Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:01, реферат
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф. Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальными сторонами марксистского мировоззрения.
1.Ведение
2.Философия на службе истории.
3.Философский анализ политической экономии.
4.Отчужденный труд.
5.Универсальный человек.
6.Критика "казарменного коммунизма".
Список литературы.
Почему человек становится
отчуждённым?
Отчуждённый труд равнозначен существованию
частной собственности. Частная собственность
- основа экономической жизни, та самая
фактическая основа, которую политэкономы
не обсуждают, считая «естественной предпосылкой».
На частнособственнической экономики
держится вся человеческая история, вся
жизнь людей. Это значит, что экономическая
история- ключ к пониманию человеческой
жизни как таковой. « Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство и т. д.
суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону». Жизнь
людей в условиях экономического отчуждения
(всех людей, не только рабочих) искажает
калечит их, делает «частичными индивидами
или неразвитыми, недочеловеческими существами.
«Частная собственность сделала нас столь
глупыми и односторонними, что какой-нибудь
предмет является нашим лишь тогда, когда
мы им обладаем…когда мы им непосредственно
владеем, едим его, пьём, носим на своём
теле, живём в нём и т. д., - одним словом,
когда мы его потребляем… Поэтому на место
всех этих чувств- чувство обладания».
Негативная философская оценка атомарного
индивида» и жизненной реальности совпадает
у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто
духовный, моральный переворот Маркс не
питает. Отчуждение должно быть преодолено
в самой своей основе - в труде, в производственной
деятельности. Перспективы развития человек
и человечества - в преобразовании основ,
в уничтожении отчуждённого труда.
Универсальный человек.
Процесс обратный отчуждению - присвоение
человеком собственной
Характеристика присвоения человеком
собственной сущности, или превращения
труда из принудительного в человеческий,
рассматривается Марксом по тем же параметрам,
что и процесс отчуждения: а) по присвоению
предмета или освобождению самой деятельности;
б) по присвоению человеком труда общей
« родовой сущности»;
в) по присвоению или освобождению самой
деятельности;
г) по гармонизации отношений человека
с человеком, «Я» и «Ты» в самой деятельности.
Итак, уничтожение отчуждения, превращение
труда в свободную самареализацию человека
означает и полное переворачивание и человека,
и его отношения к природе и другим людям.
Маркс создаёт грандиозную по гуманистическому
пафосу картину человека, живущего в единстве
с природой, преобразующего природу по
марке каждого вида, то есть в соответствии
с её, природы, законами. Гармония с природой
внешней осуществляется в деятельности,
в которой человек реализует свои цели
уже не по законам утилитарной пользы,
эксплуатации природы, а по законам красоты.
Внутренняя природа самого человека также
преобразуется – вместо искалеченных,
отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению
только животных потребностей людей появляется
человек, само природное развитие которого
есть гармоничный результат всей истории
человеческого общества. Это означает,
что в человеке начнут бурно развиваться
способности, пока ещё реализующиеся отнюдь
не у всех людей: музыкально развитое ухо,
художественно развитый глаз и т. д.
Универсально развитый, живущий в единстве
и гармонии с внешней и внутренней природой
человек - таков идеальный философский
образ, рисующийся Марксу в качестве ядра
коммунистического идеала. Маркс показывает
его законченным натурализмом, или законченным
гуманизмом. Уничтожение частной собственности
Маркс считает средством реализации этого
идеала. Однако сама по себе ликвидация
частной собственности хотя и неизбежна,
но ещё недостача для присвоения людьми
человеческой сущности.
Критика
«казарменного коммунизма».
Уничтожение частной собственности,
которое некоторые современники
Маркса мыслили как средство для
достижения общего равенства людей
в труде и наслаждениях, отнюдь
не идентично с ликвидацией
Распространение социального равенства
в том виде, каким его понимают теоретики
грубоуравнительного коммунизма (равенство
труда, оплаты, удовольствий, наслаждений)
фактически означает распространение
всеобщей нищеты, резкое понижение уровня
культуры и одновременно сильнейшую личностную
нивелировку членов общества. «Тайна»
уравнительного коммунизма видится Марксу
в тезисе «общности жён». Дело не в практической
реализуемости, а в теоретическом смысле
этого тезиса. Превращение человека в
средство (уравнивание женщины с имуществом
и владением) узаконивает высшую степень
унижения человека, существующую в реальности.
Фактическое рабство женщины в настоящем
делается законом жизни будущего общества.
Несравнимо выше стоит концепция социалиста
Ш. Фурье, согласно корой степень цивилизованности
всякого общества измеряется степенью
освобождения женщины. Философским обоснованием
и объяснением этого положения Фурье Марксу
в то время представлялась фейербаховская
концепция единства «Я» и «Ты» в отношении
индивидуальной любви, в которой Фейербах
видел наиболее полное проявление сущности
человека.
Призванная необходимость уничтожения
частной собственности, Маркс в то же время
видел, что представления коммунистов
утопистов о путях достижения этой цели
могут привести к весьма социальным представлениям.
Но путь «казарменного коммунизма» неизбежен.
Отрицание частной собственности может
идти на основе всех исторических достижений
частнособственнического общества. Это
значит, что грубая уравнительность, проповедуемая
в коммунистических сочинениях начала
XIX века, да и в соответствующих социальных
экспериментах,- только исторический момент,
переходное состояние, которое неизбежно
перерасти в программу освоения всех культурных
богатств, накопленных человечеством,
в гуманизацию общественных отношений,
открывающую перспективу освобождения
труда и саморазвития человека.
Список литературы:
· Юдин Б. Г. «Великие философы».
Москва 1989, 340 страниц.
· Фролов И. Т. «Введение в философию».
Москва 1990, 369 страниц.