Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:14, реферат
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания.
1. Основные направления
современной западной
Современная западная философия живет
и действует в совершенно ином мире по
сравнению с тем, в котором выдвигала и
защищала свои идеи и принципы классическая
философия. Классическую философию в целом
можно охарактеризовать как философию
самосознания. Ее основные черты: суверенность
мыслящего индивида, рациональный контроль
над своими поступками и мыслями, прозрачность
общественных отношений, поддающихся
расчету. Философы классического времени
наряду с писателями и учеными составляли
элиту любого общества его воспитателей,
которые учили народ, поднимали его до
своего уровня занимали монопольное положение
в обществе как носители абсолютной истины.
Все коренным образом изменилось в XX в.
Ученые, как и философы и художники, в массе
своей перестали быть автономными, независимыми
носителями абсолютной истины. Они становятся
служащими государственного или партийного
аппарата, научно-исследовательских учреждений,
газет или журналов, получают зарплату
и возможность реализовывать свои идеи
только в той мере, в какой этого хочет
государство или крупные собственники.
Особенностями современного общества
стали индустрия сознания и массовая культура.
В обществе появляется мощный аппарат
по выработке всевозможных социальных
теорий и мифов, которые с помощью средств
массовой информации - радио, печати, телевидения
ежедневно и ежечасно "воспитывают"
народ, прививая всем одни и те же предрассудки,
упрощенные схемы объяснения мира и истории,
упрощенные нравственные и эстетические
ценности. Современный философ, в отличие
от классического, имеет дело не с наивной,
непросвещенной массой, а с людьми, чьи
мозги с самого детства обработаны идеологией,
напичканы различными догмами и суевериями,
через толщу которых и должна ныне пробиваться
философская мысль, чтобы "разбудить"
человека, заставить его думать и жить
самостоятельно, привить ему вкус к свободе
и независимости.
Современная философия прежде всего антиидеологична.
Она борется против любой идеологии как
упрощающего, поверхностного способа
объяснения мира и человека, человеческих
отношений. Она пытается убедить людей,
что никакие искусственные схемы в обществе
и истории не работают, что никакой мировой
разум не гарантирует человеку счастливого
будущего, что мир вообще устроен не рационально,
в нем никогда и ничего у человека не получается.
Не осуществились идеалы Французской
революции, на ее обломках восторжествовало
мещанское буржуазное общество, не осуществились
идеалы Просвещения, в мире по-прежнему
царят зло, невежество, тирания. Все попытки
сделать людей счастливыми, внешне переустраивая
общественные порядки, приводили в краху.
В России попытки построить коммунистическое
общество - общество изобилия и счастья
привели к установлению жесточайшей диктатуры.
Современная философия, как, впрочем, и
современная литература, отказавшись
от претензий на обладание абсолютной
истиной, существенно перестроила образ
и стиль философствования. Теперь чаще
всего это не монолог автора, который знает
все заранее, а диалог автора и читателя,
предполагающий интуицию и развитое воображение
читателя, способного на определенный
духовный труд. Только в этих взаимных
усилиях может раскрыться подлинный смысл
и значимость философского произведения.
Современная философия считает, что есть
только один путь изменения - изменение
человеком самого себя, внутреннее освобождение
от рабства привычек, стандартов, стереотипов
мышления и поведения, стадной морали,
веры в потусторонние силы, которые рано
или поздно сделают всех счастливыми,
от страха и от душевной и духовной лени.
Многим мыслителям XX в. свойственно трагическое
мироощущение, "скорбное неверие"
в конечную победу сил разума и добра.
Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических
и мировоззренческих проблем, попыток
построения всеохватывающих философских
систем. Всякая система, всякая объективная
ценность - это насилие над человеком.
Мир, по мнению современных философов,
становится полицентричным и полифоничным.
Здесь нет никаких абсолютных систем отсчета,
изначальных масштабов, нет никаких воспитателей
и воспитуемых, каждый человек ценен сам
по себе, каждый является центром Вселенной.
