Философия о смысле жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Проблема человека в истории философии. Понятие человека,
личности, индивида, индивидуальности. 4
3. Единство биологического, психологического и социального
в человеке. 7
4. Философия о смысле жизни человека 8
5. Заключение 10
6. Список литературы 12

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Пермский  институт (филиал)

Государственного  общеобразовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 

Кафедра «Гуманитарных дисциплин» 
 
 
 
 

философия 

Номер варианта 12 
 
 

                    Выполнил:

                       студент группы ИТз-22

                       Симакова А. С.

                       Проверил:

                       Власова Т.А.

                       Дата проверки _______

                       Оценка _____________

                                                                                    Подпись ____________ 
 

Пермь 2009

 

Содержание

  1. Введение           3
  2. Проблема человека в истории философии. Понятие человека,

    личности, индивида, индивидуальности.      4

  1. Единство биологического, психологического и социального

     в  человеке.           7

  1. Философия о смысле жизни человека      8
  2. Заключение          10
  3. Список литературы         12

 

Введение

     Проблема  человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна  она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

     Вопрос  о сущности – это вопрос о тех  глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются  в чертах, свойственных «природе».

     С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

     Под проблемой человека в философии  понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места  человека в окружающем мире и т. д.

 

Проблема человека в истории философии

     Что такое человек? Вопрос, на который  не так просто ответить, как это  кажется на первый взгляд. Известный  русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это  вовсе не загадка, не "проклятый  вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

     Философское осмысление человека связано с определенными  трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем  естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

     Сопряженность человека и философии - это выражение  существа философской культуры. Философская  культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

     Взаимосвязь философии и человека, как и  социально-философская проблема в  целом, исторически изменялась и  развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

     1) Степень понимания проблемы человека  в качестве методологически исходного  принципа философствования. Иначе  говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр,  критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

     2) Степень философского осмысления  самого человека, его бытия, его  смысла существования, его интересов  и целей. Другими словами, насколько  человек превратился в отдельный  и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

     Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

     Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил  в истории изучения человека четыре исторические периода:

     1) изучение человека метафизикой  (античность).

     2) изучение человека теологией  (средневековье),

     3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

     4) изучение человека биологией.

     Первые  представления о человеке возникают  задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном  сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

     Иногда  предлагают (М.С. Каган) развести три  понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

     Индивид–это обозначение человека, взятого как  «особь», единичный представитель  вида «гомо сапиенс»;

     Личность–это  социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

     Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

     Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

     Индивидуальность–это  культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит  его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

     Таким образом, человек- это социально-биологическое  существо, причем в условиях современной  цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. 
 

Единство  биологического, психологического и социального в человеке

     Не  менее очевидно, что биологическая, психологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.

     Но  в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечетельное изобретение человеческого рода - культура.

     Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.

     Если  человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

     Познание  целостности человеческого бытия  в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле - целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

     Познание  каждой из трёх сторон бытия - биологической, психологического и социальной - в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурантропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

     Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская  антропология в определённых пунктах  пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.

Философия о смысле жизни  человека

     Вопрос  о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности .

     В философии древней Греции наблюдаются  различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в  счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.

Информация о работе Философия о смысле жизни