Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития.

Содержание работы

Введение
Формирование философии нового времени
Френсис Бекон Веруламский
Томас Гоббс
Рене Декарт
Бенедикт (Борух) Спиноза
Джон Локк
Готфрид Лейбниц
Давид Юм (Hume - Г’юм)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Локк признавал  существования только единичных  вещей и таким образом стоял  на позициях номинализма. Представления  и понятия создаются разумом  из тех элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных, временных материальных сторонах действительности. Вторичные качестве - горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее - субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.

Следует сказать, что взгляды Локка на религию  формировались под значительным влиянием социнианства, истоки и основы которого были сформированы на землях Украины среди находившихся здесь протестантов - антитринитариев и кальвинистов. Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию деизма, будучи одним из видных представителей последнего.

 

Готфрид Лейбниц

(1646 -1716)

 

По учению Лейбница, монады - вечны. Они появляются и существуют благодаря непрерывному излучению (fulguration) высочайшей Монады - Божество. Количество излучаемых монад - безгранично, и каждая

Давид Юм (Hume - Г’юм)

(1711 - 1776)

 

Сын шотландского юриста из города Эдинбург, секретарь английского посольства в Париже, а потом - помощник государственного секретаря Англии Давид Юм оказал значительное влияние на последующую историю развития философии субъективного идеализма. Он написал ряд научных трудов по истории, политической экономии (был предшественником и учителем классика Политической экономии Адама Смита), морали ("Исследование принципов морали"), психологии, религиоведения ("Научная история религии"). По всем перечисленным проблемам он был одним из наиболее авторитетных и плодовитых ученых, находился в центре бурной культурной жизни своих современников, письменно и устно общался почти со всеми современными ему деятелями культуры.

Юм был лояльным к своему правительству человеком: конформист и консерватор. Он не разделял взглядов Гоббса и Локка на договорное происхождение государства, отрицал право народа на революционное смещение власти в стране. Юм утверждал, что государство возникло благодаря развитию и расширению родственных связей между людьми, с чувства симпатии людей друг к другу и осознание ими общности интересов. Как идеолог буржуазных классов философ гарантиею прогресса и мира в обществе считал средний класс - ремесленников, торговцев и им подобных.

Сам Юм своим  основные научным достижением считал разработку философских проблем, результаты которых он обобщил и изложил в труде: Исследования, касающиеся человеческого понимания" (Enquaries concerrning the Human Understanding). Эта итоговая работа Давида Юма вошла в золотой фонд общечеловеческой философской мысли.

Все наши знания, доказывает Юм, имеют опытное происхождение. Только истины математики имею рациональное, от разума, происхождение. Теоремы, математические формулы и законы верны даже в том случае, если им в мире не будет никаких треугольников, никаких математических соотношений.

Опыт дается нам через чувства и у нас  нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений  и понятий объективной действительности. Более того, Юм считает невозможным  достоверно говорить о существовании  какой бы то ни было действительности. Для нас существуют только наши чувствования, наш личный опыт, вне которого мы ни в чем не можем быть уверены, ничего не можем доказать. Таким образом субъективный идеализм Юма ведет к полному философскому скептицизму.

По убеждению  Давида Юма даже общепринятые законы физики не могут приниматься за истину, поскольку все они сформулированы по принципу:“Post hoc, ergo propter hoc” (Поскольку после этого, то и поэтому). Мы воспринимаем и обобщаем данные нашего опыта не в силу их, данных, истинности, а в силу их практической целесообразности, полезности. Юм отрицал объективную причинность (Детерминизм) явлений окружающей действительности. Он говорит, что у нас нет никаких оснований воспринимать за истину закон причинности, поскольку мы можем представить себе совсем противоположную данной нам причинность. Так, мы можем допустить и представить себе, что камень не падает на землю, что человек дышит в воде или живет в безвоздушном пространстве...

Свой скептицизм Юм распространял и на религиозную  веру. Он подверг уничтожающей критике богословские доказательства существования Бога, опровергал религиозные легенды и в процессе такого опровержения высказал ряд научных положений о происхождении религии, о сущности и функциях религии. Французские воинствующие атеисты 18 столетия считали Юма своим вдохновителем и призывали его оставить все другие занятия и сосредоточиться только на критике религии. Будучи убежденным атеистом Юм все-таки считал полезным использование религии в интересах мораль и спокойствия общественной жизни.

 

Заключение

 

XVI-XVII века - время,  обозначившее крупные перемены  в жизни Европы. Сдвиги в образе  жизни, системе ценностей, духовном  мироощущении - все это нашло свое  отражение в новой проблематике  и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Новый духовный мир выстраивался и обживался  людьми с трудом, в конфликтах и  столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.

В философии  этого периода выделяются три  теоретически обоснованные концепции  познания и проникновения в тайны  природы и человека.

Первая из них - философия Р.Декарта, картезианский  рационализм, оказавший влияние  на последующую европейскую мысль  и явившийся теоретической основой  эстетики и искусства классицизма. Вторая разрабатываемая концепция, вступавшая в прямую полемику с картезианством, получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма (Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс). Третья творческая концепция, представленная в мысли XVII века, - философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадения противоположностей "величия и ничтожества", духа и материи, разума и страстей, истины и заблуждения, вечности и конечности. Его мысль, пытающаяся найти ключи к объяснению бесконечных противоположностей, сходящихся в человеке, в определенной мере послужила теоретическому обоснованию нового формообразующего стиля барокко в культуре XVII-XVIII вв.

 

Список  используемой литературы

 

Антонов Е.А. История  философии. Курс лекций. – Белгород, 2000.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия ХV-ХIХ вв.). – М., 1996.

Лазарев В.В. Становление  философского сознания Нового времени. – М., 1987.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. Учебное пособие. – М., 1974.

Соколов В.В. Европейская  философия ХV-ХVII веков. Учебник – М., 1996.


Информация о работе Философия нового времени