Каждый должен что-то сделать сам с собой,
должен осознать абсолютную негарантированность
своего существования (никто не ответственен
за него - ни Бог, ни мир, ни общество - за
то, что он родился и существует, что он
прожил столько-то лет, чего-то добился
в этой жизни и т.д.), и в этой негарантированности
обрести смысл своей жизни, найти свое
место и свое дело, которое за него никто
не сделает.
Современный мир, полагают философы XX
в., не существует автоматически. Он неизбежно
рухнет, если каждый человек не будет поддерживать
его существование своими усилиями своей
верой, своей страстью, своими попытками
во что бы то ни стало сохранять в себе
человеческий облик.
В этом смысле современная философия глубоко
демократична в сравнении с аристократической
позицией классической философии.
2. Прагматизм
В обыденном употреблении термины
"прагматизм" и "прагматический"
обозначают практический характер той
или иной деятельности, направленной на
достижение максимально полезного результата.
За ними скрываются определенные настроения
и установки массового, обыденного сознания.
В таком смысле данные термины, казалось
бы, бросают вызов сугубо философскому
(созерцательному, спекулятивному, как
представлялось многим философским классикам)
подходу к миру и создают мнение о невозможности
их полноценного теоретико-философского
освоения. История западной философской
мысли, однако, опровергает подобное -
разделяемое многими - мнение. В качестве
солидных "опровергающих свидетельств"
можно было бы привести и шотландскую
"философию здравого смысла" (конец
XVIII - начало XIX вв.), и возникшее несколько
позднее движение утилитаризма и некоторые
другие философские и идейные течения.
Но наиболее всесторонней попыткой освоения
указанных настроений и мироощущения
явился прагматизм как философская школа,
возникшая на американской почве.
Историки общественной мысли обстоятельно
исследовали внешние факторы, способствовавшие
появлению именно в Северной Америке подобной
философской школы, - ценностные ориентации
и предпочтения американского общества,
складывавшиеся в ходе уникального исторического
развития. Для собственно философии не
меньшую важность представляют внутренние
факторы формирования прагматизма, логическая
взаимосвязь основополагающих идей и
специфика применяемого концептуального
аппарата. Основы рассматриваемого философского
направления закладывались людьми неординарных
философских и научных способностей, сумевшими
в значительной степени определить духовный
климат своей страны. В целом же прагматизм
не случайно считают первым оригинальным
философским направлением, возникшим
в Америке. Это, разумеется, не означает,
что классики прагматизма не испытали
влияния европейской философии. Приведем
лишь некоторые факты в данной связи.
Например, родоначальник прагматизма
Ч. Пирс увлекался кантовским учением
о категориях, а также шеллинговской натурфилософией.
При этом он, правда, стремился дополнить
кантовское учение идеей эволюционизма,
почерпнутой в дарвинизме. У. Джеймс как
философ и психолог, по его собственному
признанию, был в ряде вопросов близок
интуитивизму А. Бергсона. Конечно, он
многое также воспринял и у британских
эмпиристов (кстати, его программная книга
"Прагматизм" посвящена Д.С. Миллю),
но это не помешало ему противопоставить
их позиции свой "радикальный эмпиризм".
"Инструментализм" Дж. Дьюи возник
под воздействием гегелевского учения
о понятии. Джеймс и Дьюи неоднократно
посещали Европу, поддерживали контакты
с европейскими коллегами. Все это свидетельствует
о том, что распространенное мнение о провинциализме
прагматизма и всей американской философии
конца XVIII - начала XIX вв., якобы развивавшейся
в изоляции от магистрального пути мировой
философии, не соответствует действительности.
В эволюции прагматизма от его возникновения
до наших дней можно выделить следующие
главные этапы. Во-первых, речь идет о классическом
периоде прагматистской философии, представленном
именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи.
Во-вторых, о "срединном" прагматизме
Ч. Морриса, К. Льюиса, Н. Гудмена и У. Куайна,
характеризующемся тесным сближением
прагматизма с аналитической философией,
применением новых методов исследования
и аргументации (семиотический анализ,
символическая логика и пр.). В этот период
ряд прагматистских методологических
установок был перенесен в специальные
дисциплины (например, в психологию, лингвистику,
антропологию, педагогику). И, наконец,
речь может идти о "ренессансе" прагматистских
идей в новейшей англо-американской философии
как в области философии науки (Н. Решер,
X. Патнэм) и философии языка (Д. Дэвидсон,
Дж. Серл), так и в плане осмысления широких
пластов человеческой культуры (Р. Рор-ти,
Т. Нейгел). В данной главе основное внимание
будет уделено классическому прагматизму,
до сих пор определяющему глубинные тенденции
многих новейших философских и частнонаучных
концепций.
