Философия новго времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI – ХVII вв.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Исторические и научные предпосылки. Становление эпохи нового
времени 5
2.1 Естественно-научные предпосылки философии Нового времени 5
2.2 Становление эпохи Нового времени 6
3. Разработка метода научного исследования в философии XVII века. Фр. Бэкон: эмпиризм, учение о методе. Дуализм Р. Декарта. Материализм Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка 9
3.1 Фр. Бэкон: эмпиризм, учение о методе 9
3.2 Дуализм Р. Декарта 13
3.3 Материализм Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка 15
4. Идеалисты нового времени. учение Г.Лейбница. агностицизм Дж. Беркли, Д. Юма 18
4.1 Учение Г.Лейбница 18
4.2 Агностицизм Дж. Беркли, Д. Юма 23
5. Заключение 25
6. Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Философия нового времени.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ «Архангельское мореходное училище имени

 капитана В.И. Воронина»

Заочное отделение

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСНОВАМ  ФИЛОСОФИИ

Тема: Философия Нового времени

 

Работа выполнена

«___» ________________ 200___ г.

__________________________________

___________________________________

___________________________________

Работа проверена

                                                  «___» ________________ 200___ г.

Оценка ____________________________

Преподаватель __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХАНГЕЛЬСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Исторические и научные  предпосылки. Становление эпохи  нового 

времени 5

2.1 Естественно-научные  предпосылки философии Нового  времени 5

2.2 Становление эпохи Нового времени 6

3. Разработка метода научного исследования в философии XVII века. Фр. Бэкон: эмпиризм, учение о методе. Дуализм Р. Декарта. Материализм Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка 9

3.1 Фр. Бэкон: эмпиризм, учение о методе 9

3.2 Дуализм Р. Декарта 13

3.3 Материализм Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка 15

4. Идеалисты нового времени. учение Г.Лейбница. агностицизм Дж. Беркли, Д. Юма 18

4.1 Учение Г.Лейбница 18

4.2 Агностицизм Дж. Беркли, Д. Юма 23

5. Заключение 25

6. Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Философия Нового времени  существенно отличается от античной и средневековой  по своему содержанию,  по методологическим принципам и  по характеру тех проблем, которые  оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI – ХVII вв.

На заре Нового времени, как никогда прежде, возрос интерес к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Философы этого периода выше всего ценили своеобразие и уникальность индивидуума.

Исключительно важную роль в формировании философии и науки  Нового времени сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы.

В этих условиях возникает  экспериментально-математическое естествознание, первые шаги которого видны в конце XVI – начале XVII в. в творчестве Кеплера, Галилея, Кавальери и др.  В XVII в. новая наука о природе во многом определила содержание и задачи метафизики, а в ХVIII и ХIХ вв. вообще оттеснила последнюю на задний план, создав особый – сциентистский – способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющей характер европейской культуры. По словам немецкого философа Г. Ромбаха, «точная наука есть философия Нового времени». Именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации. Собственно говоря, сама эта цивилизация была вызвана к жизни именно развитием науки.

 Эти особенности  обусловили и новую ориентацию  философии. Если в средние века  она выступала в союзе с  теологией, а в эпоху Возрождения  – с искусством и гуманитарным  знанием, то, начиная с XVII в. она опирается главным образом на науку. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок. 

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. СТАНОВЛЕНИЕ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.1 Естественно-научные предпосылки философии Нового времени

 

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).

Такое развитие науки  не могло не оказать воздействия  на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

 

2.2 Становление эпохи Нового времени

 

Под новым временем - понимают эпоху становления капиталистических  отношений (17 век). В эту эпоху  происходят социальные революции в Нидерландах (конец 16 века); Англии (Средина 17 века); Франция (соц. революция 1789-1793). Социальным революциям предшествовали философские революции.

Социальная революция  это качественное изменение социальной среды. Эти изменения происходят практически во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере происходит замена открытых форм эксплуатации (крепостничества) скрытой формой эксплуатации (купля продажа рабочей силы). Маркс показал, что прибавочная стоимость является скрытой формой капиталистического угнетения. В политической сфере происходит замена монархической формы государственного правления на демократическую форму. В это время формируется представительский орган - парламент. В духовной сфере происходит переоценка ценностей средневековья, пытаются выбрать из этой системы, то что соответствует новым историческим явлениям. В этот период критическая переработка духовных ценностей. Становление капитализма стимулировало развитие науки, из всех наук преуспели те, которые были связаны с решением практических задач (создание простых механизмов, кораблей, часов, астрономических приборов и.т.д). К таким наукам относятся: механика, математика, астрономия.

В 17 веке произошла научная  революция: были открыты законы механики движения, создана первая естественно - научая теория, аналитическая геометрия Декарта, дифференциально - интегральное исчисление Ньютона и Лейбница.

Каким образом новые  открытия в науки сказались в сфере философии?

1) Все частные науки  и философия связаны органически между собой, оказывают воздействие друг на друга.

2) Философское знание  нельзя представлять как сумму  знаний частных наук, оно специфично.

Влияние науки на философию  сказывалось в изменение философской  методологии, стиля мышления. Под  воздействием частных наук сложился определенный стиль философского мышления. Объективные обстоятельства - потребности капиталистического производства требовали замены схоластического метода познания методами научными методами, обращенными к реальному миру.

Философы с одной стороны ведут беспощадную войну против наследия средневековой философии (схоластики) не способной служить машинному производству, а с другой стороны они занимаются разработкой ряда теоретико-познавательных проблем - источники познания, соотношения чувственного и рационального. По этому центральной проблемой философии нового времени является проблема: методов научного исследования.

Метод - это путь познания. Хороший метод является эффективным  средством получения нового знания.

Научные методы подразделяются на:

  • Эмпирические или опытные
  • Теоретические

К первому относится  наблюдение, эксперимент; ко второму  математизация, дедуктивный метод. В центре естествознания 17-18 веков стояла механика земных небесных тел, законы, которые использовались во всех сферах постижения бытия. Такая форма методологии научного знания получила название "механицизма". Механицизм в целом был прогрессивным явлением, он опирался на эмпирические факты, отбрасывал всякие представления о сверх естественном, ориентировал на изучение природы самой по себе. В то же время он обладал рядом недостатков: отрицал качественное многообразие бытия, т.е. качественное многообразие бытия живой и не живой природы, человеческого духа и.т.д. Поскольку единой формой движения он признавал механическое движение. Более того, механицизм признавал в качестве источника движения тела нечто внешнее, это было связано с неправильным истолкованием 2-го закона механики Ньютона. Согласно этому истолкованию сила рассматривалась в качестве причины движения.

Естествознание 17-18 века ограничивалось расчленением природы, изучением отдельно обособленных друг от друга объектов, все это привело к формированию метафизического метода познания, согласно которому явления существуют обособленно друг от друга вне движения и развития. По мере развития наук накапливался материал для обоснования идеи взаимосвязи явлений мира, их движения и развития. Это было осознано философией 19 века.

Метафизика заявила  о себе существованием двух направлений в гносеологии: эмпиризма и рационализма. Эмпирическим источником знаний считают ощущения. Рационалисты - разум. Все материалистические школы нового времени были механистическими и метафизическими.

 

3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVII ВЕКА. ФР. БЭКОН: ЭМПИРИЗМ, УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ. ДУАЛИЗМ Р. ДЕКАРТА. МАТЕРИАЛИЗМ Т. ГОББСА, Б. СПИНОЗЫ, ДЖ. ЛОККА

 

3.1 Фр. Бэкон: эмпиризм, учение о методе

 

Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон».

В нем дается изложение  «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.

Серьезной критике Бэкон  подвергает прежнюю, «старую» логику Аристотеля, которая основывается на дедуктивном методе мышления. Она создает лишь неразбериху, мешает «расшифровать» тайный язык природы, в результате чего последняя уходит из-под рук исследователя.

Фундаментом всякого  познания, по оценке Бэкона, является опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Он должен осуществляться по определенному плану, последовательно, и вести от экспериментов к новым экспериментам, либо к теоретическим положениям, которые в свою очередь подталкивают к новым экспериментам. В логическом отношении это означает, что наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. Индукция, по мнению Бэкона, является гарантией от недостатков и промахов как в самой логике мышления, так и в познании вообще.

Индукция, как правило, является неполной, поэтому индуктивный вывод является не достоверным, а лишь вероятностным (предположительным). Такой вывод нуждается в проверке. Для понимания существа неполной индукции приведем два примера.

Вода испаряется

Керосин испаряется Молоко испаряется

Кислород сжимается  Метан сжимается Водород сжимается

Вывод:

Все жидкости обладают свойством испарения.

Вывод:

Все газы обладают, свойством  сжиматься.


 

В данных примерах оба вывода, полученные индуктивным путем, являются вероятностными, поскольку эксперименты были проведены  не со всеми существующими видами жидкостей и газов. Для того, чтобы получить достоверный вывод, необходимо провести опыты со всем классом жидкостей и газов. На практике провести такой эксперимент не всегда удается в силу разных причин. Что делать в этом случае? Бэкон настоятельно рекомендует в целях повышения достоверности вывода искать как можно больше фактов, не только подтверждающих, но и опровергающих индуктивный вывод. Примечательно то, что сам Бэкон с помощью индукции определил философскую сущность теплоты, обнаружив в нагретых предметах движение частиц тела. Несмотря на то, что Бэкон много труда вложил в разработку теории индукции, он не считал ее совершенной и законченной. Философ вполне серьезно надеялся, что в последующие века ученые ее усовершенствуют.

Учение  об «идолах» или призраках познания

Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

Первый вид заблуждений - идолы рода - присущ всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

Второй вид заблуждений - идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идолов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида существует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности.

Безусловно, нельзя не согласиться  с замечанием Бэкона относительно воздействия  эмоциональной сферы человека и  его многообразных интересов  на объективность и полноту познания предметов и процессов. Преодолеть воздействие идолов рода и пещеры на процесс познания полностью невозможно, но его можно значительно ослабить при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный. Для этого каждому человеку необходимо не только осознать характер действия заблуждений, но и овладеть методикой процесса познания.

Третий вид заблуждений - идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

Критика Бэконом «идолов  рынка» несет в себе рациональное зерно, ибо в ней подчеркивается относительная самостоятельность языка, которая состоит в наличии как некоторой консервативности языка применительно к мышлению, так и способности его активно влиять на последнее.

Четвертый, последний, вид  заблуждений - идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К числу мнимых авторитетов Бэкон относит Пифагора, Платона и Аристотеля. Наиболее основательно Бэкон нанес удар по системе Аристотеля и опиравшейся на его учение схоластике. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

Информация о работе Философия новго времени