научное знание

3. Проблемы нравственности  в философии Канта. Категорический  императив                                                                                                                               Нравственное учение Канта основано на удалении из человеческой деятельности всех чувственных элементов с тем, чтобы получить чистую сущность нравственности. Эта сущность состоит в полной независимости человека от внешних детерминант его поведения, что означает автономию, то есть самодостаточность человеческой воли. 
Главное в нравственности - это идея долга, которая непосредственно дана нашему сознанию и неразложима далее: "Ты должен, потому что ты человек". Мораль Канта имеет формальный характер. Нравственность, изменяясь по содержанию, всегда имеет одну и ту же форму всеобщих и необходимых законов.                                                                                                                                

Категорический императив. Правила нравственной деятельности должны иметь, по Канту, характер категорического императива, то есть всеобщей, независимой от каких-либо внешних побуждений формы долженствования. Этот категорический императив представляет всего лишь модификацию известного "золотого правила". У Канта звучит так: "Действуй лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном".  
Категорический императив имеет три формулы. Первая была приведена выше.  
Вторая формула: "Действуй так, чтобы человеческое как в твоем лице, так и в лице всякого другого употреблялось тобой как цель, но не как средство.  
Третья формула: "Действуй по той идее, что все правила в силу собственного законодательства должны согласовываться в единое царство целей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы".  
Высшее благо является главной моральной ценностью и согласно требованиям разума должно быть осуществлено.  
Для осуществления высшего блага необходимы три условия: свобода воли, бессмертие души, бытие Бога.                                                                                                                                     

Заключение                                                                                                                                 В немецкой философской классике было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Все предшествующие учения грешили созерцательностью: процесс познания представлялся им пассивным восприятием образов, поступающих извне. Немецкие мыслители впервые провозгласили (в идеалистической форме) активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрерывное взаимодействие.

Сфера сознания предстала в трудах классиков немецкой мысли в более широких масштабах. В нее включили и бессознательные, неконтролируемые процессы. Системность мысли не исключает спонтанности, это две взаимосвязанные противоположности единого процесса. Бессознательная работа мысли присутствует и в единичном акте творчества, где решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Есть и коллективное бессознательное — мифологическое мышление, которое представляет собой необходимую ступень в развитии форм общественного сознания.

Немецкая классическая философия обосновала идею общественной закономерности, указав на экономику как на сферу ее наиболее яркого проявления. Созидание, труд, орудия труда предстали как предмет философского рассмотрения. Была предпринята попытка увидеть в истории человечества закономерные этапы прогрессивного развития.

Новой наукой, получившей в Германии имя и систематическую разработку (в том числе и в трудах немецких классиков), была эстетика. Уходящие в древность предшествующие учения о прекрасном были отрывочными и не схватывали диалектический характер красоты.

Немецкой классической философии удалось сказать новое слово и в древней философской науке этике. Возникла идея долга как абсолютного побудительного мотива морального поведения. Впервые в философии была поставлена проблема идеала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2.

«Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит» - И. Кант.                                                                        

Согласны ли Вы с высказыванием философа? Дайте развернутую характеристику.

В определенной мере можно согласиться с И. Кантом, который считал, что хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который она внешне походит.                                                                                         

 Ум и хитрость надо различать. Некоторые думают, что если человек умный, то он и хитрый тоже. Не всегда так. Потому что ум бывает житейский (основанный на знании социума, опыте) и аналитический (основанный на научном знании). Можно быть умным, но не хитрым. Хитрость – это сознательное умение достигать изощренным путем личной выгоды. Изощренный путь – уловка, лазейка. Хитрость — это умение обмануть, ввести в заблуждение других. Она нередко связана с лестью, лицемерием, подхалимством, и поэтому ей могут сопутствовать лживость, подлость. Хитрость –частное свойство ума, возможно, и недалекого.                                                                                                       Некоторые считают, что хитрость – это порок. Думаю, что это заблуждение. Обобщать не следует. Все зависит от ситуации, в которой используется хитрость человека.                                                                                                                                     Но является ли хитрость признаком ума? На этот вопрос, наверное, каждый ответит в меру своей хитрости и ума. Если же обратиться к природе понятий, то невольно придешь к выводу, что хитрость и ум мало связаны между друг другом, потому как хитрость – социальная характеристика, а ум - биологическая. Тем не менее, ловишь себя на мысли, что «Хитрость и ум часто идут рука об руку». Однако интересен тот факт, что многие считают наличие хитрости у людей, не обладающих званием «умный». То есть хитрость, по мнению некоторых, обычно развивается у тех, кто не отличается своим умом, в качестве некоторой компенсации.                                                                                                                Хочу отметить то, что хитрость сама по себе нейтральное качество. Окраску ей придает в основном цель. С ее помощью можно как сгладить конфликт на работе, так и усугубить его. Конечно, использование обмана или манипулирования не очень хорошо влияет на последующие взаимоотношения, но если это ради блага, то может все средства хороши? Это относительный вопрос, поэтому для каждого человека свой ответ.                                                                                                 Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими окольными путями; и ее беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом всегда лишь мешает. 

Информация о работе Философия Канта