Философия марксизма как этап развития мировой философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще.
Уже в самом начале деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально - обездоленной массы». Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу. Но вскоре он пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем.

Содержание работы

Введение
Теоретические предпосылки возникновения марксизма.
Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Историческая судьба марксизма.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.13 Кб (Скачать файл)

Однако к концу XIX века среди наиболее авторитетных марксистов Германии намечается отход от ортодоксального  учения. В работах Э. Бернштейна появляется склонность к неокантианству, Ф. Адлер  увлекается эмпириокритицизмом, а такой  видный социалист, как К. Каутский допускает  даже философский плюрализм, утверждая, что главное – освобождение пролетариата, при этом совершенно безразлично, как  это освобождение будет обосновано – материалистически, идеалистически, по - кантовски или по – христиански.

В то время как Западная Европа отходила от ортодоксального  марксизма, он находит себе новую  социальную базу в России. Возникшая  было среди русских большевиков  тенденция к сближению марксизма  с эмпириокритицизмом (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич), встретила  решительный отпор со стороны  Ленина, подвергшего «русских махистов»  жесточайшей критике в своем  главном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Наметившаяся же после его смерти дискуссия  о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), была жестоко  пресечена Сталиным, окончательно придавшим  марксизму в СССР статус официальной  идеологии, малейшее отступление от которой каралось как серьезное  государственное преступление. В  дальнейшем в Советском Союзе  эта идеологическая система фигурировала под официальным названием «марксизм  – ленинизм».

Что касается западного мира, то в XX веке там получили достаточно широкое распространение  неканонические учения, условно объединяемые под  общим наименованием неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско – ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но могут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ века работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Л. Альтюссера.

«Гуманисты», опираясь на работы молодого Маркса, и, прежде всего, на «Экономическо-философские  рукописи 1844 года», выступали против обьективистско – натуралистического истолкования исторического процесса, появляющегося в более поздних произведениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений.

«Сциенисты», напротив, акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучной теории.

Заключение

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная  с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое  Л. Фейербах и особенно Гегель оказали  на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия  существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40- х годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90- х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались не одинаково - в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989. – 369 с.

2. Лекторский, В. А. «Философские истоки коммунизма» / В. А. Лекторский. – М. : «Наука», 1986. – 176 с.

3. Радугин А. А.. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2., 2001

4. Юдин, Б. Г. «Великие философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. – 340 с.

 

[1] Юдин, Б. Г. «Великие  философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. –235 с.

[2] Юдин, Б. Г. «Великие  философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. –326 с.

[3] Лекторский, В. А. «Философские истоки коммунизма» / В. А. Лекторский. – М. : «Наука», 1986. –98 с.

[4]  Введение в философию.  Учебник для вузов в 2-ух  частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т.  М., 1989. –286 с.

[5] Введение в философию.  Учебник для вузов в 2-ух  частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т.  М., 1989. –286 с.


Информация о работе Философия марксизма как этап развития мировой философской мысли