Философия Нитше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:34, доклад

Описание работы

Немецкий философ, оказавший сильнейшее влияние на европейскую культуру, искусство и политику 20-го века.

Родился в семье сельского священника в Саксонии. Учился в университетах Бонна и Лейпцига сначала на теологическом, потом на философском факультетах. В 24 года Ницше - профессор классической филологии, но с 1879 году по состоянию здоровья он был вынужден оставить преподавание, т.к. с 1876 года Ницше страдал сильнейшими головными болями, поэтому был вынужден вести изолированный образ жизни, все силы и все время он посвящал работе.

Файлы: 1 файл

Философия. Нитше.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

Фридрих Ницше  
(1844 – 1900)

Немецкий философ, оказавший  сильнейшее влияние на европейскую  культуру, искусство и политику 20-го века. 
 
Родился в семье сельского священника в Саксонии. Учился в университетах Бонна и Лейпцига сначала на теологическом, потом на философском факультетах. В 24 года Ницше - профессор классической филологии, но с 1879 году по состоянию здоровья он был вынужден оставить преподавание, т.к. с 1876 года Ницше страдал сильнейшими головными болями, поэтому был вынужден вести изолированный образ жизни, все силы и все время он посвящал работе.  
 
Болезнь обусловила и стиль сочинений Ницше: короткие фрагменты, афоризмы - надо было успеть сказать, пока болезнь отпустила. 
 
Но у него не было ненависти к своей болезни, его любимый афоризм: "Возлюби судьбу" ("Amor fat").  
 
В 1889 году творческая деятельность Ницше оборвалась: ero настигло безумие, которого он страшился, помня судьбу своего отца. Он был переведен в Эймер, где за ним до смерти ухаживала его сестра. 
 
 
Сочинения: можно разбить на две группы, связанные с периодами жизни. 
1872-1882 Период исканий, формирование мировоззрения, Ницше увлекается идеями Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера, но позже он проявляет интерес к естественным наукам, увлекается позитивизмом. Работы в основном культурологические "Рождение трагедии из духа музыки" (о греческой культуре), "Человеческая, слишком человеческая ". 
1883-1888 Период собственно ницшеанский, период "переоценки всех ценностей". В этот, период были написаны главные произведения Ницше, в которых излагается его философская концепция.  
"Так говорил Заратустра " - самое знаменитое произведение Ницше. Это философская поэма, написанная почти библейским языком, эту работу он считал самой глупой из всех книг. В этой книге Ницше изложил свое учение о сверхчеловеке. 
"Воля к власти" монументальное сочинение, но не законченное, Ницше хотел сделать эту книгу своим программным произведением, но не успел, ее закончила сестра. 
 
 
Философия:  
Значительное влияние на философию Ницше оказал и волюнтаризм, и закон борьбы за существование Дарвина.  
Философия Ницше не представляет собой, какой-либо системы, но в его творчестве можно выделить ряд важных тем, которые и составили его философию. 
 
 
Учение о воли к власти. 
Ницше считал, что первоосновой всего сущего является воля, но он ее называет воля к власти. Она не имеет лишь политического смысла: это энергия, сила, непобедимый инстинкт к жизни.  
Мир в учении Ницше - вечное, без начала и конца становление, в основе которого лежит борьба сил и энергии, соперничество воль. Становление не подчинено никаким законам, не имеет направления и цели, в нем нет ни логики, ни смысла. Такой становящейся мир непознаваем, недоступен разуму, этот мир результат состязаний между волями. А поскольку у него нет конечной цели, то он не может приближаться к какому-то совершенству (Ницше отрицает исторический прогресс). 
Вместо идеи, прогресса Н выдвинул идею вечного возвращения. Суть ее в следующем. По мнению Ницше, количество силы во вселенной конечно. Следовательно число комбинаций этой силы хотя и огромно, но не бесконечно, ограниченно, время же бесконечно, поэтому через громадные промежутки времени должны наступать в мироздании все те же комбинации сил и картины жизни будут повторяться в бесконечности, бесконечное число раз. Все вещи вечно возвращаются, а сними и мы сами. Ницше разделял идею исторического круговорота (эту идею выдвинули еще в Древней Греции). 
Онтология (метафизика): все существующее в человеческой теории и человеческом познании есть только проявление воли к власти, никакого абсолютного бытия нет. Бытие - становление, но не беспристранное появление чего-то нового, а лишь вечный круговорот всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз. 
 
