Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Основной вопрос философии – это вечная проблема соотношения двух реальностей:
1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ("видимого мира");
2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ("сверхчувственного, скрытого мира").

Содержание работы

Задание 1………………………………………………………………… 2
Задание 2……………………………………………………………….… 5
Задание 3……………………………………...……………………………7
Задание 4………………………………………………………………… 9
Список литературы……………………………………………………. 11

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Задание 1………………………………………………………………… 2
  2. Задание 2……………………………………………………………….… 5
  3. Задание 3……………………………………...……………………………7
  4. Задание 4………………………………………………………………… 9
  5. Список литературы……………………………………………………. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант - 2

Тема: Философия, круг ее проблем и  роль в обществе.

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Основной  вопрос философии и его современное  решение.

Основной вопрос философии  – это вечная проблема соотношения  двух реальностей:

1) реальности, которую человек  способен воспринимать при помощи  своих органов чувств ("видимого мира");

2) реальности, принципиально  не доступной внешнему опыту  людей ("сверхчувственного, скрытого  мира").

С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого  главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки  философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые  явления природы (первозданной или  искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших  мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы  существования материи. "Скрытый  мир" - законы неживой и живой  природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.

Религиозные философы обычно понимают под Основным вопросом философии  следующую серию вопросов: а) скрывается ли за являющимся нам миром порождающая  его первопричина (Бог) или есть только посюсторонний мир, несотворенный  и вечный; б) если миром правит потусторонняя  сила (Бог), то можно ли познать эту  силу и в какой мере; в) какого поведения Бог от нас ожидает? Другие мыслители предпочитают более  общие и краткие формулировки основного вопроса философии, например, одну из таких: "Как наше мышление относится к бытию?", "Каково соотношение материи и сознания?", "Как в наших телах взаимосвязаны  дух, душа и плоть?". Подразделив  сущее на мир идей (прообразов) и  мир материальных вещей (образов), Платон одним из первых остро поставил основной вопрос философии. Вместе с тем далеко не все мыслители в прошлом  и настоящем соглашались с  необходимостью вычленять основной вопрос философии и отправляться от него, как от ядра всей философской  проблематики.

Более полное представление  об основном вопросе философии дает описание трех его важнейших аспектов - онтологического, психофизического и  гносеологического.

Онтологический аспект - проблема соотношения сущности ("сокровенного"), явления ("откровенного") и субъективной кажимости. В этом случае речь может  идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения основного  вопроса философии:

1) есть только чувственные  качества, кажимость, но нет никаких  объективных "вещей в себе" и сущностей (субъективный идеализм  сенсуалистической окраски);

2) за кажимостью могут  стоять "вещи в себе", объективные  феномены, которые нам еще предстоит  познавать в чистом виде (феноменализм);

  3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; "сущность является, явление существенно" (Гегель, эссенциализм);

4) сущность никогда не  проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более  кажимости) всего лишь намекают  нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам  о ней истинного знания (символизм);

5) совершенные проявления  сущности иногда все же случаются  - они открываются избранным людям  и транслируются через пророков (профетизм);

6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так,  что от их проявлений можно  истинно умозаключать к им  самим (наивный реализм).

 Продолжая задавать  вопросы о природе сущности (противоречива  она или проста, однопорядкова  или многопорядкова по своей  сложности, имеет ли она пространственно-временные  свойства и т. д.), можно далее продолжать список вариантов решения основного философского вопроса

Психофизический аспект - проблема соотношения духа, души и плоти  в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект основного философского вопроса, ограничивая, изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты:

1) одномерный плотский  человек, в котором нет ничего, кроме "материального" (материализм,  физикализм);

2) одномерный человек-дух,  состоящий исключительно из "духовного" (спиритуализм);

3) двумерный человек состоящий  из плоти и души, имеющих между  собой массу взаимопереходов  (идеализм);

4) дуальный человек, в  котором Богом совмещены и  скоординированы две независимые  друг от друга субстанции - тело  и душа (дуализм Декарта);

5) трехмерный человек,  состоящий из плоти, души и  привходящего "извне" свободного  духа; тело - зеркало души, а душа - зеркало духа (модель ап. Павла);

6) психика - эпифеномен, интериоризованные  схемы внешних движений организма  (бихевиоризм, операционализм).

