Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:06, реферат
В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны. Один путь - обращение к гуманистическим традициям - к Лессингу, Гёте, Канту; другой - более серьезный, более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, - обретение философской веры.
Учение об экзистенции помогает уяснить специфику понимания массы и массового общества в экзистенциалистской концепции Ясперса. Различие между существованием в мире и экзистенцией - это различие между неподлинным существованием и подлинным существованием, между массовым обществом и подлинной коммуникацией. Господство массы по Ясперсу - это явление современного времени. ?Масса как толпа не связанных друг с другом людей, которые в своем сочетании составляют некое единство, как преходящее явление существовала всегда. Масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира? (Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории, М., 1991, стр. 313).
Ясперс не отрицает
определенных преимуществ,
Во-вторых, в современном
производстве люди по своей
воле (в отличие, например, от рабовладельческого
хозяйства), каждый на своем месте,
пользуясь полным доверием, участвуют
в создании условий для
Однако в современном
обществе коренится угроза
1. Техника преодолевает время и пространство, человек живет ?в соприкосновении со всеми?. Нет более ничего далекого, тайного,
удивительного. Людей,
занимающих ведущие посты в
государстве, обсуждают так,
2. Человека ценят не
за его индивидуальность, а за
деловитость. От него ждут не
рассуждений о смысле жизни,
а умелых действий, не чувств,
а объективности. Лозунги
3. В повседневности на
первый план выходит
4. Человек мыслит свое бытие только как ?мы?, как ?социальное бытие?. То, что отдельному человеку казалось бы скучным, более того, невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под власть коллективного импульса.
5. Разложенное на функции существование ?теряет свою историческую особенность? (Там же, стр.309). Молодость становится идеалом. В обществе, в котором человек приобретает значение функции, он должен быть молодым. Если человек немолод, он будет стремиться к видимости молодости. Массовый человек - всегда начинает сначала. Он может сегодня делать одно, завтра - другое. Для него все возможно и ничего не является действительным.
6. Общая деловитость ведет
к единым проявлениям
Для Ясперса современное
массовое общество - это общий
феномен, характерный для всех
демократических стран с
С другой стороны,
Ясперс всегда подчеркивал,
Неподлинному существованию
человека в массе Ясперс
Ясперс не показывает
реального примера общества, в
котором существует подлинная
коммуникация. Но он предлагает
путь, по которому люди могли
бы в это общество прийти. В
основе этого пути -
?Массовый человек? в ?массовом обществе? как раз может стать объектом исследования специальных наук, в том числе и политической науки. В нем нет свободы. В подлинной же коммуникации к человеку не относятся как к объекту исследования. Каждый человек в ней понимается как индивидуальность, которая не подвержена типизации. В подлинной коммуникации, по Ясперсу, и заключается свобода.
В заключение еще
раз выделим основные понятия
и положения философии К.
Взаимосвязь науки
и философии: наука и
Характеристика науки:
наука не является познанием
бытия. Она познает отдельные
предметы. Наука не производит
ценностей, не направляет
Структура бытия; "бытие-в-мире" (предметное бытие); экзистенция (необъективируемая человеческая самость). Ясперс пишет: "Экзистенция есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия". Раз экзистенция не может быть объектом, следовательно, не может быть познана;
трансценденция ("объемлющее", представляющее непостижимый предел всякого бытия или мышления, т.е. Бог. Критерием встречи с ним выступает момент "онемения", невыразимости в слове)*
Мышление перед лицом "бытия-в-мире" есть "ориентация-в-мире" (наука), мышление перед лицом экзистенции - есть "высветление экзистенции"(философия), мышление перед лицом трансценденции -метафизика.
Коммуникация есть
универсальное условие
Пограничные ситуации. "Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют то, что я называю пограничной ситуацией". Смерть - самый яркий пример.
Философия истории: "Осевая
эпоха' есть время, когда был
создан "завет личной ответственности"
Автор лекции: Андриянова Е.А., доцент кафедры философии и социальных наук Саратовского медицинского университета.