Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:58, доклад
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).
1)Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).
Каждый из названных
философов создал свою философскую
систему, отличающуюся богатством идей
и концепций. Вместе с тем немецкая
классическая философия представляет
собой единое духовное образование,
которое характеризуется
1. Своеобразным пониманием
роли философии в истории
2. Исследовались
не только человеческая
3. Все представители
классической немецкой
4. Классическая немецкая
философия разрабатывает
Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.
Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".
2) Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый — “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.
Во второй, “критический” период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она — “вещь в себе”, неуловима (ноумен).
Теория познания Канта основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в “вещи в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.
Бессилие человеческого
разума Кант доказывает учением об
антиномиях, т.е. противоположных утверждениях,
одинаково истинных и ложных. К
таковым он относил выражения: ”мир
конечен и бесконечен”, “в мире
царит свобода и необходимость”
В работе “критика практического разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.
Кант-автор категорического императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел иметь в качестве всеобщего закона, и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда не относился к нему только как к средству”. Категорический императив, по его мнению, должен применятся и в отношениях между народами.
Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения — это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.
Кант ставит следующий вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает познавательный процесс? Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная душа. Кант приходит к выводу, что не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.
Теоретический разум (рассматривается физика и философия) |
Рассудок (обслуживает чувственное сознание) |
Опыт (который создает чувственное сознание) |
Чувственное сознание |
Практический разум
3) Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей : логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) — тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы — переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:
· в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);
· в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;
· в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).
Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.
В своей логике Гегель
наиболее полно разрабатывает
1)все развивается логически и абстрактно;
2)развитие инобытия идеи (природа);
3)конкретного духа
Человек Гегеля является автором учения о диалектики. Мир он видит в целостности, в развитии и в движении собственной необходимости выдвигает три закона диалектики:
1) переход количественных
изменений в качественные
2) отрицание отрицания;
3) закон единства и борьбы противоположностей.
Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.
Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию — антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха — в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.
Человека Фейербах
рассматривал лишь как существо биологическое
и физиологическое, не видя его общественной
сущности. Это привело немецкого
философа к идеализму в понимании
общества и общественных явлений. Он
стремится построить
Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.