Философия Карла Ясперса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны. Один путь - обращение к гуманистическим традициям - к Лессингу, Гёте, Канту; другой - более серьезный, более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, - обретение философской веры.

Файлы: 1 файл

Философия Карла Ясперса.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)

 

 Учение об экзистенции помогает уяснить специфику понимания массы и массового общества в экзистенциалистской концепции Ясперса. Различие между существованием в мире и экзистенцией - это различие между неподлинным существованием и подлинным существованием, между массовым обществом и подлинной коммуникацией. Господство массы по Ясперсу - это явление современного времени. ?Масса как толпа не связанных друг с другом людей, которые в своем сочетании составляют некое единство, как преходящее явление существовала всегда. Масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира? (Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории, М., 1991, стр. 313).

 

 Ясперс не отрицает  определенных преимуществ, появившихся  в современном массовом обществе. Во-первых, эти преимущества относятся  к самому уровню существования: ?Мы обеспечены так, как никогда еще на протяжении всей истории не были обеспечены массы людей? (Там же, стр. 307). В современном обществе страхование на случай безработицы или болезни и социальное обеспечение не дают умереть с голоду нуждающемуся человеку.

 

 Во-вторых, в современном  производстве люди по своей  воле (в отличие, например, от рабовладельческого  хозяйства), каждый на своем месте,  пользуясь полным доверием, участвуют  в создании условий для функционирования  целого. Политическая структура  такого аппарата деятельности - демократия  в той или иной разновидности.

 

 Однако в современном  обществе коренится угроза индивидуальности  человека. Эту угрозу можно отразить  в следующих положениях:

 

1. Техника преодолевает  время и пространство, человек  живет ?в соприкосновении со всеми?. Нет более ничего далекого, тайного,

 удивительного. Людей,  занимающих ведущие посты в  государстве, обсуждают так, как  будто с ними знакомы.

 

2. Человека ценят не  за его индивидуальность, а за  деловитость. От него ждут не  рассуждений о смысле жизни,  а умелых действий, не чувств, а объективности. Лозунги современности:  знание, гигиена, комфорт.

 

3. В повседневности на  первый план выходит соответствие  правилам. Основное желание современного  человека - быть как все, не  выделяться.

 

4. Человек мыслит свое  бытие только как ?мы?, как ?социальное бытие?. То, что отдельному человеку казалось бы скучным, более того, невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под власть коллективного импульса.

 

5. Разложенное на функции  существование ?теряет свою историческую особенность? (Там же, стр.309). Молодость становится идеалом. В обществе, в котором человек приобретает значение функции, он должен быть молодым. Если человек немолод, он будет стремиться к видимости молодости. Массовый человек - всегда начинает сначала. Он может сегодня делать одно, завтра - другое. Для него все возможно и ничего не является действительным.

 

6. Общая деловитость ведет  к единым проявлениям человеческого  поведения во всем мире. Едиными  становятся моды, правила общения,  жесты, отсутствие близости между  людьми в личной жизни, самодисциплина  и др. Все эти психологические  особенности современного человека  целесообразны для совместной  жизни больших масс людей.

 

 Для Ясперса современное  массовое общество - это общий  феномен, характерный для всех  демократических стран с высоким  уровнем техники. В отличие  от многих критиков ?массового общества?, немецкий экзистенциалист относится к существованию в массе как к реальному факту, как к оптимальному способу существования больших скоплений людей. В этой жизнедеятельности есть свои достоинства и недостатки. Но достоинства - очевидны, а недостатки понятны только наиболее развитым в духовном плане людям, которые страдают от потери индивидуальности и ищут пути ее обретения.

 

 С другой стороны,  Ясперс всегда подчеркивал, что  на своем опыте увидел в  годы нацистского режима, куда  может зайти невинное, на первый  взгляд, ?омассовление людей?, их желание ?быть, как все?, и стремление удалить из своей среды тех, кто из нее выбивается.

 

 Неподлинному существованию  человека в массе Ясперс противопоставляет  подлинное существование, экзистенцию. Экзистенция проявляется в подлинной коммуникации. Только в подлинном существовании возможна человеческая свобода, а значит, и проявление индивидуальности.

 

 Ясперс не показывает  реального примера общества, в  котором существует подлинная  коммуникация. Но он предлагает  путь, по которому люди могли  бы в это общество прийти. В  основе этого пути -индивидуальная работа каждого человека над самим собой. Подлинная коммуникация - это сообщество людей, достигших уровня экзистенции.

 

?Массовый человек? в  ?массовом обществе? как раз может стать объектом исследования специальных наук, в том числе и политической науки. В нем нет свободы. В подлинной же коммуникации к человеку не относятся как к объекту исследования. Каждый человек в ней понимается как индивидуальность, которая не подвержена типизации. В подлинной коммуникации, по Ясперсу, и заключается свобода.

 

 В заключение еще  раз выделим основные понятия  и положения философии К.Ясперса.

 

 Взаимосвязь науки  и философии: наука и философия  не могут существовать друг  без друга, но нельзя допускать  и "опасное заражение" ("перенос  инфекции"). Философия является  гарантом антидогматизма в науках, ищет в них смысл. В науке истина - анонимна, в философии укоренена в личной экзистенции ("моя истина").

 

 Характеристика науки:  наука не является познанием  бытия. Она познает отдельные  предметы. Наука не производит  ценностей, не направляет человеческую  жизнь. Она не решает самых  важных проблем человека, исключает  их из своей сферы. Наука  не знает собственного смысла. Научное знание представляет  собой "ориентацию в мире" (имеет чисто прикладное значение).

 

 Структура бытия; "бытие-в-мире" (предметное бытие); экзистенция (необъективируемая человеческая самость). Ясперс пишет: "Экзистенция есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия". Раз экзистенция не может быть объектом, следовательно, не может быть познана;

 

 трансценденция ("объемлющее", представляющее непостижимый предел всякого бытия или мышления, т.е. Бог. Критерием встречи с ним выступает момент "онемения", невыразимости в слове)*

 

 Мышление перед лицом  "бытия-в-мире" есть "ориентация-в-мире" (наука), мышление перед лицом экзистенции - есть "высветление экзистенции"(философия), мышление перед лицом трансценденции -метафизика.

 

 Коммуникация есть  универсальное условие человеческого  бытия. "Все то, что есть человек  и что есть для человека, обретается  в коммуникации". "Экзистенция есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией или трансценденцией". В экзистенциальной коммуникации человек играет не роль, уготованную ему обществом (отца или мужа, ученого или военного), а самого себя (раскрывается не роль, а сам актер). Истинное бытие в отличие от массовой коммуникации - духовное общение немногих.

 

 Пограничные ситуации. "Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют то, что я называю пограничной ситуацией". Смерть - самый яркий пример.

 

 Философия истории: "Осевая  эпоха' есть время, когда был  создан "завет личной ответственности"  для всех времен и народов  (время, когда творили древние  пророки, основатели религий,  первые греческие философы). Общность  осевой эпохи (1Х-Ш вв. до н.э.) облегчает коммуникацию.

 

Автор лекции: Андриянова Е.А., доцент кафедры философии и социальных наук Саратовского медицинского университета.


Информация о работе Философия Карла Ясперса