Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:17, реферат
Описание работы
С начала времен на Земле прожили свою жизнь 100 миллиардов человек и все они любили. Сейчас на Земле живут 6 миллиардов 700 миллионов человек и все они уже любят, или им это еще предстоит. Люди живут ради любви, поют ради любви, пишут о любви и убивают из-за любви.
С начала времен на Земле прожили
свою жизнь 100 миллиардов человек и все
они любили. Сейчас на Земле живут 6 миллиардов
700 миллионов человек и все они уже любят,
или им это еще предстоит. Люди живут ради
любви, поют ради любви, пишут о любви и
убивают из-за любви. Любовь движет нами
и определяет нашу судьбу. Она стихийна,
нелогична и нематериальна. Все, кто влюбляется,
влюбляются одинаково. Умный и глупый,
молодой и старый, буржуа и художник. Ложь,
преданность, ревность, восторг, предательство
– никто не знает, какой будет наша история
любви и как она закончится. Но все знают,
что когда она есть, остальное отходит
на второй план - время, деньги, репутация,
обязательства. Исчезает всё, что занимает
людей в нормальном состоянии, потому
что мы очарованы этим лицом, взглядом,
телом, силуэтом, голосом, самим присутствием
любимого человека. Спросите людей, что
такое любовь? И вы не услышите ни одного
похожего ответа.
Медики утверждают, что любовь
– разновидность компульсивного аддиктивного
расстройства психики. Такого расстройства,
которое нас властно притягивает к предмету
любви. Это сродни наркомании вообще и
очень похоже на кокаиновую зависимость,
в частности.
Философы говорят, что это
особое состояние души и разума, которое
вы не в силах понять до тех пор, пока сами
не влюбитесь. А Карл Густав Юнг записал:
"Это не сумасшествие. Уместно ли вообще
здесь слово "ум"? Это и свет, и тьма,
конца и края которым никогда не будет.
И никому не избежать этой таинственной
силы". Иными словами мы все обречены
любить, не зная с чем имеем дело.
Платон говорил, что любовь
"не от мира сего, она нездешний цветок.
Любить значит прикасаться к тайне, но
прикоснуться к тайне, ещё не значит постичь
ее".
Мы не знаем что такое любовь,
но всегда узнаём, когда она к нам приходит.
Нам становится неважно, что творится
вокруг и совсем необязательно общаться
с другими людьми. Мы готовы разорвать
родственные отношения, разрушить дружеские
связи, если только они препятствуют нам
быть рядом с любимым человеком, поменять
гражданство, социальный статус, взгляды
на жизнь и всё это из-за неё. Подобное
мировосприятие называется ограниченностью,
иными словами влюблённый человек глупеет.
Взгляд становится мерцающим, мягким,
рот слегка приоткрыт в неопределённой
улыбке, играющей на губах, но для чего
природа всё это делает с нами? Любовь
- одна из самых неразрешимых загадок на
свете. Возникает из ниоткуда и остается
навсегда. Порой сам не можешь ответить
на вопрос, почему именно к этому человеку
ты испытываешь такие чувства? Любовь
так же необъяснима, как и дружба. Ведь,
если можешь объяснить хоть одно из этих
понятий, значит оно ненастоящее.
Многообразие видов и форм любви. Их классификации
Духовный мир человека, его
эстетическая сущность - это, пожалуй,
одна из наименее познанных наукой сфер
жизни на Земле. И именно поэтому практически
невозможно дать четкого определения
высшим человеческим чувствам, одним из
которых является любовь. Сложность и
важность любви обусловлены тем, что в
ней сливаются в одно целое и физическое
и духовное, индивидуальное и социальное
, личное и общечеловеческое, понятное
и необъяснимое. Нет такого развитого
общества, и нет такого человека, который
был бы не знаком с любовью. Более того,
без любви не может формироваться моральный
облик человека, не происходит нормального
развития. Она может быть в разной степени
развита, но ее не может не быть.
“Любовь - единственный удовлетворительный
ответ на вопрос о проблеме существования
человека,”- говорит Э. Фромм. Однако, что
же такое любовь? Достаточно четкого определения
еще не удалось дать никому. И эта трудность
появляется прежде всего из-за многообразия
видов и форм любви, ибо любовью отмечена
вся человеческая деятельность во всех
ее проявлениях. Можно говорить об эротической
любви и любви к самому себе, любви к человеку
и богу, любви к жизни и к родине, любви
к истине и к добру, любви к свободе и власти...Выделяются
также любовь романтическая, рыцарская,
платоническая, братская, родительская...Существуют
любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда
и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь
к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины.
При перечислении разновидностей любви
создается впечатление, что между ними
нет ничего общего и нет той общей точки,
в которой все эти чувства пересеклись
бы.
Что соединяет до крайностей
разнообразные страсти, влечения, привязанности
под общим названием “любовь”? Как они
соотносятся? На все эти вопросы о сущности
и видах любви пытались ответить многие
философы, начиная с античности. Однако
никаких общепринятых ответов не найдено
и по сей день.
Для того, чтобы попытаться
объяснить феномен любви, в разное время
были предприняты попытки создания классификации
различных видов проявлений этого чувства,
однако все они оказались неполными и
не охватывали всех ее разновидностей.
Вот некоторые примеры, дающие представление
о сложности деления любви на виды.
Древние греки выделяли две
основные категории:
• любовь-страсть
(эрос), граничащую с безумием
• более
спокойную любовь (филиа)
Любовь-страсть, как и всякая
страсть, редка, порывиста и непродолжительна.
Обычно сюда относится половая любовь.
Филиа же более устойчива и разнообразна:
сюда относится любовь к родителям, к детям,
родственникам, любовь к человеку, родному
городу или стране. Это также любовь к
власти, славе, свободе, богатству, добру.
Предметами данной любви могут быть даже
порок, ложь и корыстолюбие.
Широкое истолкование древними
философами понятия любви в средние века
во многом утрачивается. Область ее проявления
суживается только до человека и бога,
а иногда и вообще только до представителя
противоположного пола.
В связи с этим классификации
видов любви, предлагаемые средневековыми
философами, основываются прежде всего
не на различных формах ее проявления,
а на “ранговых” отношениях между людьми.
Так, например, флорентский
неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности
существования трех видов любви:
• любовь
высших существ к низшим (одно из проявлений
- опекунство)
• любовь
низших существ к высшим (например, почитание)
• любовь
равных существ, которая и составляет
основу гуманизма
Новое время принесло в философскую
трактовку понятия любви новые идеи. Сфера
определения влияния этого чувства расширяется
и классификация его становится более
разветвленной.
Кемпер, например, в основу своей
теории о возможных видах любви кладет
два независимых фактора: власть (способность
силой заставить партнера сделать то,
что ты хочешь) и статус (способность вызвать
желание другого человека пойти навстречу
вашим требованиям). И в связи с уровнем
проявления того или иного качества философ
выделяет семь видов любви:
• романтическая
любовь, в которой оба партнера обладают
высокой властью и статусом;
• родительская
любовь к маленькому ребенку, в которой
родитель обладает высокой властью и низким
статусом, а ребенок наоборот;
• братская
любовь, при которой оба члена пары имеют
малую власть дуг над другом, но идут навстречу
один другому;
• харизматическая
любовь, например, в паре учитель-ученик,
когда учитель обладает и высоким уровнем
власти и статуса, ученик же, не обладая
властью, охотно идет навстречу учителю;
• “поклонение”
литературному или какому-либо другому
герою, с которым нет реального взаимодействия
и у которого нет власти, но есть статус,
а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;
• влюбленность
или односторонняя любовь, когда один
обладает и властью и статусом, другой
же их лишен;
• “измена”,
когда один обладает и властью и статусом,
а другой - только властью. Как в случае
с супружеской изменой.
Эта интересная типология любви,
отличающаяся простотой и ясностью, является
тем не менее абстрактной и неполной. Два
фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны
для выявления всех тех многообразных
отношениях, которые покрываются словом
“любовь”: так, например, если попытаться
ввести в рассматриваемую схему любовь
к богу, то ее можно будет отождествить
только с “влюбленностью”, безответной
любовью.
Таким образом очевидно, что
простые классификации, которые опираются
на ясное основание, обладают только тем
достоинством, что могут быть проверены
на практике, а поэтому полезны лишь в
психологии, а не при философском анализе
любви.
Опираясь на эти выводы, современные
философы приходят к заключению, что любовь
разнородна: она включает в себя не только
различные виды и их подвиды, но и различные
ее формы или так называемые “модусы”.
К видам любви можно отнести, например,
любовь к ближнему. Формами проявления
ее является любовь к детям, к родителям,
братская любовь; модусы ее - это любовь
мужчины и женщины, любовь северянина
и южанина, любовь средневековая и современная.
Конкретизация может идти и дальше, и все
эти разнообразные проявления человеческих
чувств относятся к одному категориальному
понятию - любовь.
Модусов любви можно
выделить огромное количество, а
поэтому обратим внимание на
более конкретные виды любви.
В этой связи рассмотрим теорию
одного из современных исследователей
А.Ивина, который представляет все
поле любви в виде девяти “ступеней”
или “кругов”. Рассмотрим эту теорию
более подробно.
К “первому кругу” можно отнести
эротическую (половую) любовь и любовь
к самому себе. Эти два вида - парадигмы
всех видов любви, независимо от ее предмета.
Примечательно, что когда слово “любовь”
встречается вне контекста, оно практически
всегда подразумевает именно эротическую
любовь. В определенном смысле, по мнению
многих философов, этот вид любви делает
человека полноценным: он сообщает ему
такую полноту и остроту бытия, какую не
способно дать ему ничто другое.
Второй “круг любви” - это любовь
к ближнему: к детям, к родителям, к братьям,
к сестрам, а также к людям, которые прочно
связаны с нашей жизнью... Многие философы
подчеркивали важность этого явления.
Так С.Франк считал любовь к ближнему “зачатком
истинной любви”; а русский мыслитель
Н.Фролов считал любовь к родителям высшим
видом любви и основой человеческого сообщества.
Особое место здесь занимают родительские
чувства. Причем материнская и отцовская
любовь - два существенно противоположных
модуса. И если любовь матери к своим детям
безусловна, заложена в ее природе; то
любовь отца к своим детям зависит от их
внешности, характера и поведения. И в
отличии от материнской, отцовскую любовь
можно заслужить, выполняя все его требования
и соответствуя его ожиданиям.
Третий “круг любви” - любовь
к человеку, которая включает любовь человека
к самому себе, любовь к ближнему и любовь
к каждому иному человеку. В частности
это и любовь к будущим поколениям и связанная
с ней ответственность пред ними: каждое
поколение должно стремиться оставить
следующему поколения все, что оно получило
от предыдущего как качественно, так и
количественно.
К четвертому “кругу любви”
принадлежит любовь к родине, к жизни и
любовь к богу. Любовь к богу не является
результатом рассуждения и анализа. Она
возникает в глубинах человеческой души
и, как и всякая другая любовь, не терпит
излишней рассудочности. Иногда это чувство
достигает такого накала, что пересиливает
все другие его страсти, включая и саму
любовь к жизни. Яркое описание “святому
чувству” дает М.Шелер: “люди, переполненные
ею, выносят любую боль и саму смерть не
с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством,
ибо в счастье и блеске этого чувства все
радости жизни бледнеют и теряют свое
значение,”-таковы представления философа
об идеале любви.
По Фрейду же религиозная любовь
- это перенесение полового влечения в
духовную деятельность. Он считал, что
верующий погружается в мир религиозных
фантазий, чтобы там найти заменяющее
удовольствие. В следствии чего называет
религию то “сублимированным продуктом
сексуальных влечений”, то “коллективной
иллюзией, возникшей вследствие подавления
первичных природных влечений.”
В христианстве любовь к богу
не оставалась постоянной, она менялась
в своей форме и в своей интенсивности.
Достигнув высшего напряжения в средние
века, она стала постепенно утрачивать
свою возвышенность и непосредственность.
К “пятому кругу” любви относится
любовь к природе и в частности космическая
любовь, которая, направленная на мир в
целом, говорит о единстве человека и мира
и об их взаимовлиянии. С точки зрения
П.Т. де Шардена, “всеобъемлющая, космическая
любовь не только психологически возможна,
она единственно полный и конечный способ,
которым мы можем любить.” Космическое
чувство единства со Вселенной проявляется
перед лицом красоты, при созерцании природы,
в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению
многих философов, - это стремление к единению,
свойственное как живой, так и неживой
природе.
На рубеже средних веков и Нового
времени идею космической любви развивал
Николай Кузанский и Марсилио Фичино,
которые сравнивали это чувство с крепчайшим
обручем, который скрепляет мироздание
в одно сооружение, а всех людей - в единое
братство. Несколько позднее о любви, как
о всепроникающем космическом чувстве,
говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако
затем эта тенденция сошла на нет. Существенную
роль в этом сыграло переосмысление мировых
сил, начатое Ньютоновской механикой.
Шестой “круг” включает
в себя любовь к истине, к
добру, к прекрасному, любовь к
справедливости. Внутреннее единство
всех этих видов любви очевидно:
в каждом из них существенную
роль играет социальная составляющая,
вследствие чего эти чувства
оказываются менее личностными
и во многом являются выражением
групповых чувств, объединяя людей
в коллективе. В отличии, например, от эротической
любви, которая объединяет двоих, отсоединяя
их от общества. Так, понятие справедливости
- одно из центральных в морали, праве,
экономике, политике, идеологии. И нет,
пожалуй, такой области человеческих отношений,
где не вставал бы вопрос об их справедливости
и несправедливости. Еще Сократ высказал
убеждение, что нельзя ставить ничего
выше справедливости - ни детей, ни жизнь.
Но уже Аристотель замечал, что все люди
высоко ценят справедливость, но каждый
воспринимает ее по-своему. Высокую оценку
стремлению к справедливости дает Ф. Ницше:
“Поистине никто не имеет больших прав
на наше уважение, чем тот, кто хочет и
может быть справедливым. Ибо в справедливости
совмещаются и скрываются высшие и редчайшие
добродетели, как в море, принимающем и
поглощающем в своей неизведанной глубине
впадающие в него со всех сторон реки.”