3. Феноменология
Родоначальник этого направления Эдмунд
Гуссерль обратил внимание на то, что очень
многие наши представления вызваны искусственным
путем, т. е. предложены кемто. Гуссерль
выявил разницу между естественным человеческим
мышлением и теми культурными напластованиями,
которые в последние века над этим мышлением
возникли. Он показал, что все основные
слова и понятия нашего мышления рождаются
естественным путем в «глубине народного
сознания». Им был предложен метод феноменологической
редукции или выведения за скобки — чтобы
научиться очищать естественное от шелухи
искусственного.
4. Экзистенциализм
Экзистенциалисты утверждали примат существования
над сущностью: человек не реализует свою
сущность, а создает ее в процессе своего
существования. Они подчеркивали уникальность
и неповторимость человеческой жизни,
ее несводимость к чемулибо общему – будь
то сущность человека вообще или человеческое
общество. Они резко противопоставляли
человека и общество. Они считали, что
в обществе человеческая личность растворяется.
Немецкое слово «Man» — неопределенное
личное местоимение; общество понималось
как некоторый Man – неопределенное, в котором
теряется человек. Человек, оставаясь
наедине с этим Man, должен оставаться нерастворимым
в нем. Это тоже некоторая абсолютизация
враждебных отношений человека и общества.
Наиболее яркими представителями этого
философского течения были Мартин Хайдеггер,
Карл Ясперс – немецкие философы, а также
Альбер Камю, Габриель Марсель, ЖанПоль
Сартр, Симона де Бовуар – французские
философы.
Экзистенциалисты отвергли традиционную
онтологическую проблематику. Для них
мир как таковой не существовал. Кроме
того, они отвергли проблематику, связанную
с анализом человеческого познания и мышления.
Они сосредоточили свое внимание на проблемах
человека и человеческого существования,
человеческих эмоций, воли и т. д. Их философия
как раз пришлась на время после Первой
мировой войны вплоть до Второй мировой
войны, т. е. на самое трагическое время
в истории европейского человечества.
Основная направленность их мыслей была
такая – судьба человека трагична, человек
«заброшен в этот мир», жизнь сама по себе
абсурдна. Они педалируют тему смерти,
прямотаки упиваются некрофилией. Чего
стоит одно такое выражение «бытие перед
лицом смерти»! Сейчас экзистенциализм
– это уже история, но многие идеи этого
течения были потом подхвачены постмодернистской
философией.
5. Логический позитивизм
и аналитическая философия
Логический позитивизм — «унифицированная
наука» (М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах)
— течение, занимавшееся методологическими
проблемами науки 1й половины ХХ века,
прежде всего — роли знаковосимволических
средств научного мышления, отношения
теоретического аппарата и эмпирического
базиса науки, математизации и формализации
знания и пр. Неопозитивисты утверждали:
мы можем знать, что нечто истинно только
в том случае, если это может быть логически
и/или эмпирически продемонстрировано.
На смену логическому позитивизму пришла
аналитическая философия (родоначальник
Л. Витгенштейн, сфера распространения:
англоязычные страны, Скандинавия). Она
предполагает анализ, определение и как
бы вычленение разных элементов или частей
сложных вопросов, а также их соотнесение
с разными абстрактными (метафизическими
и методологическими) понятиями.
6. Философия постмодернизма
Социальные измерения постмодерна
Эпоха постмодерна отмечает собой последние
три десятилетия прошлого века. Несмотря
на пока что узкие хронологические рамки,
значение этих перемен в жизни западного
общества трудно переоценить. С социальнофилософской
точки зрения общество постмодерна –
это, прежде всего, постиндустриальное,
информационное общество (за информацию
борьба идет, как за освоение территорий,
подчеркивает Лиотар, что приводит к новым
политическим стратегиям), с высоким уровнем
потребления и преобладанием сферы услуг
над сферой производства товаров. В качестве
своих моральнополитических оснований
это общество считает справедливость
.
