Философия нового времени, Ф.Бэкон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Биография Ф.Бэкона…………………………………………………………....4
2. Философия Ф.Бэкона…………………………………………………………..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Философия нового времени, Ф.Бэкон.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)» ЯРОСЛАВСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

Тема реферата по дисциплине «Основы философии»:

Философия Нового времени , Ф.Бэкон

 

 

                                                                               Выполнила студентка

                                                                                     Группы ЯР-ДЛЭ-101 3К

                                                                          Кондратьева О.А.

 

 Проверил преподаватель

                                                                  Волкова Е.В.

 

 

 

Ярославль – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Биография Ф.Бэкона…………………………………………………………....4

2. Философия Ф.Бэкона…………………………………………………………..6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку.

Актуальность данной темы заключается в том, что философия  сама по себе учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может  и должен выбрать и осуществить  сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную  с ее многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии  является Фрэнсис Бэкон, жизненный путь и концепции которого мы рассмотрим в нашей работе.

Основной задачей моей работы является подробное рассмотрение основных положений философии Ф. Бэкона.

 

 

 

  1. Биография Фрэнсиса Бэкона

 

Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561-1626), английский философ, государственный деятель, лорд, барон Веруламский, виконт Сент - Олбанский.  

      Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов.

       В 1584 году Фрэнсис Бэкон был избран в парламент. Серьезная политическая карьера началась , когда на престол вступил король Яков I. В 1612 году Бэкон становится генеральным прокурором, в 1617 - лордом-хранителем печати, а в 1618 году (до 1621) – лордом - канцлером при короле Якове I.

       В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве и заключен в тюрьму сроком на два дня. Был помилован королем, но на государственную службу не вернулся.

       Интересное описание работы в последний период жизни Ф. Бэкона дает Б Брехт в сочинении "Опыт".

       Едва приехав домой, он всецело погрузился в изучение естественных наук. Его занятия, обычно посвященные предметам насущно полезным, снова и снова уводили его из кабинета в поля, сады и конюшни имения. Часами беседовал он с садовником о том, как облагородить фруктовые деревья, или давал указания служанкам, как измерять удой каждой коровы.    

В конце 1625 года милорд заболел  и лежал при смерти. Он прихварывал  всю осень, а зимой, еще не совсем оправившись, поехал в открытых санях  за несколько миль в соседнее имение. Когда возвращались назад, на повороте при въезде в имение они задавили курицу, по-видимому, выбежавшую из курятника.

       Выбравшись из-под своих одеял и мехов, милорд вылез из саней и, невзирая на то, что толковал ему кучер о холоде, пошел туда, где лежала курица. Она была мертва. Старик велел мальчику-конюху поднять курицу выпотрошить ее. Мальчик сделал, как ему было приказано, и старик, видимо, позабыв и свою болезнь и мороз, нагнулся и, кряхтя, набрал горсть снега. Заботливо принялся он набивать снегом тушку птицы.

       "Вот таким образом она должна многие недели сохраниться свежей", - сказал старик с увлечением. - "Снеси ее в погреб и положи на холодный пол. "Короткое расстояние до двери он прошел, пешком, уже немного устав и тяжело опираясь на мальчика, который нес под мышкой набитую снегом курицу. Едва он вошел в дом, как его охватил озноб. На следующий день он слег и метался в сильном жару".

       Умер Фрэнсис Бэкон 9 апреля 1626 года в местечке Хайгет.

       Фрэнсис Бэкон считается основателем английского материализма, эмпирического направления. Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Фрэнсиса Бэкона

 

 

 Научное познание

В целом великое достоинство  науки Бэкон считал почти самоочевидным  и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав  их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание добра и зла  людям запрещено. Его им дает Бог  через Библию. А познавать сотворенные  вещи человек, наоборот, должен с помощью  своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы  умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.  

Метод познания

Указывая на плачевное  состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо  больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод  — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный  Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость  и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как  правило, число всех случаев практически  необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную  индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением  и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью  своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль  о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция  называется эмпиризмом. Бэкон и был  не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».

  • «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
  • «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
  • «Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
  • «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Последователи

Наиболее значительные последователи  эмпирической линии в философии  Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я отразила основные положения философии Френсиса Бэкона.

Основные моменты философии  Бэкона:

в вопросе отношений веры и разума он придерживался идеи двойственной

истины: истина двойственна, есть истины откровения, ими ведает теология, и  существуют истины разума, ими ведает философия. Эти истины разделены  и не пересекаются.

Он выделил 4 вида «идолов познания»: идолы рода, идолы пещеры, идолы  рынка, идолы театра.

Им была предложена классификация  наук. В основу этой классификации  он положил познавательные способности  человека: память, рассудок и воображение. На памяти основана история, на воображении - искусство, а рассудок порождает  теоретические науки. К теоретическим  наукам он относит первую Философию, естественную теологию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую  философию; Философия человека состоит  из психологии, логики, этики.

Главная идея Бэкона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его  в царство человека над природой.

Таким образом, Френсис Бэкон первым с протестантской решительностью и  безоглядностью на церковные авторитеты порвал со схоластическим прошлым и  аристотелизмом как главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. «Истина - дочь Времени, а не Авторитета», - провозгласил барон Веруламский (таков был дворянский титул философа). Он был первым, кто четко обозначил магистральный путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2002. – 288 с.
  2. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М.: Наука, 1974. – 422 с.
  3. http://crypto.hut2.ru/bekon.html

Информация о работе Философия нового времени, Ф.Бэкон