Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:07, контрольная работа
За последние четыреста лет наука коренным образом изменила жизнь человека и общества в целом. Многое из того, что нам представляется теперь привычным и необходимым (например, медицина, средства связи и транспорта), было бы совершенно немыслимо без научных и технических достижений, хотя новые технологии подчас создают проблемы для человека и окружающей среды. Даже если автомобильные выбросы загрязняют воздух, то более чистое топливо и более совершенный двигатель нам опять же дает наука. Она помогает человеку решать трудные задачи, обеспечивает необходимой информацией, поэтому его жизнь во многом зависит от научных открытий.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1 Философия науки и предмет ее изучения…………………………….…..4
2 Основные направления философии науки………………………….…….6
2.1 Позитивизм....…..……………………………………………………..…..6
2.2 Первый позитивизм………..…………………………………………..….7
2.3 Второй позитивизм.…………………………………………………..…..8
2.4Третий позитивизм…...……………………………………………….…...9
Заключение………………………………………….……………………….13
Библиографический список………………………………………………....15
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Философия науки и предмет ее изучения…………………………….…..4
2 Основные направления философии науки………………………….…….6
2.1 Позитивизм....…..…………………………………
2.2 Первый позитивизм………..………………………………………
2.3 Второй позитивизм.…………………………………………………
2.4Третий позитивизм…...…………………………………………
Заключение………………………………………….………
Библиографический список………………………………………………....15
Введение
За последние четыреста лет наука коренным образом изменила жизнь человека и общества в целом. Многое из того, что нам представляется теперь привычным и необходимым (например, медицина, средства связи и транспорта), было бы совершенно немыслимо без научных и технических достижений, хотя новые технологии подчас создают проблемы для человека и окружающей среды. Даже если автомобильные выбросы загрязняют воздух, то более чистое топливо и более совершенный двигатель нам опять же дает наука. Она помогает человеку решать трудные задачи, обеспечивает необходимой информацией, поэтому его жизнь во многом зависит от научных открытий. Но что означает само понятие «научный»? Где граница между истинной наукой и ложной? Как истолковать то, что говорят ученые? Как узнать, является ли сказанное ими непреложной истиной или это просто подходящая для данного момента теория, на смену которой может прийти другая? И что такое вообще язык науки? Это лишь небольшой перечень вопросов, которые рассматривает философия науки. Стоит только заглянуть поглубже, проследить ее связь с исследованиями и экспериментами ученых, как круг таких вопросов станет значительно шире, что и обуславливает актуальность темы философии науки.
Рассмотрение
проблем и возможностей познания
является одной из сквозных проблем
философии. Однако в различные эпохи
эта проблема приобретает свои специфические
черты, рассматривается в различных
ракурсах. В современную эпоху
она связана, прежде всего, с характерными
чертами развития научно-технической
цивилизации, с порождаемыми ею формами
осознания действительности. Ведущую
роль в становлении и развитии
научно-технической
Бесспорные успехи научного познания, особенно в области математики и физики в 19-м и 20-м веках, не могли остаться незамеченными для философов. Более того, последствия оказались весьма впечатляющими. Произошло распространение в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать окончательный ответ на коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия. Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии - философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного
Целью контрольной работы является определение предмета философии науки и изучение ее основных направлений XIX века.
В соответствие цели контрольной работы поставлены следующие задачи:
1 Философия науки и предмет ее изучения
В целом философия
науки — это область общей
философии, изучающая научные методы,
которые используют ученые для выдвижения
гипотез и формулирования законов
на основе собранных фактов, а также
посылки (отправные точки исследований)
Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки
как философская дисциплина, наряду
с философией истории, логикой, методологией,
культурологией, исследующей свой срез
рефлексивного отношения
Предметом философии науки, - как отмечают исследователи, - являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».
2 Основные направления философии науки
Непосредственной
предшественницей философии науки
является гносеология XVII—XVIII вв. (как
эмпирическая, так и рационалистическая),
в центре которой было осмысление
сущности научного знания и методов
его получения. Гносеологические вопросы
были центральной темой
Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько этапов.
