Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:19, реферат
Нельзя не гордиться русской культурой XIX - начала XX столетий, литературой, музыкой, театром, живописью, которые представлены целой плеядой выдающихся имён и стали достоянием всего человечества. В это время русская культура, в особенности литература, тяготели к глобальной мировоззренческой, философской проблематике. В моём реферате я хотела бы обратиться к человеку, которого по праву называют «отцом русского космизма», одного из ведущих направлений в философии того времени.
Введение
Глава 1. Русский космизм
Глава 2. Биография
Глава 3. «Философия общего дела»
Глава 3.1. О небратском отношении людей
Глава 3.2. Жизнь, смерть и бессмертие
Глава 3.3. О заселении других планет
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Русский космизм
Глава 2. Биография
Глава 3. «Философия
общего дела»
Глава 3.1. О небратском
отношении людей
Глава 3.2. Жизнь, смерть
и бессмертие
Глава 3.3. О заселении
других планет
Заключение
Список литературы
Введение
Нельзя не гордиться русской культурой
XIX - начала XX столетий, литературой, музыкой,
театром, живописью, которые представлены
целой плеядой выдающихся имён и стали
достоянием всего человечества. В это
время русская культура, в особенности
литература, тяготели к глобальной мировоззренческой,
философской проблематике. В моём реферате
я хотела бы обратиться к человеку, которого
по праву называют «отцом русского космизма»,
одного из ведущих направлений в философии
того времени.
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что в последнее время внимание
исследователей русской культуры вновь
обратилось к философской концепции Николай
Фёдоровича Фёдорова. В Москве в конце
80-х годов было создано Общество им. Н.
Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф.Фёдорова
регулярно работает научно-философский
семинар, где идеи Фёдорова обсуждают
физики и биологи, философы и литературоведы,
политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске,
где в одной и той же школе с интервалом
в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский,
были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские
чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала
регулярной, а в 2003 году был проведён Международный
Конгресс в Белграде «Космизм и русская
литература. К 100-летию со дня смерти Н.
Ф. Фёдорова».
Отнюдь не случайно произошло оживление
интереса к личности и идейному наследию
этого человека. Условия современной цивилизации,
которая находится в ситуации экономического,
энергетического и других кризисов, обострения
глобальных проблем человечества, заставляют
ученых вновь и вновь обращаться к истории
науки и культуры, отыскивать в ней решения
возникших задач. Эти обстоятельства обусловили
возрастающий с каждым днём интерес к
Федорову и идеям русского космизма в
целом.
Глава 1. Русский
космизм
Прежде чем переходить к Николаю Фёдоровичу
Фёдорову, необходимо написать о возникновении
этого философского учения. Интерес к
месту человека во Вселенной, его связи
с космосом существовал во все времена
и будоражил умы многих людей. Слово «космизм»
произошло от греческого слова kosmos - организованный
мир, kosma – украшение. Под космизмом понимается
целый поток русской культуры, который
включает не
только философов и ученых, но и поэтов,
музыкантов, художников. Это и Ломоносов,
и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин,
и Рерих... Некого космического веяния
и дыхания в произведениях того или иного
творца оказывается достаточно, чтобы
сразу же произвести его в космисты. Однако
то же самое можно сказать о многих культурных
деятелях не только России, но и всего
мира. Ощущение глубинной причастности
сознательного существа космическому
бытию, мысль о человеке как микрокосме,
вместившем в себя все природные, космические
стихии и энергии, проходят через мировую
культуру, как восточную, так и западную.
Уже в
древнейших религиозных и мифологических
представлениях человек
прозревал соотношения и взаимосвязи
между своим существованием и бытием Вселенной.
С древности и до конца XIX в. космическая
тема
развивалась не только в мифе, поэзии,
но также в некоторых философско-утопических
произведениях. Именно в России, ставшей
родиной научного
учения о биосфере и переходе ее в ноосферу
и открывшей реальный путь в
космос, уже начиная с середины прошлого
столетия вызревает уникальное
космическое направление научно-философской
мысли, широко развернувшееся в XX в. В его
ряду стоят такие философы и ученые, как
В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф.
Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском
наследии мыслителей русского религиозного
возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского,
С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется
линия, близкая пафосу идей русского космизма.
Имеется в виду то склонение в русской
православной философии, которое Н. А.
Бердяев называл "космоцентрическим,
узревающем божественные энергии в тварном
мире, обращенным к преображению мира"
и "антропоцентрическим, обращенным
к активности человека в природе и обществе".
Именно здесь ставятся "проблемы о космосе
и человеке", разрабатывается активная,
творческая эсхатология, смысл которой,
по словам Бердяева, в том, что "конец
этого мира, конец истории зависит и от
творческого акта человека". Идея активной
эволюции, необходимости нового сознательного
этапа развития мира, когда человечество
направляет его в ту сторону, в какую диктует
ему разум и нравственное чувство.
Поэтому возможно точнее будет определить
это направление не
столько как космическое, а как активно-эволюционное,
находящееся в процессе роста, далеко
не совершенное, но вместе сознательно-творческое,
призванное преобразить не только внешний
мир, но и собственную природу. Речь по
существу идет о расширении прав сознательно-духовных
сил, об управлении духом материи, об одухотворении
мира и человека. Космисты сумели соединить
заботу о большом целом - Земле, биосфере,
космосе с глубочайшими запросами высшей
ценности конкретного человека. Недаром
такое важное место здесь занимают проблемы,
связанные с преодолением болезни и смерти
и достижением бессмертия. Гуманизм не
прекраснодушный и мечтательный - он основан
на глубоком знании, вытекает из целей
и задач самой природной, космической
эволюции.
