Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:03, контрольная работа
Философия науки как самостоятельная отрасль знания сформировалась в рамках философии сравнительно недавно. Конечно, первые философские идеи, лежащие в основании современной науки, определяющие принципы и цели научного познания, принадлежат еще родоначальникам философии Нового времени - Ф. Бэкону и Р. Декарту. Важный вклад в становление этой дисциплины внесли позднее И. Кант и неокантианцы. Однако систематически проблемы научного познания стали изучаться уже в XX столетии в рамках направления, получившего название "логический позитивизм"
Философия науки как самостоятельная
отрасль знания сформировалась в
рамках философии сравнительно недавно.
Конечно, первые философские идеи, лежащие
в основании современной науки,
определяющие принципы и цели научного
познания, принадлежат еще
Основные проблемы философии науки
Исторически сложилось так,
что долгое время философия и
методология науки
Оценивая тенденции развития философии
и методологии науки, большинство исследователей
отмечают следующие два обстоятельства.
Во-первых, эволюцию теоретических концепций
от нормативного подхода к процедурам
и результатам научных исследований к
дескриптивному, описательному, и во-вторых,
поворот от логического анализа структуры
научного знания к проблемам его исторического
развития. Эти тенденции во многом являются
взаимосвязанными. Анализ исторического
пути развития научного знания показал,
что надежды на существование единого
универсального научного метода, применимых
везде и всегда критериев достоверности
получаемых результатов, по всей видимости,
не оправданы. В истории науки не существовало
единых стандартов научной строгости
и точности. В каждую историческую эпоху
в различных научных дисциплинах применялись
свои правила и приемы исследования, которые
могли оказаться более или менее успешными.
Это привело к отказу от первоначальной
установки логического позитивизма перестроить
все здание науки в соответствии с последними
достижениями логики, и, поскольку ученые
зачастую действовали вопреки предписаниям
методологов, оставило за методологией
преимущественно описательную и классифицирующую
функции по отношению к методам научного
познания и его результатам. Такое изменение
установки не превратило, однако, предшествующие
разработки философов науки в бесполезные
инструменты, а только ограничило область
их применимости и выявило степень их
соответствия исторической практике научных
исследований.
Как правило, методологические проблемы
науки не являются собственно внутринаучными
проблемами - они имеют значительное философское
содержание, поскольку их способ постановки,
а зачастую и решение зависят от принятых
исследователем философских допущений
относительно природы мира, познания и
специфики научной деятельности.
К числу основных проблем философии и
методологии науки обычно относят проблему
возникновения научного знания, соотношения
и взаимосвязи научных и вненаучных форм
познания, проблема строения научного
знания и основных функций науки, проблема
развития науки.
Естественно, что каждая из этих проблем
в свою очередь представляет собой довольно
сложный комплекс подпроблем, характеризующийся
собственными логическими и идейными
связями. Так, проблема структуры научного
знания требует выяснения вопросов, какое
знание считать эмпирическим, а какое
- теоретическим, что такое научный факт
и что такое научная гипотеза, что является
законом науки, а что является научной
теорией, должна ли научная гипотеза основываться
на фактах или она должна быть логическим
следствием теории и т.д. Определенное
решение каждой из этих проблем оказывает
влияние на решение остальных, а иногда
даже может завести решение других проблем
в тупик, как это получается в знаменитой
"дилемме теоретика" К.Г.
Гемпеля.
Как показала практика исследования, средства
современной логики позволяют, во-первых,
формулировать эти и другие подобные проблемы
вполне однозначным строгим способом,
а, во-вторых, являются незаменимым инструментом
их анализа. Их единственный недостаток
состоит лишь в том, что они не могут быть
достаточными средствами для решения
всех методологических проблем. Логика
оказывается здесь неразрывно связанной
с философской теорией науки.
Философия техники
Философия техники как
самостоятельная философская
Задачи философии техники
Как полагает большинство
исследователей, философия техники
призвана решать две взаимосвязанные
группы проблем. В первую из них входит
осмысление техники, уяснение ее природы
и сущности, ее роли в истории
цивилизации и в современном
обществе. Вторая группа проблем связана
с анализом тенденций развития современных
обществ и возможностей приостановки
неблагоприятных тенденций
Проблема соотношения науки и техники
В современной литературе
по философии техники
(1) Техника - это прикладная наука. Иначе
говоря, наука занимается производством
знания, а техника осуществляет приложение
полученных знаний в практической деятельности.
