Философия Людвига Фейербаха – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:13, доклад

Описание работы

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Файлы: 1 файл

Философия Л Фейербаха.docx

— 28.19 Кб (Скачать файл)

Философия Людвига Фейербаха  – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму

 

  1. Общее понятие философии  Л. Фейербаха, ее значение.

 

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим  этапом немецкой классической философии, видными представителями которой  были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи  в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии  Фейербаха – критика немецкого  классического идеализма и обоснование  материализма.

Материализм как направление  философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха  стала первым случаем глубоко  последовательного материализма, основными  чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового  религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и  религию с материалистической точки  зрения, исходя из человеческой природы;

 материалистическое, с  учетом новейших достижений науки  объяснение проблем окружающего  мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости  окружающего мира.

Философия Фейербаха стала  водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом  XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце  XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

 

2. Критика Фейербахом гегелевской  философии.

 

Ранний период философии  Фейербаха характерен критикой идеалистической  философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

отвергает идею тождества  бытия и мышления;

не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

логически доказывает невозможность  отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время  как абсолютная идея – лишь догадка  разума, выдумка Гегеля;

не признает единства философии  и религии;

отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает  искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей  новейшим достижениям науки.

 

3. Антропология Фейербаха.

 

В противовес объективному идеализму  Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими  реальностями являются природа и  человек;

человек является частью природы;

человек есть единство материального  и духовного;

человек должен стать главным  интересом философии;

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной  и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения  человека;

природа (материя) вечна и  бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

 

4. Проблема Бога в философии  Фейербаха.

 

Особое место в философии  Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими  взглядами и идей существования  Бога, - деистов и др., Фейербах:

выступает с атеистических  позиций;

тесно увязывает проблему Бога с антропологией;

Можно выделить следующие  основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:

Бога как самостоятельной  реальности нет;

Бог – порождение сознания человека;

религия – глубоко разработанная  мифологически-фантастическая идеология  и не имеет ничего общего с реальностью;

 распространение религии  стало возможным благодаря невежеству  человека, его тяжелым жизненным  условиям;

корни религии – в чувстве  бессилия человека перед внешним  миром, его зависимости от него и  незащищенности;

мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

Бог – идеальный образ  человека, созданный человеком, это  то, чем хотел бы себя видеть человек;

Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

 

5. Гносеология Фейербаха.

 

Также Л. Фейербахом были затронуты  вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости  внутренней сущности вещей и явления  окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир  познаваем, а познавательные возможности  разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает  не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном  увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что  не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные  ощущения, в основе которых лежит  объективная реальность и которые  осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

 

6. Социально-политическая  философия.

 

 Социально-политические  взгляды Фейербаха были обусловлены  его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

человек – уникальное биологическое  существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими  людьми) – человек может жить только в обществе;

основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в  Бога, а на иных принципах;

 необходимо отбросить  традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить  ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

 

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.Содержание 

 

Биография[править

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.

 

 Первым значительным  произведением Фейербаха была  «История новой философии от  Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга  написана в духе гегелевской  философии. В ней уже зарождается  вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).

В первых двух исследованиях  Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и  в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Когда имя автора стало  известно, Фейербах навсегда потерял  возможность быть профессором. Попытки  его друзей доставить ему кафедру  были безуспешны. В сочинении о  Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Эта проблема разрабатывается  Фейербахом детально в двух последующих  сочинениях: «Философия и христианство»  и «Сущность христианства». В  позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность  религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более  резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже  склоняется к материализму («der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайне левого» гегельянства.

Философские и религиозные  идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Научный анализ философии Фейербаха  сделан Ф.Энгельсом в книге "Людвиг Фейербах и конец классической философии" (1888).

 

Философские взгляды 

 Философское развитие  Фейербаха лучше всего описано  им самим: «Бог был моей первой  мыслью, разум — второй, человек  — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что  чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно  приводит его к отрицанию существования  общих понятий и к признанию  истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность  теории познания Фейербаха заключается  в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью  для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения» Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

 

Этика Фейербаха

 В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.

Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».

Мысль о том, что личное стремление к счастью связано  со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме  человека: «тумаки его братьев  и щипки его сестёр научат его  тому, что и чужое стремление к  счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

 

Учение о религии

Важную составную часть  философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.

 

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. среди философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей — с другой.

Информация о работе Философия Людвига Фейербаха – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму