Философия о природе права и его характерных чертах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

К праву можно подойти с различных позиций. В одном случае дается толкование, комментарий, конкретное разъяснение изданного государством закона применительно к частному казусу применительно к частному казусу или к вопросу о конституционности отдельного закона. В другом случае решается вопрос о том, признать ли его правомерность или отвергнуть, можно ли его обосновать или подвергнуть критике. С точки зрения действующего права предписание правомерно всегда и только в том случае, если оно соответствует норме, сформулированной в качестве таковой законодательной властью. С точки зрения теоретического правосознания воля государства сама по себе еще не является конечным основанием права. Этот второй подход – философско-правовой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Философия права»

 

на тему «Философия о природе права и его характерных чертах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  очной

формы обучения юридического факультета,

Алымова О. А.

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

ВВЕДЕНИЕ

К праву можно подойти  с различных позиций. В одном  случае дается толкование, комментарий, конкретное разъяснение изданного  государством закона применительно  к частному казусу применительно  к частному казусу или к вопросу  о конституционности отдельного закона. В другом случае решается вопрос о том, признать ли его правомерность  или отвергнуть, можно ли его обосновать или подвергнуть критике. С точки  зрения действующего права предписание  правомерно всегда и только в том  случае, если оно соответствует норме, сформулированной в качестве таковой  законодательной властью. С точки  зрения теоретического правосознания  воля государства сама по себе еще  не является конечным основанием права. Этот второй подход – философско-правовой.

Философия права — это общие закономерности возникновения, становления и развития «регулятивов права», самого «права» как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития «права», формирования законов, а также содержание, структура познания юристов, методы и средства этого познания, критерии истинности получаемых при этом знаний,  место и роль «права» в жизни человека и общества, а также взаимосвязь, взаимообусловленность права, закона, человека, социоисторического организма, государства в истории и развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и источники происхождения права

 
Глубокий и всесторонний  анализ процесса развития, применительно  к сообществам  людей, человеку, осуществляемый выдающимися мыслителями,  объективно позволяет утверждать, что и  право  есть феномен, который возникает в процессе этого развития как один из компонентов организации и функционирования общностей людей и человека в этих общностях.

При этом развития общностей  людей развития человека в этих общностях, как процесс количественно-качественных изменений - есть процесс закономерных изменений, который «подчиняется» объективному закону.  Одновременно объективные законы развития как процесс разрешения противоречий применительно к общностям  людей, человеку и человечеству в целом включают и закон организации этих общностей, который в реальной жизни людей выступает как ряд регулятивов их рационально обусловленной деятельности, как совокупность правил и приемов, которые обуславливают проявление активности людей.

Важнейшим и определяющим регулятивом организации бытия людей и конкретного человека, проявляющим тебя на уровне рационального определения меры возможного, выступает право, одновременно соответствующее уровню познания сущности закона развития и включающее еще в себя и культуру бытия людей, интересы властных структур и внутреннюю готовность людей следовать смысловому содержанию данного регулятива.

Все дело в том что:

  • человек проявляет себя в единстве природного и социального;
  • в противоречии природного и социального содержатся причины и источники развития человека из толпы людей;
  • природа права заключена в том, что она является выражением сознательно волевой обусловленности быть мерой бытия человека, общности людей и человечества в целом;
  • противоречия в бытии человека, общности людей а также человечества и природы, является условием формирования и выделения «формул их взаимодействия», которые представляют собой признаки права;
  • в природе противоречия социального и природного человечества и неживой и живой природы заключена и природа и сущность права;
  • сущность права состоит в том, что онo есть форма выражения объективного закона организации бытия человека, социоисторических организмов, человечества в их относительно самостоятельном развитии.

Право есть социальный феномен, который создается человеком разумным на основе осознания определенного вида противоречий и позволяющий человеку выйти из этих противоречий без утрат и потерь. Как любые противоречия есть причина источник развития, а в данном случае речь идет о развитии общества и человека, то этот особенный социальный феномен, право, должен отражать себе и закономерности этого развития.

Рассмотрение права осуществляется в контексте становления и  развития «социального», где человек, общество, государство, общественные отношения  во всех проявлениях и другие компоненты социоприроды - это суть искусственные создания и своеобразные системы, где системообразующим фактором выступает труд.

Социальное - это объект особого  рода. Оно является реальным, но в определенной степени искусственным, исторически и территориально органическим целым, обладающим внутренне дифференцированной и функционирующей природой, но с присущей ему совокупности объективных законов и закономерностей своего бытия.