2.1 Позитивизм
Позитивизм
проходит ряд стадий, традиционно
называемых первым позитивизмом, вторым
позитивизмом (эмпириокритицизмом) и
третьим позитивизмом (логический позитивизм,
неопозитивизм). Общей чертой всех перечисленных
течений является эмпиризм, восходящий
к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики,
под которой позитивисты
Основные черты позитивизма:
2.2 Первый позитивизм
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века), одна из основных работ которого так и называется — «Курс позитивной философии» («Cours de philosophie positive», 1830—1842 гг.). Именно Конт выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Также Конт считал, что единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует. Близкие идеи высказывали также Герберт Спенсер, Джон Милль.
Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии:
2.3 Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
Если создатели
позитивизма были не профессиональными
учёными, то второй позитивизм, напротив,
характеризуется более тесной связью
с наукой. Одним из лидеров этого
направления был Эрнст Мах, внесший
вклад в разработку целого ряда направлений
физики (теоретической и
Цель данного
направления позитивизма —
Эрнст Мах (Ernst Mach, 1836—1916) (основные работы: «Механика. Историко-критический очерк её развития», 1883; «Познание и заблуждение», 1905) критиковал механику Ньютона за введение понятий абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, а следовательно — фикции, поэтому их нужно изгнать из науки. Мах сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной.
Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» критиковал эмпириокритицизм Маха, поскольку считал что эмпириокритицизм ведет к субъективному идеализму Берклианского толка. Мах считал, что любое познание есть биологически полезное психическое переживание. И познание и заблуждение вытекают из одних и тех же психических источников и только успех может разделить их. Источник ошибок: недостаточное внимание к условиям наблюдения.
Рихард Авенариус (1843—1896) выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Среди других идей Авенариуса принцип наименьшей траты сил, признание описания идеалом науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира».
2.4 Третий позитивизм (Логический позитивизм)
Как направление философии науки, третий позитивизм (логический позитивизм, «Венский кружок» или неопозитивизм) возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики («Principia Mathematica») и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии («Логико-философский трактат»). Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты (т. н. «протокольные предложения»), а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов.
Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.
Язык рассматривался как мост между чувственным и нечувственным, поскольку он, с одной стороны, система чувственно воспринимаемых звуков, а с другой стороны, связан с нечувственными по сути мыслями. В поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка. Методы анализа языка были разработаны Г. Фреге, рассмотревшим структуру слова и нашедшим, что слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат — это обозначаемый предмет. Значение собственных имен — обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий — неопределено. Понятие — функция аргумента, его значение «ненасыщено», в отличие от собственных имен не означает некий предмет. Смысл появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Фреге считал, что если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно.
Пример: выражения «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» имеют одно значение (планета Венера), но разный смысл.
Введение
понятия смысла символизировало
отказ от традиционной (аристотелевской)
логики, где изолированные понятия
рассматривались как
Бертран Рассел (1872—1970) отказался от понятия смысла и принял существование только значений. Слова он рассматривал как имена универсалий, их значение суть некоторая дескрипция, принимаемая человеком (теория дескрипций). Но, отказавшись от понятия смысла, Рассел столкнулся с проблемой значения терминов, обозначающих несуществующие объекты: если А — некоторое имя, то, если оно не бессмысленно, объект должен существовать. Но если объекта нет? Он предположил, что имена — не обозначение реальности, а только сокращенные дескрипции. Пример: «Гомер — автор Илиады и Одиссеи». Но перед ним возник вопрос: будут ли имя и дескрипция полностью взаимозаменяемы? Например, вы хотите узнать является ли Гомер автором Илиады и Одиссеи. Фраза «является ли Гомер автором Илиады и Одиссеи?» представляет собой содержательный вопрос, а фраза «является ли автор Илиады и Одиссеи — автором Илиады и Одиссеи?» представляет собой тавтологию, поэтому имя и дескрипция не могут быть полностью взаимозаменяемы.