Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:09, реферат
С приходом христианства в Европу открылись новые мировоззренческие горизонты, что создало условия для радикальной трансформации культурных установок античности. В контексте христианства произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Через Блаженного Августина шло христианское осмысление Платона, а через Фому Аквинского - наследие Аристотеля, которое сложилось в особую концептуальную программу, названную схоластикой.
онстантинополь. Рим прекратил свое существование в 476 г., а Византия существовала почти тысячу лет.
С приходом христианства в Европу открылись новые мировоззренческие горизонты, что создало условия для радикальной трансформации культурных установок античности. В контексте христианства произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Через Блаженного Августина шло христианское осмысление Платона, а через Фому Аквинского - наследие Аристотеля, которое сложилось в особую концептуальную программу, названную схоластикой.
Философия, как и наука, в это время выступают в качестве «служанок» богословия. Церковь вмешивалась во все сферы человеческой деятельности. Все положения, расходящиеся с догматами христианства, осуждаются. Наука в это время лишена свободы поиска и скована предрассудками и заблуждениями.
Активизация средневековой науки начинается с XIII в. - время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан, куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки.
В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию. На Востоке в это время наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В Западной Европе в средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась наряду с риторикой в монастырских школах и университетах.
Таким образом, в античной и средневековой эпохах существовали лишь отдельные элементы, заделы и предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает лишь в Новое время, в процессе отпочкования науки от философии.
Философия науки в Новое время
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Каждый этап имеет свою парадигму, т.е. совокупность теоретико-методологических установок, образец деятельности, свою картину мира, свои фундаментальные идеи.
Классическая наука (XVII - XIX вв.) имеет своей парадигмой механику, картина мира строится на принципе жесткого детерминизма (лапласовского), ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
Неклассическая наука (первая половина XX века) связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности, т.е. произошло усложнение научных представлений о мире, возможностях познания.
Постнекалиссическая наука (XX - XXI вв.) имеет своей парадигмой идею становления и самоорганизации. Постнеклассическая наука характеризуется пониманием крайней сложности исследуемых объектов, а попытки изменять радикально сверхсложные объекты влекут возможность катастроф и других непредвиденных последствий. В постнеклассику входят не только познавательный, но и ценностный аспекты, т.е. при разработке масштабных научно-технических программ должны использоваться социально-гуманитарные и экологические экспертизы.
Основы философии науки
Понятие науки
Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука». В литературе есть данные о том, что сейчас существует до двухсот определений науки.
Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).
Основные стороны бытия науки - это, во-первых, процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; во-вторых, результат этого процесса, т.е. органическая система знаний; в-третьих - социальный институт со своей инфраструктурой организации науки; в-четвертых - это особая сфера культуры, взаимодействующая с другими формами общественного сознания. Другими словами, наука - это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт.
Критерии научности и основные особенности научного познания.
Понятие научности предполагает открытие объективных законов действительности (природных, общественных, законов мышления).
Системность является существенным признаком научного познания, т.е. упорядочения наличного, вновь открытого знания и включение их в систему понятий, в состав теории.
Характерная черта научного познания - объективность, постигаемая рациональными методами с ориентацией на истину.
Доказательность - т.е. знание должно быть подтверждено аргументами и фактами.
В литературе выделяются и другие критерии научности, относя к ним такие, как непротиворечивость знания, проверяемость опытом, воспроизводимость, строгость и т.д.
Основания науки и их структура
В структуре науки кроме эмпирических и теоретических структур имеется еще одна структура, которая называется основанием науки. В основания науки принято включать:
1. идеалы и нормы познания в той или иной области;
2. научную картину мира;
3. философские основания.
Идеалы и нормы - это эталонные установки и регулятивы научного познания, где идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы - регулируют конкретные условия достижения цели на различных этапах исследования.
Научная картина мира дает общее представление об устройстве окружающего мира и места человека в нем. Имеет парадигмальный (парадигма - это образец, модель) характер, что задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование норм научного исследования. В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности. Выделяется три картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая.
Философские основания науки - это самые общие мировоззренческие идеи и принципы, стандарты и понятийный аппарат науки, которые формируются в рамках философии науки. В качестве философского регулятива современной науки утвердились вероятностный подход, потребность в междисциплинарных исследованиях, принцип развития, принцип неопределенности, интеграция подходов естественно-научного и гуманитарного знания.
Данные основания науки выполняют роль познания, эвристическую и методологическую функции.
Основные концепции современной философии науки
В литературе основными концепциями философии науки выделяют позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм как философия науки. Основоположником позитивизма является Огюст Конт, который считал, что источником подлинного (позитивного) знания является совокупный результат специальных наук, которые связаны с опытом и с экспериментом. Только опытное, экспериментальное знание способно дать новое приращение в науке. Отсюда для Конта философия наукой не является, поскольку основными критериями по Конту должны быть: наука связана с практикой, научное знание имеет свой понятийный аппарат, наука должна отвечать на вопрос «как», а не «почему». В своем труде «Общий обзор позитивизма» О.Конт построил новую классификацию наук, куда включил математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социальную физику (социологию).
Развивая идеи позитивизма XIX века в области философии науки, К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что наука - знание объективное и выступает как система знаний о законах общества, природы и мышления; наука опирается на общественную практику и практика выступает как критерий истины научного знания; наука является всеобщим духовным продуктом общественного развития.
Неопозитивистская концепция философии науки. История позитивизма насчитывает три «волны». «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-е годы XIX века, который был основан на работах О.Конта. Его последователи Д.Милль и Г.Спенсер. «Второй» позитивизм возникает в 70-90-е года XIX века, яркими представителями этого направления явились Л.Витгенштейн, К.Поппер. Их учение о философии науки называется «лингвистическим позитивизмом». Так, Л.Вингенштейн считал, что научное знание должно быть общезначимо, которое достижимо при помощи особого языка - языка науки («язык математики», физики, лингвистики и пр.). Истина науки - это совпадение высказываний с опытом человечества (человека). Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации» (подтверждение), согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.
К.Поппер в своих исследованиях сущности науки пришел к выводу о том, что наука тогда настоящая наука, когда её принципы могут быть опровергаемы некоторыми фактами. В этом и состоит смысл его нового принципа фальсификации, который К.Поппер выдвинул вместо принципа «верификации» Л.Витгенштейна. Знание научно по Попперу, когда оно фальсифицируемо (опровержимо).
Постпозитивистская философия науки XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда, где обозначена установка на анализ социокультурных факторов в развитии науки.
Т.Кун в своем труде «Структура научных революций», выдвигает концепцию «парадигм» (образцов), т.е. признаваемых научном сообществом совокупность теорий, научных достижений, которые служат для ученых моделью постановки научных проблем. Таким образом, парадигма выступает способом мышления ученых, общепринятой системой понятий и категорий, при этом совпадает с понятием «нормальная наука», которое означает эволюционную фазу в развитии науки.
Основная мысль И.Лакатоса заключается в том, что наука - это поле борьбы, соперничества идей, что ведет в конечном счете к смене «научно-исследовательских программ». Под научно-исследовательской прграммой понимается совокупность теорий, связанных генетически и методологически. Научно-исследовательская программа может предвосхищать новые факты, то такая программа прогрессивна, а если неспособна более предвидеть новые факты и явления, то она регрессивна.
П.Фейерабенд выдвинул идею «пролиферации» (размножение) теорий и идею эпистемологического анархизма. Суть идеи в том, что каждый ученый должен создать свою научную теорию, а мировоззренческий плюрализм признает ценность любой научной теории и отрицает единые методологические стандарты - все это Фейерабенд назвал эпистемологическим анархизмом, который отрицает любые формы в науке, отрицает возможность объективной истины.
Рассмотренные понятия развития науки интересны тем, что в них произошел отказ от неопозитивистских взглядов, которые были характерны среди философов науки начала ХХ века.
Структура научного познания
Уровни научного познания. Научное познание включает в себя два уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека и осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений.
Ощущение - субъективный образ объективно существующих предметов, явлений, процессов, т.е. непосредственное соприкосновение человека с внешним миро (зрительное, вкусовое, слуховое и т.д.).
Восприятие - форма чувственного познания, отражающая свойства предмета в совокупности.
Представление - целостный образ предмета, сохраненный и вызываемый в сознании при посредстве памяти.
Содержание эмпирического познания - это сбор фактов с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент.
Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента (мышление), который осуществляется с помощью системы абстракций, таких как понятия, законы, категории. Мышление как главный компонент теоретического познания имее ...........