Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:23, творческая работа
Марк Аврелий, сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
К сожалению, отец умер вскоре после рождения.
Марк Аврелий был первоначально усыновлён Публием Катилием Севером и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.
Гаас С.И
Пр 10-03
Философия Марка Аврелия
Марк Аврелий
(изначально Марк Анний Вер,
позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север,
а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь)
Краткая история
Марк Аврелий, сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
К сожалению, отец умер вскоре после рождения.
Марк Аврелий был первоначально усыновлён Публием Катилием Севером и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.
Умер в городе Виндобона, 17 марта 180 года, в возрасте 58 лет.
Краткая история
После смерти своего приёмного отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Марк Аврелий получил прекрасное образование при императорском дворе.
В 25 лет начал заниматься философией, главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик.
Краткая история
Так, как наставник Марка Аврелия был стоиком, он (Марк Аврелий) проникся стоической философией и оставался ее приверженцем до конца своих дней.
Марк
Аврелий был стоиком.
Следовательно, для понимания его философии
необходимо иметь некоторое представление
о стоическом учении.
Философия
Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов. Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ, - как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э., когда в Афины прибыл с кипра филосов Зенон и начал учить в Стое.
Стоицизм
Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима.
Основная
концепция: чем
безразличнее становится становился стоический
мудрец к окружающему его миру ( в том числе
и к социальному), тем сильнее он проникал
в сокровенные глубины собственного Я,
обнаруживая в своей личности целую вселенную
ранее совершенно ему неведомую и недоступную.
Стоицизм
Чтобы понять стоицизм Марка во всей его целостности, необходимо отправляться от его метафизики. Здесь он в целом ортодоксален : вселенная - это материальный организм, состоящий из четырех основных элементов. Все случающееся причинно обусловлено, поэтому в мире нет места случайности.
Из этого, по мысли Марка, следует, что существует правящий вселенский разумный законодатель, или Бог.
Бог, согласно Марку, - это скорее имманентный разум, определяющий ход всемирной истории. Поскольку вселенная целиком и полностью разумна, постольку, заключает Марк, она является также и благой. Таким образом, полагать, будто нечто, случающееся в естественном порядке вещей, есть зло, значит совершать фундаментальную ошибку. Следовательно, стержнем учения Марка является некая разновидность космического оптимизма.
Стоицизм Марка Аврелия
Марк
Аврелий занимается
исключительно этическими проблемами
и очень далек от всякой логики, физики
и диалектики. Ведь задача заключается
не в исследовании земных и подземных
глубин, но в общении с внутренним демоном
и честном служении ему.
Стоицизм Марка Аврелия
Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности,
слабости, ничтожества и покинутости человека,
доходящей до совершенного отчаяния
и безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические
выражения этому чувству: “Время человеческой
жизни - миг ; ее сущность - вечное течение
; ощущение - смутно; строение всего тела
- бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна;
слава - недостоверна. Одним словом,
все относящееся к телу подобно потоку,
относящееся к душе - сновидению и дыму.
Жизнь - борьба и странствие по чужбине
; посмертная слава - забвение”. Таких
мест у Марка Аврелия можно найти множество.
Стоицизм Марка Аврелия
В антропологии Марка Аврелия много моментов, сближающих его с платонизмом и закономерно включающих в ряд представителей стоического платонизма. Человек состоит из трех частей:
Стоицизм Марка Аврелия
У Марка Аврелия так же присутствует обще античная влюбленность в красоту, в чистую и бескорыстную красоту, которая имеет значение сама по себе и которая ровно ни в чем не нуждается.
По мнению
Марка даже в периоды самого мрачного
морализма античный человек никак не может
забыть светлых и веселых идеалов обще
античной эстетики.
Стоицизм Марка Аврелия
При всей этой влюбленность в красоту раскрывается одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия : он как нельзя более далек от всяких утопий он сознательно их отвергает.
Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин, всю громадную силу сопротивления, заключающуюся в историческом быте.
Нельзя
насильственно обновить мир, ввести совершенный
порядок, ибо никакой властитель не властен
над мыслями и чувствами людей.
Стоицизм Марка Аврелия
Из “Размышлений”
понятно со всей очевидностью, что Марк
без восторга относился к своему высокому
положению римского императора. Он почти
наверняка предпочел бы провести свою
жизнь наставником или ученым. Но судьба
поставила его императором, как она поставила
Эпиктета рабом. Следовательно, его долг
- принять свое положение в жизни и исполнять
возложенную на него задачу в меру своих
способностей.
Стоицизм Марка Аврелия
Философский труд Марка Аврелия, которому он посвятил всю свою жизнь.
«Размышления» нельзя назвать обычным философским трактатом. Это 12 написанных на греческом языке «книг».
У Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой, и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и прочувствованных его мыслей.
Это труд
в котором все его филосовские
мысли непременно согласуются с его действиями
как императора.
«Размышления»
“Размышления” Марка
разделяются на книги и главы
- но их порядок чисто внешний. Этот
труд скорее похож на дневник, сочетание
автобиографии и мыслей, обращенных автором
к самому себе.
«Размышления»
Философия даст человеку
возможность постигнуть свое место
в мире и исполнить свои обязанности.
Она делает это, вовсе не требуя от
своего последователя слепо замкнуться
в учение единен школы : ничто так
не чуждо Марку Аврелию, как дух философского
сектантства и педантизма.
Заключение
“ Будь подобен скале
, волны беспрестанно разбиваются о нее,
она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают
взволнованные воды ”
Марк Аврелий