Концепт постмодерна описан Ж.Ф. Лиотаром
(1924–1996) в 1979 г. в его книге «Состояние
постмодерна», где он заявил о конце великого
рассказа (нарратива) модерности (принцип
«заката нарраций»). Нужен другой рассказ.
Культура традиционного общества и общества
модерна была эпохой больших метанарративов,
таких как Просвещение с его идеалом разума,
гегелевская идеалистическая философия,
прогресс и знание как сила, они лежали
в основе организации жизни и сознания
общества . Новое состояние – в постмодерне
– характеризуется дискурсивным плюрализмом.
По выражению Лиотара, консенсус стал
устаревшей ценностью и вызывает подозрение
. Но справедливость к таковым не относится,
значит надо идти к идее и практике справедливости,
которая не была бы привязана к консенсусу.
Лиотар писал, что политически вопрос
в постмодерне – информационном обществе
– ставится так: кто будет знать? Государство
или еще ктото? Знание и власть есть две
стороны одного вопроса по Лиотару. В эпоху
информатики вопрос о знании становится
вопросом об управлении. Знать природу
современного знания означает знать общество,
в котором оно находится. Принцип классовой
борьбы утратил свою радикальность и исчерпал
себя. Постмодернистское сознание не мыслит
противоположностями. Знание в постмодерне
может выступать как образование или как
культура. Нормальный ответ исследователя
на запрос таков: «Нужно посмотреть. Расскажите
о своем случае».
Постмодерн игнорирует модерн и его каноны.
Постмодерн не признает значение и даже
само существование традиции в культуре.
Ни одна религия, культура, философия не
может претендовать на ведущее положение
(принцип «мертвой руки» – владения без
права передачи по наследству). Постмодерн
допускает в качестве традиции только
отказ от традиции, превращая коллаж в
универсальный принцип построения культуры.
Все идеологические течения разоблачены
как ложное сознание, поэтому постмодерн
можно описать в терминах секуляризации,
то есть лишения общественных институтов
религиозного содержания. Таким образом,
постмодерн – это современное культурное
состояние, эпоха, а постмодернизм – это
его теоретическое осмысление средствами
философии.
Онтология
Популярные сегодня течения постмодернизма
трудно отнести к философии в ее традиционном
понимании – как учении о сущем в природе,
обществе, мышлении. Джанни Ваттимо понимает
под философией постмодернизма герменевтику
с широкими прожилками прагматизма. Иначе
говоря, посмодернизм сложился как антионтологическая
тенденция в современной философии, которая
отрицает наличие в мире абсолютных онтологических
структур, будь то материя, бытие или мир
идеальных сущностей и тем более Бог. Классическая
онтология от Парменида до Декарта и Гегеля
называется здесь «метафизикой присутствия»,
которую стремятся превзойти и отбросить.
В ХХ веке создается новый философский
словарь, в котором ведущее положение
занимают термины «текст» и «дискурс»
(дискурсивная практика). Вместо разграничения
мира на объективную реальность физического
и идеальное бытие сознания, принятого
в классической философии, весь мир предстал
теперь в виде текстов, которые можно интерпретировать,
актуализировать и вновь переписывать
по своему усмотрению. Критике подвергается
весь категориальный аппарат классической
философии, состоящий из парных категорий
сознания и бытия, субъекта и объекта,
внутреннего и внешнего, означаемого и
означающего, содержания и формы. Эти «бинарные
оппозиции» подвергаются разрушению в
концепциях «смерти человека», «смерти
Бога» и «смерти автора». «Абсолютного
субъекта (субъекта познания в кантовском
и гегелевском смысле) уже не существует,
говорит Мишель Фуко, существует субъекты
дискурса, желания, экономического процесса».
Предпосылки «смерти субъекта» были уже
в неклассической философии: в «философии
жизни» субъектом становится иррациональная
воля к жизни, творческий поток, становление.
В структурализме, который переносил естественнонаучные
методы в гуманитарное знание, субъект
заменяли безличными структурами текста.
Формирование нового понимания субъектобъектных
отношений завершилось тем, что идеалом
мышления в постмодернизме становится
бессубъектность, деперсонализированность.
Категории субъекта, рефлексии, интенциональности
(направленности мышления на объект) вытесняются
из философии.
В постмодернистской онтологии – а, скорее,
антионтологии, вещи обретают бытие только
внутри лингвистических горизонтов, которые
не являются вечными структурами разума,
но исторически определенными событиями.
Из такого отношения между языком и бытием
вытекает определение мышления в герменевтических,
а не эпистемологических терминах: мышление
есть, скорее, интерпретация, а не научное
знание. Такие категории, как бытие, единое,
целое, абсолютное, разум, истина разрушены
в постмодернистской философии. Джанни
Ваттимо определяет бытие в этом новом
его видении как «ослабленное» бытие,
так и мышление у него «ослаблено» относительно
отсутствующего абсолютного основания.
«Ослабленная» онтология постмодернизма
призвана заменить метафизику классической
философии более близким к обыденному
познанию содержанием и смыслом. Онтология
постмодерна означает разрыв с Парменидом,
со своим греческим отцом, как говорит
Жак Деррида. Деррида ставит вопрос о смерти
философии: умерла ли философия вчера,
вместе с Гегелем, Марксом, Ницше или Хайдеггером
– или, должно быть, всё ещё бредёт к смыслу
своей смерти .
В то же время Деррида считает, что Хайдеггер
и Гуссерль не разрушили полностью традиционную
метафизику, на что претендовали, а остались
внутри греческой онтологии. Нужно убить
греческого отца, говорит Деррида, который
все еще удерживает нас под властью своего
закона. Для этого нужно выйти к опыту
другого. Отношение с другим как с собеседником
– это отношение с неким сущим, которое
предшествует любой онтологии. И Деррида,
и Левинас говорят, что метафизическая
трансцендентность есть желание , что
нет ничего более антигегелевского, чем
это желание.
Антигегельянство – необходимое условие
философии постмодернизма. Постмодернисты
хотят произвести деконструкцию самого
наследия средствами его категорий. Метод
этот Деррида описывает так: сохранить,
выявляя их пределы, все эти старые понятия
– в качестве орудий, которые могут ещё
послужить. Пока их используют для того,
чтобы разрушить старинный механизм, частью
которого они являются . Постмодернисты
более радикально подходят к метафизике,
чем их предшественники Ницше и Хайдеггер.
Они ещё пользовались, как говорит Деррида,
понятиями, унаследованными от метафизики,
«но каждое конкретное заимствование
привносит за собой всю метафизику. Что
и позволяет этим разрушителям разрушать
друг друга. Хайдеггеру, например, рассматривать
Ницше… в качестве последнего метафизика,
последнего «платоника» . Историю метафизики
постмодернисты считают онтотеологией,
указывая этим понятием на трансцендентный
характер её категорий, который они и намереваются
искоренить.
Так, например, для искоренения понятия
бытия постмодернистами Ж. Делезом и Ф.
Гваттари было предложено понятие ризомы.
Ризома – это корневище, переплетающиеся
ответвления корня и клубней. Ризома означает
принципиально нелинейный способ организации
целого (например, текста). Ризома означает
разрушение установки на обнаружение
центра структуры, которого уже нет. Ризома
– это альтернатива замкнутым и статичным
линейным структурам, которые предполагают
жесткую осевую ориентацию. Ризома не
линейна, не завершена, ее сравнивают с
картой, которая открыта и имеет множество
выходов. Ризома означает бесструктурную
организацию текста. Если классическая
рациональная метафизика и материализм
ассоциировались с Евклидовой геометрией
объективного пространства, а релятивистская
физика с геометрией Лобачевского и пространственновременным
континуумом, то антионтологическая тенденция
в современной философии измыслила для
себя новый пространственный образ –
корневищаризомы, который означает принципиальное
отсутствие материи, объекта, бытия и вообще
всякой реальности означаемого. Ризома
– это также пространственная модель
человеческого мышления и истории .