Такая модель взаимодействия науки и техники
получила название линейной. Несмотря
на наличие в ней рационального зерна,
она все-таки является чрезмерным упрощением
реальных отношений, складывавшихся между
наукой и техникой на протяжении столетий.
(2) Наука и техника развиваются автономно
друг от друга, однако эти процессы являются
все же координированными. Эту модель
взаимодействия в литературе называют
эволюционной. Координация развития науки
и техники имеет эмпирическую составляющую:
иногда наука использует технические
устройства для получения собственных
результатов, иногда научные результаты
успешно используются в технике. В эволюционной
модели можно выделить три взаимосвязанные,
но самостоятельные сферы: науку, технику
и производство. Развитие каждой из них
описывается по эволюционной схеме, принадлежащей С. Тулмину:
создание новых вариантов (фаза мутаций)
- отбор вариантов для практического использования
(фаза селекции) - распространение успешных
вариантов внутри каждой сферы на более
широкую сферу (фаза диффузии и доминирования).
Эта же схема приложима и к взаимодействию
всех трех сфер. В науке создаются новые
варианты, техника осуществляет их отбор,
отобранные варианты распространяются
в производстве.
(3) Наука развивалась в зависимости от
уровня современной ей техники (точка
зрения, в чем-то обратная линейной модели).
Конкретизируя свою позицию, ее сторонники
утверждают, что научное знание развивалось
за счет исследования технических аппаратов
и инструментов в попытке раскрыть загадки
их функционирования. Конечно, такие исследования
в истории науки неоднократно имели место.
Но все же исследований другого типа было,
по-видимому, гораздо больше.
(4) Наиболее реалистичной и соответствующей
многим историческим фактам представляется
позиция, в соответствии с которой, до
конца XIX в. наука и техника действительно
развивались обособленно, регулярного
применения научных знаний в технической
практике не было, но в настоящее время
развитие техники осуществляется именно
на основе современных научных достижений.
Вообще историю взаимоотношений науки
и техники, как отмечают исследователи,
можно разбить на четыре периода. В первый
период (донаучный) последовательно формируются
три типа технических знаний: практико-методические,
технологические и конструктивно-технические.
Во втором периоде происходит зарождение
технических наук (со второй половины
XVIII в. до 70-х гг. XIX в.). Третий период - классический
(до середины XIX века) характеризуется
построением ряда фундаментальных технических
теорий. Последний (четвертый) период (настоящее
время) отмечен осуществлением комплексных
исследований, интеграцией технических
наук не только с естественными, но и с
общественными науками, и вместе с тем
дальнейшей дифференциацией и "отпочкованием"
технических наук от естественных и общественных.
Специфика технических наук
Хотя технические естественным
образом дифференцируются от остальных
наук предметом изучения (искусственными
объектами), проблема их специфики этим
простым указанием далеко не решается.
Необходимо еще определить место
научно-технического знания в общем
комплексе научных теорий, а также
особенности их познавательных приемов,
методов и процедур, иначе говоря,
осуществить полное сопоставление
с технических наук с науками
естественными и гуманитарными.
В настоящее время наиболее распространенной
является позиция, признающая за естественными
и техническими науками статус равноправных
дисциплин. Каждая техническая наука -
это отдельная и относительно автономная
дисциплина, обладающая рядом особенностей.
Технические науки - часть науки и, хотя
они не должны далеко отрываться от технической
практики, не совпадают с ней.
Объекты технических наук представляют
собой некий синтез естественного и искусственного.
Они искусственны, поскольку являются
продуктами сознательной целенаправленной
человеческой деятельности. Они естественны,
поскольку создаются из естественного
(природного) материала. В структуре исследовательской
деятельности технических наук можно
выделить как прикладные, так и фундаментальные
исследования.Прикладное исследование -
это исследование, результаты которого
адресованы производителям и заказчикам
и которое направляется нуждами или желаниями
этих клиентов, фундаментальное