Философия Лейбница. Учение о монадах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции; познания.

Файлы: 1 файл

Философия Лейбница.docx

— 15.30 Кб (Скачать файл)

Лейбниц (рационализм, учение о субстанциях)

Философия Лейбница. Учение о монадах

1. Готфрид  Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий  ученый-математик, юрист, философ  — считается последним видным  представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал  к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными  являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

2. Изучив теории  Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об  их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования  ни в ком и ни в чем, кроме  самого себя), с одной стороны, —  на высшую — Бога и сотворенные  им, но независимые субстанции, с  другой — всех сотворенных —  на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все  субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так  как разделил все модусы (единичные  вещи — проявления субстанции) на два  класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало  двумя видами субстанций, у Спинозы  стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц  выдвинул теорию о монадах (или о  множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир  состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с  греческого — "единое", "единица");

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

• по своей  сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности  своего существования монада осознает себя;

• монады абсолютно  замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло  бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• "голые  монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс  монады, тем больше ее разумность и  степень свободы.

3. Другой сферой  философских интересов Лейбница  наряду с проблемами бытия  и учением о субстанциях (монадах)  была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался  примирить эмпиризм и рационализм  и сделал это следующим образом:

• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";

• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют  необходимый и всеобщий характер;

• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное  притяжение, температура кипения  воды, температура плавления различных  металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят  о его причинах, имеют вероятностный  характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.


Информация о работе Философия Лейбница. Учение о монадах