Эпистемология
Постмодернистская эпистемология связана
с деконструкцией. Деконструкция разрушает
представление о познании как процессе
отражения. Автор концепции деконструкции
Жак Деррида (1930–2004) – сторонник гносеологического
нигилизма, он отрицает любые критерии
истины, в том числе очевидность. Деконструкция
как стратегия по отношению к тексту включает
в себя одновременно разрушительное и
созидающее начала. Деконструкция исходит
из того, что исследователю принципиально
невозможно оказаться вне текста. Объектом
деконструкции является метафизика в
тексте, которая обусловлена действием
принципа центрации – такого положения,
когда одна из сторон отношения ставится
в центре смыслового поля, а другая оттесняется
на его периферию. Так, в тексте выделяются
маргинальные мотивы, которые «репрессируются»
основным содержанием. Цель деконструкции
– высвободить эти силы и направить их
против логоцентризма классической метафизики
(такое положение в классической философской
метафизике, когда бессознательное не
учитывается, а сознание берётся в его
логической рациональной форме).
Мишель Фуко (1926–1984) выделяет в истории
познания структуры – эпистемы, которые
определяют познание в ту или иную историческую
эпоху.
В каждую историческую эпоху существуют
также определенные соотношения между
словами и вещами. В европейской культуре,
таким образом, есть три эпистемы: 1) эпохи
Возрождения XVI век, 2) классического рационализма
XVIIXVIII веков, 3) современной, на рубеже XVIII–XIX
веков. Если в первой эпистеме слова и
вещи тождественны и непосредственно
соотносимы друг с другом, то во второй
они уже соотносятся опосредованно, через
отношение тождества и различия, язык
здесь является представителем мышления.
Каждая из этих синхронических систем
– эпистем – связывает в единую цепь различные
научные дисциплины, например, во второй
классической эпистеме это были естественная
история, всеобщая грамматика и экономический
анализ. В современной эпистеме роль главных
категорий играют время и история. Мысль
Фуко заключается в том, что развитие западноевропейской
мысли нельзя представлять как кумулятивный
линейный процесс, а в нём существуют со
времени Возрождения два разрыва, способствующих
появлению новых эпистем. Фуко предлагает
поэтому сравнивать даже далеко отстоящие
друг от друга науки, существующие в одну
историческую эпоху, для выявления их
общей структуры. Фуко не рассматривает
причины появления и умирания каждой эпистемы.
Как и все структуралисты, он отдаёт предпочтение
структуре, а не истории. Принципиальное
новое качество современной эпистемы
в том, что в центре стоит человек, труд,
жизнь. Познание мира осуществляет конкретный
человек с исторически обусловленными
потребностями, телесной организацией
и языком. Науку сегодня нельзя трактовать
как социальный институт.
Сегодня наука выступает как особый тип
дискурса, особые социальные практики
и сеть властных отношений. В современной
эпистеме возникли нетрадиционные формы
организации познания: жизнь, труд и язык
превратились в новые категории бытия
и задали условия человеческого опыта.
Это привело к формированию представления
о человеке как о единстве трансцендентального
и эмпирического. Современный субъект
– это историческая и культурная реальность,
которая может изменяться. Для Фуко современная
наука – это не только поиск истины, но
и поиск власти. Это средство дисциплинировать
человека, навязать ему внешние нормы,
которые постепенно станут регулировать
его мысли и чувства.
Постмодернисты восприняли критику в
адрес науки от предшествующих им философских
течений. Точное знание, систематическое
овладение миром, научнотехнический прогресс
рассматривается как господство научного
разума, а наука – это идеология и инструмент
власти. Научное знание теряет статус
объективности и становится выражением
воли к власти над природой и человеком.
Истины и ценности науки не могут иметь
объективного и общеобязательного характера.
Поиск истины в науке – это поиск власти.
В постмодернизме стираются различия
между научным и обыденным сознанием.
Этика постмодерна
Согласно постмодернизму, онтология предполагает
метафизику. Плану онтологии предшествует
план этики, следовательно, этика есть
метафизика. «Мораль – не ветвь философии,
а первичная философия», – говорит Деррида.