 
Учение о переоценке всех ценностей. 
Ницше действительно подверг критике современные ему общество и культуру, главной чертой которых он считал нигилизм (отрицание) - такое состояние в обществе, когда ценности теряют свою ценность и нет веры ни во что, когда господствует пессимизм, разочарование. Выход - переоценить все старые ценности и установить новые. 
Критерий переоценки всех ценностей - воля к власти. "Что хорошо?" – " Все от чего возрастает в человеке воля к власти ". "Что плохо?" – "Все что идет от слабости". 
Отсюда вывод все, что умаляет волю к власти должно быть отвергнуто и забыто 
 
Социальные ценности: 
Демократия – Ницше отрицает демократию, фактически являясь ее врагом, т.к. демократия увнивает людей, поддерживая и тех, кого и так слишком много. 
Социализм – Ницше враг социализма, т.к. считал, что социализм подавляет индивидуальность, проповедуя коллективизм, и тем самым развивает стадные инстинкты. Идеал социализма - безмятежное баранье счастье.  
Ницше также противник уравнивания прав мужчин и женщин. Самым сильным нападкам подверглись христианская религия и мораль.  
Ницше ненавидел христианство за то что, что оно подавляло волю к власти, проповедуя идеи смирения, сострадания. Он выступил против нравственного идеала христианства, который, как он считал, составлен в противоположность инстинктам жизни.  
Языческий идеал человека, согласно которому хороший человек это значит – сильный, прекрасный, здоровый, счастливый.  
Христиане (евреи - творцы христианства) вывернули его наизнанку: по их логике хорошие люди несчастные, бедные и больные, т.е. терпящие лишения. Знаменитая проповедь Христа прямо выражает этот идеал человека. Христианская мораль создавалась рабами, т.е. социальными низами общества. Христианская мораль – мораль рабов. Христианство – воля к гибели. 
Девиз Ницше: "Горе слабому ", "Пусть гибнут слабые и уродливые – это 1-я заповедь человека" 

 
Принципы новой морали: 
- Ценность жизни – это единственная и безусловная ценность. 
- Существует природное неравенство людей, обусловленное различием жизненных сил и воли к власти.  
Отсюда деление людей на низших и высших. 
Низшие - стадо (нулей), серая масса, они могут быть лишь орудием в руках высших людей.  
Высшие - элита, люди дружелюбные друг к другу, но не к чужим, по отношению к которым они не лучше необузданных зверей. 
- Сильный человек свободен от моральных норм и обязательств, т.е. стоит по ту сторону добра и зла. Ницше выступает как типичный немецкий философ-волюнтарист с жесткой прямолинейной моралью. 
А.Н.Толстой прочитав " Антихрист " пришел в ужас от новой морали. 
 
Учение о сверхчеловеке. 
Это самая спорная и загадочная часть его философии. Бог умер: Сверхчеловек – представитель высшей расы, стоящий по ту сторону добра и зла.  
Это идеалистический тип человека - человек нордического типа, которого отличают благородство и аристократичность. 
В своем мифе о сверхчеловеке Ницше выразил идеал человека, сочетающего в себе интеллектуальную мощь в силу характера. Сверхчеловеком стал бь тот, кто соединил бы в себе черты Гете и Наполеона.  
Философия Ницше вызвала противоречивые отзывы. Отрицательная сторона, презрение к слабому человечеству, языческий взгляд на жизнь (с точки зрения русских писателей Ницше фактически был объявлен главным философом Третьего Рейха).

 


Информация о работе Философия Нитше