Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:27, реферат
Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт.
Философия Нового времени.
Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.
Лицо эпохи постепенно
начинает определять наука. XYI и XYII века
– это время смены общественно-
Для формирования науки Нового
времени вообще и естествознания,
в частности, характерна ориентация
на познание реальности, опирающейся
на чувства и практичность. Как
эмпирическое, так и рациональное
познание ведут к развитию науки
как целостного явления, обусловленного
общественной потребностью. Основные
направления философского мышления
определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт,
Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли,
Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро,
Жан-Жак Руссо и некоторые
Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.
В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:
1.Считать истинным только то, что представляется уму ясным и не вызывающим сомнения;
2.Каждую сложную проблему надо расчленить на частные задачи. Через их решение можно решить всю проблему;
3.Следует начинать движение к истине от простого – к сложному;
4.Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.
Естественно, развитие математики, физики и других естественных наук в XYII веке необычайно активно способствовало развитию философии материалистического направления с механистической окраской. В силу особой роли физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XYII и XYIII веках нельзя. Было много великих ученых указанного периода, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Но первым среди них был Галилео Галилей и Исаак Ньютон.
Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.
Для передовых философов
XYII века стала нормой опора на понятие
естественного права каждого
человека, дополняемого понятием общественного
договора. В отличие от своих античных
или средневековых коллег мыслители
Нового времени стремились защитить
права каждого человека. В юридическом
отношении все люди признавались
равноправными. Юридическое равенство
состоит в равенстве
Свои рассуждения Д. Локк начинает с рассмотрения прав человека. Человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Локк показал, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.
Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения. Нам бы так!