Французский социолог постмодерна Жиль
Липовецкий утверждает, что в сердце европейцев
сегодня трепещет всего одно слово, и это
слово – этика. Этика конституирует весь
мир человека. Альдо Гаргани связывает
постмодернизм с концепцией этической
ценности таким образом, что это понятие
разрушается до основания. Ситуацию с
ценностью он сравнивает с ситуацией в
природе: ценность устанавливается, как
дерево, и достигается, как природа. Желать
означает делать. Это действие находится
перед нами в качестве природного объекта
и как таковое не соответствует понятию
добра и зла, прекрасного и безобразного.
Таким образом, человек постмодерна –
имморалист, он по ту сторону добра и зла.
По мнению Джанни Ваттимо, человек, который
живет в секуляризованном мире, где техника
обусловливает его историю, становится
законченным нигилистом: на место логики
ставится риторика, на место этики – эстетика.
З. Бауман связывает современную этику
с либеральным государством и осуществляемым
им принципом справедливости, который
родился из милосердия. «Этика не является
производным от государства, моральная
власть не проистекает из государственных
полномочий по изданию законов и претворению
их в жизнь. Она предшествует государству,
выступая единственным источником легитимности
государства и высшим судьей этой легитимности.
Можно утверждать, что государство оправдано
лишь как движущее средство или инструмент
этики» . В то же время развитие наших моральных
качеств отстает от последствий иных действий
человека. Эти новые возможности (связанные
прежде всего с могуществом науки) порождают
потребность в новой этике, что в то же
время ограничивает вмешательство этического
фактора в научный рост. Бауман формулирует
новый – второй категорический императив:
«Действуй так, чтобы последствия твоих
действий были совместимы с непрерывным
поддержанием подлинно человеческой жизни»
. Примечательно, что философия постмодернизма
принимает кантианскую веру в силу разума,
благодаря которому любой человек может
принять эти императивы и следовать им
на основании велений лишь одного разума.
От этического закона к моральному поступку
– этот путь лежит через повеление разума.
Опасность для такой этики кроется в том,
что государство теряет свои властные
полномочия в результате глобализации,
теряет экономические рычаги продвижения
этических принципов справедливости.
Однако утрата государством своей традиционной
роли и всевластие транснациональных
корпораций делают этику малоприемлемой
для новой элиты, Бауман находит для этого
положения этики выражение «этика в осаде».
Интеллектуалы играют в современном обществе
гораздо менее значительную роль, чем
прежде, а значит не остаётся надежды на
морально или этически ориентированную
политику.
Эстетика постмодернизма
В обществе постмодерна культура становится
главным действующим лицом истории и определяющим
фактором рынка благодаря средствам массовой
информации. В культуре господствует культура
образа. В культурном и эстетическом отношении
постмодернизм представляет собой освоение
опыта художественного авангарда. В отличие
от авангарда постмодернизм все же стирает
грань между высоким искусством и китчем
(китч, по определению Питера Козловски,
это «нетворческое перенимание и банализация,
удешевление и принижение определенного
эстетикосоциального замысла и программы
при одновременной претензии на высокое
искусство» ). Постмодернизм принимает
от авангарда переход от произведения
искусства к его конструкции, от искусства
как деятельности к деятельности по поводу
искусства.
Сегодня оригинальное произведение уже
невозможно, оно осуществляется как набор
цитат и коллаж. Пока же все прогнозы будущего
состояния общества сводятся к тому, что
и науку, и технику заменит искусство,
которое одно будет сочетать в себе достоинства
этих двух феноменов, но и противостоять
им по существу, общество будет состоять
из художников, станет обществом–произведением
искусства, искусство проникнет во все
области культуры и общественной жизни.
7. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм
Одно из наиболее влиятельных идейных
течений XX в. — психоанализ. Его основы
в 20-е годы заложил австрийский
врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939).
Свои главные идеи Фрейд обосновал
в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем
и табу" (1912), "Толкование сновидений"
(1900), "Психопатология обыденной жизни"
(1904) и др. Его психоаналитическая
концепция была ориентирована прежде
всего на выявление глубинных основ человеческого
бытия, структурных элементов психики.
Фрейд исходил из гипотезы о существовании
бессознательного пласта человеческой
психики, в недрах которого якобы происходит
особая жизнь, недостаточно изученная,
но реально значимая. Согласно Фрейду,
психика подразделяется на три уровня:
"Оно" — совокупность инстинктов,
комплексов, вытесненных переживаний;
"Я" — сознание субъекта; "Сверх
– Я" — инстанция, олицетворяющая собой
императивы долженствования и запреты
социокультурного характера. "Я",
по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует
между "Оно" и "Сверх-Я". С одной
стороны, на него давят комплексы и инстинкты,
из которых самые значительные — половой
и инстинкт агрессии, с другой — правила
поведения и моральная цензура. В данной
связи душевная жизнь человека беспрерывно
потрясается конфликтами. Их разрешение
сопряжено, в свою очередь, с защитными
механизмами, которые позволяют человеку
приспособиться к окружающей действительности.
По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется
двумя принципами — удовольствия и реальности.
В рамках первого принципа бессознательные
влечения направлены на получение максимального
удовольствия. Второй принцип корректирует
протекание психических процессов в соответствии
с требованиями окружения. Разрешение
внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации.
Последняя означает переключение энергии
с социально и культурно неприемлемых,
низменных целей и объектов на высшие
и возвышенные. Иными словами, сублимация
— это процесс переориентации сексуального
влечения (либидо) на другую цель, весьма
далекую от сексуального удовлетворения.
А это уже преобразование энергии инстинктов
в социально приемлемую, нравственно одобряемую
деятельность.
Постижение бессознательного осуществляется
в психоанализе не чем иным, как восстановлением
(припоминанием) в памяти человека ранее
полученного знания. Психоанализ объясняет
настоящее, сводя его к прошлому, к детству
человека. Это все увязывается с сексуальными
отношениями, чувствами в семье между
детьми и родителями. Завершается познание
бессознательного обнаружением "эдипова
комплекса" — тех первоначальных сексуальных
влечений, под воздействием которых структурируется
вся человеческая деятельность.
Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям
человека, полагая, что силы бессознательного
проявляются в них наиболее адекватно.
Им разработана подробная символика сновидений,
с помощью которой можно было бы истолковывать
сны.
Учение великого первооткрывателя универсума
бессознательного получило широкую известность
во всем мире, и не только потому, что органично
вошло в психотерапевтическую практику,
оно глубоко гуманистично уже по самой
своей сути.. Этот путь продолжат его ученики
— выдающиеся исследователи Альфред Адлер,
Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.
Значительно дальше Фрейда шагнул в своих
воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) —
швейцарский психолог и культуролог, основатель
аналитической психологии. Высоко оценивая
заслугу своего учителя в ниспровержении
научных мифов XIX в., он разошелся с ним
во взглядах на природу бессознательного,
и, в своем учении вводит новое понятие
«коллективное бессознательное».
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) освобождает
себя от необходимости считаться с основными
тезисами психоанализа Фрейда. Он отказывается
от таких фрейдовских понятий, как «эдипов
комплекс», вытеснение», «сублимация»,
считая их нереальными, символическими
и непонятными. Сам Юнг неоднократно подчеркивал,
что лейтмотивом его работ является стремление
объяснить вопросы истории, рассматривая
конкретные исторические темы через призму
бессознательной деятельности души современного
человека.
Итак, во многом благодаря Юнгу в центр
научных исследований психологов и философов
были поставлены бессознательное и неосознанное
в индивидуальной и социальной психике.
Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться
как природное и культурное, как чувственное
и рациональное, как личностное и коллективное.
Такой подход для исследователей оказался
более обоснованным и плодотворным.
Особое место в дальнейшем развитии философии
психоанализа занимают работы Эриха Фромма
(1900 – 1980). Пытаясь применить психоанализ
к философии, социологии и науке о религии,
Фромм выходит за узкие рамки психоанализа.
Великолепно ориентируясь в философии
и психологии, он создает самостоятельное
направление аналитической социальной
психологии, призванной выяснить, в какой
мере и каким образом душевный аппарат
человека является причиной, определяющей
формирование развития общества. Фактически
это был вопрос о философских и социально
психологических основах интеграции общества.
Функция «общественного характера» как
основы экономической системы и общественного
порядка направила внимание Фромма на
исследование природы самого
человека и его характера.