Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт.

Файлы: 1 файл

Философия Нового времени.docx

— 16.44 Кб (Скачать файл)

Философия Нового времени.

Наступившая после Средневековья  и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение  к природе и человеку.

Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических  формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде  рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся  буржуазия Нидерландов, Англии, Франции  ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось  бы на практические знания и опыт.

Для формирования науки Нового времени вообще и естествознания, в частности, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся  на чувства и практичность. Как  эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки  как целостного явления, обусловленного общественной потребностью. Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и некоторые другие.

Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в  процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником  эмпиризма стал Ф. Бэкон. Основной тезис  эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

В отличие от эмпиризма  рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) основным источником знания считает  мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:

1.Считать истинным только  то, что представляется уму ясным  и не вызывающим сомнения;

2.Каждую сложную проблему  надо расчленить на частные  задачи. Через их решение можно  решить всю проблему;

3.Следует начинать движение  к истине от простого – к сложному;

4.Во всех областях знания  составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы  быть уверенным, что ничего  из открытого не упущено.

Естественно, развитие математики, физики и других естественных наук в XYII веке необычайно активно способствовало развитию философии материалистического  направления с механистической  окраской. В силу особой роли физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XYII и XYIII веках нельзя. Было много великих ученых указанного периода, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Но первым среди них был Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

Философия Нового времени  поставила в центре своей системы  ценностей мыслящего субъекта. Такой  шаг не мог не привести к существенному  пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.

Для передовых философов XYII века стала нормой опора на понятие  естественного права каждого  человека, дополняемого понятием общественного  договора. В отличие от своих античных или средневековых коллег мыслители  Нового времени стремились защитить права каждого человека. В юридическом  отношении все люди признавались равноправными. Юридическое равенство  состоит в равенстве возможностей разных личностей. Эту идею активно  развивали английские философы Томас  Гоббс и Джон Локк. Т. Гоббс известен как защитник концепции общественного  договора, без которого, по его мнению, люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному  сосуществованию. Наиболее полное выражение  юридические мысли нашли в  трудах Джона Локка, автора конституции  Северной Каролины.

Свои рассуждения Д. Локк начинает с рассмотрения прав человека. Человек от рождения обладает тремя  основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Локк показал, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.

Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения. Нам бы так!


Информация о работе Философия нового времени