Социальное обладает потенциалом саморегуляции и саморазвития, ввиду того что его элементы - это активно действующие люди. Правда оптимально и эффективно этот потенциал может осуществляться только в рамках достаточно адекватного «перевода» познанных закономерностей сохранения и развития социального в разряд регулятивов жизнедеятельности людей, социальных учреждений, организаций, в том числе и самого государства. Реальное существование права возможно лишь в обществе, посредством общества социальное проявляется как в организованном путей человека сознательных действий человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Природа и сущность права

Люди на протяжении долгого  времени, ситуативно, методом проб и ошибок перекладывали на нормы права логику объективного закона относительно самостоятельного развития социального, предлагая человеку содержательно рациональную логику организации бытия.

Это свидетельствует о  том, что право:

  • это не статичная структура социальных регулятивов, а историческая форма и способ отражения объективных законов развития социального, где компоненты-знания правил представляют собой суть временную зафиксированную деятельность мышления и практического действия;
  • содержательно «право» отражает процессуальный и исторический компонент анализа бытия социального;
  • право – это теоретико-практический компонент жизни человечества. Её  практический, эмпирический материал - реальные тексты норм, как формы и способы отражения бытия людей. Теоретическая составляющая это сущность объективного закона бытия социального, отраженная в результатах социальных исследований;
  • по отношению к самому объективному закону развития социального, его существованию, сохранению, в том числе и самих людей, право - не канон,  а совокупность социальных «средств» обеспечения социального и будущности, в том числе и человека;
  • если норма, социальная норма, отраженная в праве имеет «свое» происхождение из общественных отношений, то, видимо, главный признак общественных отношений - позиционирование и ответственность - заключается в праве.

Можно утверждать, что право - это тип научной рациональности, отражающий объективный закон относительно самостоятельного развития человека, общности людей, общества, обусловливающий организацию целостность и функциональность, воплощаемый в определенной системе допущений и ограничений  (правомочий и обязательств), которые определяются уровнем развития науки, культуры и социальных ценностей общества и человека.

Понятие права как типа рациональности отражает реальную возникающую и развивающуюся меру взаимного соответствия правильного мышления человека и порядка связей и взаимодействия элементов и предметов реального мира. Очевидно, что в каждую конкретную историческую эпоху для каждого этапа развития социального, данная мера устанавливается заново в зависимости от конкретных условий и уровня развития культуры человечества и несомненно науки.

Существенные признаки права как объективного закона развития социального:

  • право должно быть формой установления соответствия между обществом и человеком, критериям обеспечения целостности и функциональности общества через должное, необходимое, разрешенное;
  • право обязано как объективный закон бытия социального носить многоаспектный характер;
  • право всегда должно соотноситься с противоположным понятием – ответственностью;
  • право должно адекватно соотносить конкретное общество по его уровню развития и реального человека этого общества.

Общеобязательная действенность, сила права определяется ответственностью, которая становится наиболее явной в случае использования государством власти. Адекватность взаимного соответствия человека и общества, общества и природы обуславливается содержанием ответственности человека за сохранение целостности и функциональности общества, а также за обеспечение гармонии общества и природы, в том числе и природы самого человека. Применительно к конкретному человеку адекватность связей должна определяться фактом включенности его в систему общественных отношений, в процесс производства и защиты его ценностей.

Таким образом, можно утверждать, что:

  • право, как социальный феномен, воплощает в себе уже проявляющиеся в социальном объективные закономерности его же существования и развития;
  • право отражает в себе экономические закономерности бытия социального (общества), так как они не могут не быть наиболее развитыми, ибо обуславливают саму внутреннюю природу общества;
  • право, «рождаясь» как тип научной рациональности, выражающий объективный закон развития социального, отражающий процесс и уровень развития человека и общества, со всеми его образованиями, может проявлять себя и проявляет в разных формах;
  • право - это поле возможностей (правомочий) человека, правила его поведения и деятельности, обусловленные уровнем развития общества и культуры, определенные предписания, совокупность ограничений и допущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, вне отношений  с другими людьми. Эти отношения  регулируют жизнедеятельность человека, а их совокупность составляет его  мир, многогранный и многозначный. Он включает и материальное и духовное; и общечеловеческое и интимно-индивидуальное; состоит из ценностей и антиценностей, замыслов и результатов, объективных возможностей и субъективных желаний. Имеет этот мир и правовую составляющую.  
 
Центральным элементом, субъектом, созидателем мира человека является сам человек. В системах любого уровня общественные отношения возможны лишь как человеческие отношения, как отношения человека к другому человеку, коллективу, обществу. Существует и обратная связь: общество, социальные группы, другие люди также относятся к человеку. Эта взаимозависимость нуждается в организации, упорядоченности, гармонизации, согласовании, регулировании, в том числе и в правовом отношении.

Право как социальный феномен представляет собой закон организации  социального, но диалектически связанный с законом относительно самостоятельного развития человека, общности людей и общества в целом.


Информация о работе Философия о природе права и его характерных чертах