Промежуточные варианты ответов  сопряжены с вопросами о вечности или смертности души, о характере  взаимоотношения души и оплодотворяющего ее духа, об активности или пассивности  души внутри тела, о ее способности  или неспособности выходить за пределы  своего тела.

Гносеологический аспект - проблема соотношения человеческого  сознания (как "части" души), человеческой деятельности и объективной реальности, независимой от сознания и деятельности человека. Иногда этот аспект упрощают до вопроса о соотношении сознания человека и объективной реальности, существующей до человека и независимо от человечества. Логически возможны такие варианты решения основного  вопроса философии:

1) материалисты полагают, что материя первична, а сознание  человека вторично, поскольку сознание  является высшим продуктом материи  и формой ее отражения;

2) объективные идеалисты  отправляются от посылки о  генетической первичности объективного  мира идей к вторичности мира  вещей и субъективного мира  человека;

3) абсолютизация субстанциальной  роли человеческой практики в  производстве окружающего мира  и форм общественного сознания  характерна для прагматизма, инструментализма, операционализма, некоторых направлений  марксизма;

4) субъективный идеализм  полагает первичным сознание  человека;

5) абсолютизация овеществленной  силы знания ("искусственной природы") возвращает человеку и его  сознанию объективную обусловленность:  человек подчинен продуктам своего  творчества (социальным институтам, борьбе классов, объективированному  знанию и т. п.); к такому варианту  склоняются трансценденталисты;

6) "лингвистический идеализм" пытается вывести "сознание" и "культуру" из природы человеческого  языка. 

Пересечение между собой  выделенных выше основных вариантов  основного философского вопроса, порождает  в исторической практике огромное множество  философских течений и школ[5].

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика.

Онтология - это раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем».

Космология – это раздел астрономии, изучающий свойства и  эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляет математика, физика и астрономия. В своих задачах  она часто пересекается с философией и богословием.

Космогония – это учение о происхождении или о сотворении Вселенной. Со времён Гесиода она  служила сюжетом множества философских  трактатов.[1] В настоящее время космогония является областью науки, изучающей образование и развитие всех астрономических объектов.

Гносеология – это теория познания, раздел философии. Термин «гносеология»  был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века.

Эпистемология – это теория познания, раздел философии. Был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии  в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал  преобладать и сейчас преобладает  второй.

Антропология – это  совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[2]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[3].

Социальная философия  – это раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия  в этом понимании сближается с  теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей  в его существовании, в то время  как философия выполняет критическую  функцию. Социальная проблематика в  философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Аксиология – это теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с  природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей  между собой, с социальными и  культурными факторами и структурой личности.

Этика – это философское  исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова  этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление  индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования  и т. д.[4]

Эстетика – это философская  дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и  его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение  к природе и искусству, его  происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское  учение о сущности и формах прекрасного  в художественном творчестве, в природе  и в жизни, об искусстве как  особой форме общественного сознания.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Обладает  ли философия своим языком? В чем  состоит его особенность?

Язык - символ нашей жизни, результат постоянно возобновляющегося  творчества как народа в целом, так  и каждого человека. Считается, что  сейчас на земном шаре свыше 2500 различных  естественных языков, т.е. языков, возникших  в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число  искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать. Для современной философии  язык - одна из важнейших тематик. В  рамках аналитической философии  язык является единственным достойным  всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений  язык - очень важная тема.

 – ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ.

Философы античности и  средневековья уделяли в языке  основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя  установлено не произвольно, "не так, как нам заблагорассудится", а по природе. Но что значит "по природе"? Для Платона имя подражает  прежде всего сущности. Первоначально  даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.[12]

Для нас важно, что интерпретация  языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность - это идея Платона  или форма  Аристотеля).

Переходя к средневековью, язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии. В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков. Итак, согласно философии, имени, мир рассматривается как имя; имя - символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе