Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Следует сказать, что научное познание предполагает наличие необходимых условий, при которых осуществляется фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Например, важно наличие самой проблемы, фактов, научного описания, объяснения и т.д. Отсутствие какого-либо из этих элементов делает научное познание либо невозможным, либо бессмысленным.
Познание, как и любой другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности (системы) приемов и операций, ведущих к достижению цели. Такая система приемов и называется методом.

Содержание работы

1. Введение
Понятие метода познания……………………………………………………..3
2. Основная часть
2.1 Р.Декарт как представитель рационализма………………………………6
2.2 Ф.Бэкон как представитель материализма……………………………...10
3. Заключение
Краткое обобщение по проблеме метода познания.................................….18
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

кр философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Введение

Понятие метода познания……………………………………………………..3

  1. Основная часть
    1. Р.Декарт как представитель рационализма………………………………6
    2. Ф.Бэкон как представитель материализма……………………………...10
  2. Заключение

Краткое обобщение по проблеме метода познания.................................….18

4. Список литературы  ……………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие метода познания

  Познание – высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

- чувственное познание;

- мышление;

- эмпирическое познание;

- теоретическое познание.

Выделяют также различные  формы познания:

- познание, направленное  на получение знания, неотделимого  от индивидуального субъекта (восприятие, представление);

- познание, направленное  на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом  по законам несводимым к индивидуальному  процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

Различают также такие  типы познания как:

- обыденное;

- художественное;

- научное (естественно-научные  и общественно-научные).

Следует сказать, что  научное познание предполагает наличие  необходимых условий, при которых осуществляется фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Например, важно наличие самой проблемы, фактов, научного описания, объяснения и т.д. Отсутствие какого-либо из этих элементов делает научное познание либо невозможным, либо бессмысленным.

Познание, как и любой  другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности (системы) приемов и операций, ведущих  к достижению цели. Такая система приемов и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В идеальном случае метод должен включать:

1. сформулированную цель, задачу (проблемный аспект);

2. описание объективной  ситуации, в рамках которой решается  задача (онтологический аспект);

3. процедуру – перечень  операций, которые надо осуществить  для достижения цели в заданных  условиях (процедурный аспект).

 В реальности, однако, формирование метода осуществляется  без соблюдения всех требований  идеальной структуры метода.

Метод характеризуется определенными свойствами, среди которых можно выделить:

    1. ясность, или общепонятность;
    2. детерминированность, или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость методам;
    3. направленность, или способность обеспечивать достижение намеченной цели (результатов);
    4. плодотворность, или способность давать, кроме намеченных результатов, еще и другие, побочные, но порой не менее важные;
    5. надежность, или способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
    6. экономность, или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

С выделением метода в самостоятельный компонент познавательной деятельности, которое завершилось в Новое время, в этом качестве он признается представителями практически всех философских школ и направлений. Степень внимания, уделяемого осмыслению его особенностей и прежде всего проблеме обоснования, определялась характером философской системы и конкретно тем, в какой мере в данной системе были представлены в ее предмете гносеологические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная  часть

2.1 Р.Декарт  как представитель рационализма

Рационализм как целостная  система гносеологических воззрений  начал складываться в 17-18 вв. в результата «торжества разума» - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в древнегреческой философии, например еще Парменид различал знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (полученное в результате чувственного восприятия).

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. – истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную  достоверность научных принципов  математики и естествознания рационализм  пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) – французский философ и математик, основатель новой с точки зрения проблематики и методологии философии. Являясь одним из основоположников «новой философии», основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину «…натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ». При этом он отталкивался от «принципа очевидности» при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного «света разума». Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру (например обычаи, примеры, как традиционные формы передачи знаний).

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике (декартова-прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная «истина в последней инстанции»). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждением «мыслю, следовательно, существую». Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии – истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога – существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи – продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истины. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

Самое первое достоверное  суждение («основа основ», «истина в последней инстанции») по Декарту – мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции, которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который «…вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага  и истины, творец всех вещей…»

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и  им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию «…вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и … стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам …» Таким образом среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты  не существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту  отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и  этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте так как это Бог является «конструктором» всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума – кибернетику: «Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой».

Таким образом, если мир  – механизм, а наука о нем  – механика, то процесс познания есть конструирование определенного  варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила:

- начинать с простого  и очевидного;

- путем дедукции получать  более сложные высказывания;

- действовать таким  образом, чтобы не упустить  ни одного звена (непрерывность  цепи умозаключений) для чего  нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик  Декарт поставил математику основой  и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения – протяжение (величина), фигура, движение.

Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнал из своего учения так как было устранено  понятие души (как посредника между  неделимым умом (духом) и делимым  телом).

Декарт отождествлял ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком. Но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта – связь души и тела, и раз все есть суть механизмы – попытался решить ее механически: в «шишковидной железе» (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств, достигают сознания.

Последовательным рационалистом  Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики – аффекты  и страсти он рассматривал как  следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

 

 

2.2 Ф.Бэкон как  представитель материализма

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Она (философия Бэкона) соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон стремился привести «границы умственного мира» в соответствии со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе 15 – 16 веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановления наук», которую изложил в трактатах: «О достоинстве и приумножении наук» (самом большом его произведении), «Новом Органоне» (его главном произведении) и других работах по «естественной истории», рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы «Дома Соломона» (своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе «Новая Атлантида»), «целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным».

Информация о работе Философия Нового времени