Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа
Основной вопрос философии – это вечная проблема соотношения двух реальностей:
1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ("видимого мира");
2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ("сверхчувственного, скрытого мира").
Задание 1………………………………………………………………… 2
Задание 2……………………………………………………………….… 5
Задание 3……………………………………...……………………………7
Задание 4………………………………………………………………… 9
Список литературы……………………………………………………. 11
Содержание.
Вариант - 2
Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Основной вопрос философии и его современное решение.
Основной вопрос философии – это вечная проблема соотношения двух реальностей:
1) реальности, которую человек
способен воспринимать при
2) реальности, принципиально
не доступной внешнему опыту
людей ("сверхчувственного,
С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.
Религиозные философы обычно
понимают под Основным вопросом философии
следующую серию вопросов: а) скрывается
ли за являющимся нам миром порождающая
его первопричина (Бог) или есть только
посюсторонний мир, несотворенный
и вечный; б) если миром правит потусторонняя
сила (Бог), то можно ли познать эту
силу и в какой мере; в) какого
поведения Бог от нас ожидает?
Другие мыслители предпочитают более
общие и краткие формулировки
основного вопроса философии, например,
одну из таких: "Как наше мышление
относится к бытию?", "Каково
соотношение материи и
Более полное представление об основном вопросе философии дает описание трех его важнейших аспектов - онтологического, психофизического и гносеологического.
Онтологический аспект - проблема соотношения сущности ("сокровенного"), явления ("откровенного") и субъективной кажимости. В этом случае речь может идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения основного вопроса философии:
1) есть только чувственные
качества, кажимость, но нет никаких
объективных "вещей в себе"
и сущностей (субъективный
2) за кажимостью могут стоять "вещи в себе", объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм);
3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; "сущность является, явление существенно" (Гегель, эссенциализм);
4) сущность никогда не
проявляется полно и
5) совершенные проявления
сущности иногда все же
6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к им самим (наивный реализм).
Продолжая задавать
вопросы о природе сущности (противоречива
она или проста, однопорядкова
или многопорядкова по своей
сложности, имеет ли она
Психофизический аспект - проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект основного философского вопроса, ограничивая, изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты:
1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме "материального" (материализм, физикализм);
2) одномерный человек-дух, состоящий исключительно из "духовного" (спиритуализм);
3) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм);
4) дуальный человек, в
котором Богом совмещены и
скоординированы две
5) трехмерный человек, состоящий из плоти, души и привходящего "извне" свободного духа; тело - зеркало души, а душа - зеркало духа (модель ап. Павла);
6) психика - эпифеномен, интериоризованные
схемы внешних движений
Промежуточные варианты ответов
сопряжены с вопросами о
Гносеологический аспект - проблема соотношения человеческого сознания (как "части" души), человеческой деятельности и объективной реальности, независимой от сознания и деятельности человека. Иногда этот аспект упрощают до вопроса о соотношении сознания человека и объективной реальности, существующей до человека и независимо от человечества. Логически возможны такие варианты решения основного вопроса философии:
1) материалисты полагают,
что материя первична, а сознание
человека вторично, поскольку сознание
является высшим продуктом
2) объективные идеалисты
отправляются от посылки о
генетической первичности
3) абсолютизация субстанциальной
роли человеческой практики в
производстве окружающего мира
и форм общественного сознания
характерна для прагматизма,
4) субъективный идеализм полагает первичным сознание человека;
5) абсолютизация овеществленной
силы знания ("искусственной природы")
возвращает человеку и его
сознанию объективную
6) "лингвистический идеализм" пытается вывести "сознание" и "культуру" из природы человеческого языка.
Пересечение между собой выделенных выше основных вариантов основного философского вопроса, порождает в исторической практике огромное множество философских течений и школ[5].
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика.
Онтология - это раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем».
Космология – это раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляет математика, физика и астрономия. В своих задачах она часто пересекается с философией и богословием.
Космогония – это учение
о происхождении или о
Гносеология – это теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века.
Эпистемология – это теория познания, раздел философии. Был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.
Антропология – это совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[2]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[3].
Социальная философия
– это раздел философии, призванный
ответить на вопрос о том, что есть
общество и какое место занимает
в нём человек. Социальная философия
в этом понимании сближается с
теоретической социологией. Различие
заключается прежде всего в том,
что социология занимается анализом
общества и выявлением закономерностей
в его существовании, в то время
как философия выполняет
Аксиология – это теория
ценностей, раздел философии. Аксиология
изучает вопросы, связанные с
природой ценностей, их местом в реальности
и структурой ценностного мира, то
есть о связи различных ценностей
между собой, с социальными и
культурными факторами и
Этика – это философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[4]
Эстетика – это философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность?
Язык - символ нашей жизни,
результат постоянно
– ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ.
Философы античности и
средневековья уделяли в языке
основное внимание имени как слову,
обозначающему отдельный
Для нас важно, что интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность - это идея Платона или форма Аристотеля).
Переходя к средневековью, язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии. В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков. Итак, согласно философии, имени, мир рассматривается как имя; имя - символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе