Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:06, реферат

Описание работы

Чувство любви всегда волновало сердца людей во все времена. Такое известное и в то же время совсем непонятное чувство. Его трудно объяснить, понять и ещё сложней выразить. Я выбрал эту тему не случайно. Она близка мне в настоящий момент. Чтобы понять, что же такое «любовь», что оно значит для людей, как они его понимают, я обратился к мыслям таких знаменитых философов, как И. Кант, Н. Бердяев, М. Хейдеггер, В.С. Соловьёв, Э. Фром и многих других.
Но чтобы до конца разобраться в этом сложном чувстве, я решил провести не большой опрос среди обычных прохожих, среди друзей. Мне было интересно услышать их мнение о «любви».

Содержание работы

Введение
I. Философия любви
1. Любовь как способ человеческого существования
2. Тема любви в русской философии
3. Псевдолюбовь и ее формы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.73 Кб (Скачать файл)

Стремление к установлению всеобщего царства любви через при-нудительный порядок обнаруживает, что вера русского интеллигента-револьоционера обязывает его к ненависти -- ненавидеть всех и все, что мешает осуществлению его утопических идеалов. Ненависть, по Франку, способствует разрушению и является двигателем разрушения, тогда как любовь есть двигатель творчества и укрепления. Разруши-тельные силы иногда нужны в человеческой жизни и могут служить творческим целям, но замена всего творчества разрушением, вытесне-ние всех социально-гармонизирующих аффектов дисгармонирующим началом ненависти есть нарушение и искажение нормального соотно-шения сил в нравственной жизни.

Человеческая жизнь пронизана борьбой, человек часто наталки-вается на препятствия, встречается с врагами, но борьба всегда должна рассматриваться как временное, необходимое зло; она не может без вреда для общества долго препятствовать социальному сотрудничеству. Литература, искусство, наука, религия вырождаются, когда в них борьба с чужими взглядами вытесняет конструктивное творчество новых идей. Нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения, негодования начинают преобладать в моральной жизни над положительными мотивами любви, одобре-ния, признания.

 

 

3. Псевдолюбовь и ее  формы

Подлинная любовь, как уже отмечалось, -- относительно редкое явле-ние, подлинная любовь -- это всегда чудо. Очень часто люди довольст-вуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевдо-любви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить».

Во-первых, большинство людей считают, что любовь -- дитя сек-суального наслаждения и если два человека научатся в этом смысле . вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. На самом же деле, полагал Фромм, истина прямо противоположна этому предположению. Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов -- это результат любви. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как * «слаженная работа» и убежище от одиночества -- это нормальные формы псевдолюбви в современном западном обществе, социальные модели патологии любви».

Второй формой псевдолюбви, которая вместо человеческого сча-стья приводит лишь к неврозам, страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Уже будучи взрослыми, они переносят чувство ожидания и страха, которые испытывали по отношению к отцу и матери, на любимого человека. Они никогда не освобождаются от образа зависимости и ищут его в своих любовных требованиях. В подобных случаях человек в смысле чувств остается ребенком, хотя интеллектуально и социально находит-ся на уровне своего возраста.

Еще одна форма псевдолюбви -- любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Будучи отчужден от своих собственных сил, человек проецирует их на своего кумира, почитае-мого как воплощение любви, света, блаженства. Он теряет себя в лю-бимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем. А поскольку

никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование, возникает новый идол, потом еще один.

Проявление невротической любви -- это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаим-ного разоблачения.

Видом псевдолюбви является также «временная аберрация». Мно-гие помолвленные или молодожены мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже на-чинают скучать друг с другом. Эта тенденция совпадает с общей уста-новкой, характерной для современного человека. Он живет в прошлом или в будущем, но не в настоящем. Он сентиментально вспоминает свое детство или строит счастливые планы на завтра. Переживается ли любовь «заместительно», как фиктивное участие в переживаниях дру-гих людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в буду-щее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат, соглас-но Фромму, лишь наркотиком, облегчающим боль реальности, одиночества и отчуждения.

И наконец, очень частая форма псевдолюбви -- это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Но так можно, считает Фромм, ввергнуть в беду как само-го себя, так и своего ребенка. Не найдя смысла для себя, можно и ребенка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются при по-пытке расторжения несчастливого брака. Главный аргумент родите-лей: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Однако на самом деле атмосфера напряженности и без-радостности в подобной семье более вредна для ребенка, чем откры-тый разрыв.

Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем российском обще-стве, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожес-точению, забвению того факта, что любовь -- это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь -- это усилие во что

бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздей-ствию «мира»: ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведе-ния, сохранить в себе искру божественного начала.

Понимание того, что человек без любви -- жалкое неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в Послании ап. Павла Коринфянам: «Если я говорю языками человечес-кими или ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Прочитав мнения многих философов и проанализировав ответы опрошенных мной людей, я пришёл к выводу, что «любовь» останется не известным чувством. Каждое поколение будет понимать его по-разному. Будут меняться идеалы, взгляды, люди, но только не чувства. По моему мнению, чувство любви заложено у человека внутри и самого рождения он следует этому инстинкту. Спросив людей старшего возраста и современное поколение, мнения одни и те же: любовь - чувство, которое не возможно объяснить, взаимопонимание, восхищение. Предыдущее поколение обвиняет современную молодёжь в распущенности, разврате. А кто же научил её всему этому? Разве дети рождаются порочными? Конечно же нет!

Все молодые люди мечтают о чистой и необычайной любви. Сейчас же нам подменили идеалы, приравняли физическую и духовную близость. Идёт открытая пропаганда насилия и секса. Юноши и девушки не умеют проявлять свои чувства как-то иначе, только так, как учат с экранов телевизора. Тех же, кто верит в искренние чувства, считают не модными или просто наивными.

Всё большую популярность приобретают так называемые «свободные отношения». С одной стороны хорошо - никаких обязанностей друг перед другом, но с другой мы видим распущенность, не умение брать на себя ответственность. По этому в жизни и возникают проблемы, которые молодые люди топят в вине и многом другом. Легче убежать от трудностей, чем их решить!

Воспитанием духовной культуры, научить молодёжь любить, ввести новую идеологию - вот, по моему мнению, главная задача государства! Не будет нравственности - не будет и понимания грани между добром и злом. Не будет понимания этой грани - наступит хаос, который силой уже будет не остановить.

Я считаю что «любовь» - начало всех начал. Никто не может точно знать, когда посетит его это чувство. Но она меняет к лучшему или кидает в пропасть навсегда. Всё зависти от человека, от его умения любить и справляться со своими чувствами, от того, какой с ним рядом человек.

 

Список используемой литературы:

1. философия любви. М., 1990. Ч. 1-2.

2. Русский Эрос, или Философия  любви в России. М., 1991.

3. Соловьёв В. С. «смысл любви». Соч.: В 2 т. М., 1988.

4. Франк С. «с нами Бог. Три размышления//духовные основы общества». М., 1992.

5. Фромм Э. «Искусство любить». М., 1990.

 

 

 


Информация о работе Философия любви