Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 06:47, контрольная работа

Описание работы

Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) , это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. …………………………………………………..…………4
2. Основной вопрос философии. ………………….……………………………11
3. Философия в системе культуры. Функции философии……………….……19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников и литературы……………………………..22

Файлы: 1 файл

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

  Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира ухолят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма социальной жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это негативно сказывается на здоровье людей.

 Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.

  Представленное вам учение о материи базируется на ее ленинском определении. Однако в наше время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

  1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная  реальность, данная нам в ощущениях.

 Первое суждение  отрицает второе и наоборот. Тезис  о независимости материи от  сознания обосновать не так  просто, как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Трудности с определением материи неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.

  Материализм и идеализм - противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом. Определенным компромиссом между ними можно считать Дуализм - философское учение о существовании двух независимых начал: материального и духовного. Однако назвать его "третьим направлением" в философии нельзя. Дуализм - лишь разновидность идеализма, поскольку он признает независимость сознания от материи.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.11

Идеализм ("линия  Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия в  системе культуры. Функции философии

 

 Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.13

 Философия как одно  из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого осмысления.

  С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь, накопило различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

 Функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей:

    • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что

философия, давая людям  целостный взгляд на мир, позволяет  им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

    • КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что

она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

    • МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том,

что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

    • ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что

она объединяет, интегрирует  отдельные области знания в целостную  систему. Это позволяет каждому  узкому специалисту видеть свою область  знания или творчества в контексте  общих мировых связей, мировых  процессов и, следовательно, дает ему  возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных  функций и определяет роль философии  в жизни человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мною были рассмотрены  фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь  и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы:

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1939.

2. Гайдадымов Е.Б. Философия (Конспект лекций)

3.   Ленин В.И. Полное Собрание Сочинений (ПСС), т. 18.

4.   Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

5.   Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.

6.   Радугин А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. -   М.: Центр, 2004. — 336 с.

7. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М., 1968. 736 с.

8.   Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев,

П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840 с.

9.   Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —

224 с.

1 См.: Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 726.

2 См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006, С. 15.

3 См.: Гайдадымов Е.Б. Философия (Конспект лекций), С. 34.

4 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 77.

5 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 4.

6 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 4-5.

7 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 5.

8 См.: В.И.Ленин Полное Собрание Сочинений (ПСС), т. 18, с. 131).

9 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 141.

10 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 141.

11 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 12.

12 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 13.

13 См.: Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —  С. 1.

 


Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе