Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:34, доклад
Немецкий философ, оказавший сильнейшее влияние на европейскую культуру, искусство и политику 20-го века.
Родился в семье сельского священника в Саксонии. Учился в университетах Бонна и Лейпцига сначала на теологическом, потом на философском факультетах. В 24 года Ницше - профессор классической филологии, но с 1879 году по состоянию здоровья он был вынужден оставить преподавание, т.к. с 1876 года Ницше страдал сильнейшими головными болями, поэтому был вынужден вести изолированный образ жизни, все силы и все время он посвящал работе.
Фридрих
Ницше
(1844 – 1900)
Немецкий философ, оказавший
сильнейшее влияние на европейскую
культуру, искусство и политику 20-го
века.
Родился в семье сельского священника
в Саксонии. Учился в университетах Бонна
и Лейпцига сначала на теологическом,
потом на философском факультетах. В 24
года Ницше - профессор классической филологии,
но с 1879 году по состоянию здоровья он
был вынужден оставить преподавание, т.к.
с 1876 года Ницше страдал сильнейшими головными
болями, поэтому был вынужден вести изолированный
образ жизни, все силы и все время он посвящал
работе.
Болезнь обусловила и стиль сочинений
Ницше: короткие фрагменты, афоризмы -
надо было успеть сказать, пока болезнь
отпустила.
Но у него не было ненависти к своей болезни,
его любимый афоризм: "Возлюби судьбу"
("Amor fat").
В 1889 году творческая деятельность Ницше
оборвалась: ero настигло безумие, которого
он страшился, помня судьбу своего отца.
Он был переведен в Эймер, где за ним до
смерти ухаживала его сестра.
Сочинения: можно разбить на две группы, связанные
с периодами жизни.
1872-1882 Период исканий, формирование
мировоззрения, Ницше увлекается идеями
Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера,
но позже он проявляет интерес к естественным
наукам, увлекается позитивизмом. Работы
в основном культурологические "Рождение
трагедии из духа музыки" (о греческой культуре), "Человеческая, слишком
человеческая ".
1883-1888 Период собственно ницшеанский, период "переоценки всех ценностей".
В этот, период были написаны главные произведения
Ницше, в которых излагается его философская
концепция.
"Так говорил Заратустра " - самое знаменитое
произведение Ницше. Это философская поэма,
написанная почти библейским языком, эту
работу он считал самой глупой из всех
книг. В этой книге Ницше изложил свое
учение о сверхчеловеке.
"Воля к власти" монументальное сочинение, но не законченное,
Ницше хотел сделать эту книгу своим программным
произведением, но не успел, ее закончила
сестра.
Философия:
Значительное влияние на философию Ницше
оказал и волюнтаризм, и закон борьбы за
существование Дарвина.
Философия Ницше не представляет собой,
какой-либо системы, но в его творчестве
можно выделить ряд важных тем, которые
и составили его философию.
Учение о воли к власти.
Ницше считал, что первоосновой всего
сущего является воля, но он ее называет воля
к власти. Она не имеет лишь политического смысла:
это энергия, сила, непобедимый инстинкт
к жизни.
Мир в учении Ницше - вечное, без начала
и конца становление, в основе которого
лежит борьба сил и энергии, соперничество
воль. Становление не подчинено никаким
законам, не имеет направления и цели,
в нем нет ни логики, ни смысла. Такой становящейся
мир непознаваем, недоступен разуму, этот
мир результат состязаний между волями.
А поскольку у него нет конечной цели,
то он не может приближаться к какому-то
совершенству (Ницше отрицает исторический
прогресс).
Вместо идеи, прогресса Н выдвинул идею вечного
возвращения. Суть ее в следующем. По мнению Ницше,
количество силы во вселенной конечно.
Следовательно число комбинаций этой
силы хотя и огромно, но не бесконечно,
ограниченно, время же бесконечно, поэтому
через громадные промежутки времени должны
наступать в мироздании все те же комбинации
сил и картины жизни будут повторяться
в бесконечности, бесконечное число раз.
Все вещи вечно возвращаются, а сними и
мы сами. Ницше разделял идею исторического
круговорота (эту идею выдвинули еще в
Древней Греции).
Онтология (метафизика): все существующее в человеческой
теории и человеческом познании есть только
проявление воли к власти, никакого абсолютного
бытия нет. Бытие - становление, но не беспристранное
появление чего-то нового, а лишь вечный
круговорот всего того, что в прошлом уже
повторялось бесконечное число раз.
Учение о переоценке всех ценностей.
Ницше действительно подверг критике
современные ему общество и культуру,
главной чертой которых он считал нигилизм (отрицание)
- такое состояние в обществе, когда ценности
теряют свою ценность и нет веры ни во
что, когда господствует пессимизм, разочарование.
Выход - переоценить все старые ценности
и установить новые.
Критерий переоценки всех ценно
Отсюда вывод все, что умаляет волю к власти
должно быть отвергнуто и забыто
Социальные ценности:
Демократия – Ницше отрицает демократию, фактически
являясь ее врагом, т.к. демократия увнивает
людей, поддерживая и тех, кого и так слишком
много.
Социализм – Ницше враг социализма, т.к. считал,
что социализм подавляет индивидуальность,
проповедуя коллективизм, и тем самым
развивает стадные инстинкты. Идеал социализма
- безмятежное баранье счастье.
Ницше также противник уравнивания прав
мужчин и женщин. Самым сильным нападкам
подверглись христианская религия и мораль.
Ницше ненавидел христианство за то что,
что оно подавляло волю к власти, проповедуя
идеи смирения, сострадания. Он выступил
против нравственного идеала христианства,
который, как он считал, составлен в противоположность
инстинктам жизни.
Языческий идеал человека, согласно которому
хороший человек это значит – сильный,
прекрасный, здоровый, счастливый.
Христиане (евреи - творцы христианства)
вывернули его наизнанку: по их логике
хорошие люди несчастные, бедные и больные,
т.е. терпящие лишения. Знаменитая проповедь
Христа прямо выражает этот идеал человека.
Христианская мораль создавалась рабами,
т.е. социальными низами общества. Христианская
мораль – мораль рабов. Христианство –
воля к гибели.
Девиз Ницше: "Горе слабому ", "Пусть
гибнут слабые и уродливые – это 1-я заповедь
человека"
Принципы новой морали:
- Ценность жизни – это единственная и
безусловная ценность.
- Существует природное неравенство людей,
обусловленное различием жизненных сил
и воли к власти.
Отсюда деление людей на низших и высших.
Низшие - стадо (нулей), серая масса, они
могут быть лишь орудием в руках высших
людей.
Высшие - элита, люди дружелюбные друг
к другу, но не к чужим, по отношению к которым
они не лучше необузданных зверей.
- Сильный человек свободен от моральных
норм и обязательств, т.е. стоит по ту сторону
добра и зла. Ницше выступает как типичный
немецкий философ-волюнтарист с жесткой
прямолинейной моралью.
А.Н.Толстой прочитав " Антихрист "
пришел в ужас от новой морали.
Учение о сверхчеловеке.
Это самая спорная и загадочная часть
его философии. Бог умер: Сверхчеловек
– представитель высшей расы, стоящий
по ту сторону добра и зла.
Это идеалистический тип человека - человек
нордического типа, которого отличают
благородство и аристократичность.
В своем мифе о сверхчеловеке Ницше выразил
идеал человека, сочетающего в себе интеллектуальную
мощь в силу характера. Сверхчеловеком
стал бь тот, кто соединил бы в себе черты
Гете и Наполеона.
Философия Ницше вызвала противоречивые
отзывы. Отрицательная сторона, презрение
к слабому человечеству, языческий взгляд
на жизнь (с точки зрения русских писателей
Ницше фактически был объявлен главным
философом Третьего Рейха).