Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 06:47, контрольная работа
Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) , это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. …………………………………………………..…………4
2. Основной вопрос философии. ………………….……………………………11
3. Философия в системе культуры. Функции философии……………….……19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников и литературы……………………………..22
Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.
Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира ухолят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма социальной жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это негативно сказывается на здоровье людей.
Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.
Представленное вам учение о материи базируется на ее ленинском определении. Однако в наше время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:
1. Материя независима от нашего сознания.
2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания обосновать не так просто, как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Трудности с определением материи неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.
Материализм и идеализм - противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом. Определенным компромиссом между ними можно считать Дуализм - философское учение о существовании двух независимых начал: материального и духовного. Однако назвать его "третьим направлением" в философии нельзя. Дуализм - лишь разновидность идеализма, поскольку он признает независимость сознания от материи.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.11
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).12
Философия в системе культуры. Функции философии
Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.13
Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого осмысления.
С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь, накопило различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей:
философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.
что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.
Осуществление перечисленных
функций и определяет роль философии
в жизни человеческого
Заключение
Мною были рассмотрены
фундаментальные философские
Список используемых источников и литературы:
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1939.
2. Гайдадымов Е.Б. Философия (Конспект лекций)
3. Ленин В.И. Полное Собрание Сочинений (ПСС), т. 18.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
5. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
7. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М., 1968. 736 с.
8. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев,
П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840 с.
9. Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —
224 с.
1 См.: Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 726.
2 См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006, С. 15.
3 См.: Гайдадымов Е.Б. Философия (Конспект лекций), С. 34.
4 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 77.
5 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 4.
6 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 4-5.
7 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 5.
8 См.: В.И.Ленин Полное Собрание Сочинений (ПСС), т. 18, с. 131).
9 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 141.
10 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 141.
11 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 12.
12 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 13.
13 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 1.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе