Философия нового времени 17-18 век. Философия Д. Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Эмпиризм и рационализм 17 века……………………………………………....4
Философия эпохи Просвещения 18 века………………………………………10
Немецкая классическая философия……………………………………………17
Философия Джона Локка………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Философия нового времени 17-18 век Философия ДЛокка.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Эмпиризм и  рационализм 17 века……………………………………………....4

Философия эпохи Просвещения 18 века………………………………………10

Немецкая классическая философия……………………………………………17

Философия Джона  Локка………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Новое время - это исторический период, для которого характерно доминирование научного, и, особенно, естественнонаучного познания в большинстве сфер человеческой жизни. Человеку этой эпохи казалось, что, познав объективные законы окружающей действительности и научившись покорять природу и использовать её богатство для своих утилитарных нужд, человек станет счастливым и решит все свои проблемы. Новое время предстает своеобразной антитезой Средневековья, ибо в характерной для него «атаке мысли на природу», духовность как бы отходит на второй план, прячется в тень. Таким образом, можно сказать, что если в Средние века человек пытался осмыслить духовный абсолют, приобщиться к нему и присущему ему высокому знанию, то в Новое время человек стремится покорить материальный космос, чтобы, господствуя в нём, перестроить этот космос по своему образу и подобию. Перестроить для себя и силой своего, человеческого знания.

Развитие нового - буржуазного  общества - порождает изменения не только в экономике, политике, и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения  общественного сознания оказывается  наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления.

Условно философию Нового времени можно разделить на три  периода:       

     1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

     2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

     3-й период: Немецкая классическая философия.

Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены  состоянием общества на тот исторический этап.

 

Эмпиризм и рационализм 17 века

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный  опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает  на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Исторические условия: замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии); ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма); соединение науки с практикой материального производства.

     Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа  из двух путей исторического  развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.

3. Активизированы  поиски новых методов познания  для: систематизации огромного количества фактов; создания целостной картины мира; установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, главным в философии этого периода становятся проблемы

теории познания (гносеологии).

Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов»

разума, который  проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

     Основу  нового метода ищут: в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк); в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Наиболее значительными  были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

     Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что: единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится

к опыту. В душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

     Поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов  чувств. Знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

     Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Его труд «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Бекон выдвинул идеи: практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового); муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов). Они должны быть подобны пчелам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).

Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки: «идолы рода» - ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах); «идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю; «идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум; «идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).

 В лице английского  философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. «Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны». Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал ее несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

     Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что: опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода.

     Они утверждали, что восприятия и ощущения иллюзорны; опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.

Соответственно в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений); развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент, важные, составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме); мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям. Истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы. Они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

 Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик. Его труды: « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Он выдвинул идеи в учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Духовная – неделимая субстанция, а материальная –  делимая до бесконечности. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).

Развил гносеологию: начало процесса познания – сомнение; разработал дедуктивный метод.

Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы

(1632-1677). Он, отдавал  дань взглядам того времени,  считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза  уделял также проблеме необходимости  и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека – ясного понимания, разума.

Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.

Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия  материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

 Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно.

Философы этого периода  усилили гносеологические возможности  наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение  мира на логически связанные и  математические точно описываемые составные элементы. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

Для философии нового времени  принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали  единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают  роль чувственного познания.

 

 

 

 

 

 

 

Философия эпохи Просвещения

XVII и XVIII века - это время  особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В  этот период наблюдается становление  и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в  чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что «знание - сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более  закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Информация о работе Философия нового времени 17-18 век. Философия Д. Локка