Глава 2. Биография
Николай Фёдоров родился 26 мая (9 июня)
1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии.
Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича
Гагарина и поэтому получил фамилию крёстного
отца. В 1849 году он окончил гимназию в Тамбове
и поступил на юридический факультет Ришельевского
лицея в Одессе, где проучился всего 3 года.
Умер его дядя Константин Иванович Гагарин,
который платил за обучение. После этого
Николай Фёдоров преподавал историю и
географию в уездных городах среднерусской
полосы.
В середине 60-х годов Николай Фёдоров
знакомится с Николаем Павловичем Петерсоном,
который был одним из преподавателей в
яснополянской школе Л.Н. Толстого. Из-за
этого знакомства он был арестован по
делу Дмитрия Каракозова, но освобождён
через 3 недели.
Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское
уездное училище, где он преподавал, и
пешком отправился в Москву. В 1869 году
он устроился помощником библиотекаря
в Чертковской библиотеке, а с 1874 года
в течение 25 лет работал библиотекарем
Румянцевского музей. Страстный любитель
книг, он знал на память содержание практически
всех имеющих ценность и хранящихся в
библиотеке музея. В последние годы жизни
работал в читальном зале Московского
архива Министерства иностранных дел.
В Румянцевском музее Фёдоров первым составил
систематический каталог всех книг. В
этом же музее после трёх часов дня (время
закрытия музея) и по воскресеньям был
дискуссионный клуб, который посещали
многие выдающиеся современники.
Николай Фёдорович Фёдоров вёл аскетическую
жизнь, старался не владеть никаким имуществом,
значительную часть жалования он раздавал
своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию
отказывался, всегда ходил пешком. Живя
напряжённой духовной жизнью, он был абсолютно
равнодушен к мирским благам: занимал
крошечную комнату, по сути каморку, спал
не более 4-5 часов сутки на сундуке, подкладывая
под голову вместо подушки что-нибудь
твёрдое. Фёдоров обладал хорошим здоровьем,
но в 1903 году в жестокий декабрьский мороз
друзья уговорили его надеть шубу и поехать
в экипаже. После этого он заболел воспалением
лёгких и умер. Хорошо известно, что он
отказывался фотографироваться и не позволял
никому рисовать свой портрет. Единственное
изображение Фёдорова было нарисовано
тайком Л.О. Пастернаком. Он также не любил
почестей, избегал славы. То, что вышло
из-под его пера и было напечатано, публиковалось
под псевдонимами. Многое не печаталось
вовсе. Наиболее его известная «Философия
общего дела» издана друзьями после смерти
автора.
Николай Фёдорович относится к плеяде
незаслуженно забытых, а точнее, долгое
время замалчиваемых учёных. Его творчество,
широко известное до революции 1917 года,
практически лишь в последние десятилетия
стали вновь доступны отечественному
читателю. Его оригинальный стиль мышления,
огромная эрудиция, высокая нравственность,
простота общение и стремление оказать
помощь нуждающимся притягивали к нему
окружающих. Он пользовался огромной известностью,
его высоко ценили современники. Л.Н, Толстой
писал о нём: «Я горжусь, что живу в одно
время с подобным человеком». Вл. Соловьёв
называл Н.Ф.Фёдорова «своим учителем
и отцом духовным[1]».
Глава 3 «Философия
общего дела»
«Философия общего дела» открывала перед
человечеством невиданные дали и звала
к гигантским преобразованиям как в мире,
так и внутри каждого человека. «В регуляции
же, в управлении силами слепой природы
и заключается то великое дело, которое
может и должно стать общим», - писал Фёдоров.
В своей работе Федоров показал две существенные
ограниченности нынешнего человека, тесно
связанные между собой. «Ограниченность
в пространстве препятствует повсеместному
действию разумных существ во все миры
Вселенной, а ограниченность во времени
- смертность - одновременному действию
поколений разумных существ на всю Вселенную».
Таким образом, сверхзадачей «проекта»
Федорова была грандиозная цель восстановления
конкретной общности всего человечества
с божеством в сферах мистической, оккультной,
а также в чувственно-конкретной действительности.
Таким образом красной нитью понятий,
лежащих в основании учения, проходят
три основных: «общее дело», «регуляция
природы», «долг сынов», а основной идеей
является идея патрофикации (воскрешение
отцов). В «Философии общего дела» Федоров
призывает к познанию в самом широком
его понимании, к познанию, переходящему
в преобразование мира и человека. Истинное
знание, не отделяющееся от дела, необходимо
включает в себя и нравственное чувство.
Истинное просвещение у философа - это
настройка всего человека на высокую гармонию
его призвания, изменение и преображение
всех способностей ума, души, тела.
Таким образом, в моём реферате я хотела
бы остановиться подробнее на трёх главных
проблемах учения Н.Ф.Фёдорова: небратском
отношении людей, жизни, смерти и бессмертии
и заселении других планет.
Глава 3.1. О небратском
отношении людей
В первую очередь хотелось бы проследить,
как в анализе человеческого существования
Фёдоров находит основные элементы для
построения всей метафизики. Если вчитаться
в произведения Федорова, то очень скоро
станет ясным, что два болезненных чувства
«язвили» его душу и определяли его мысли
и построения. Первое чувство, которое
мучительно томило его, – это чувство
людской разобщенности и отсутствия братских
отношений. В реальном мире живых людей
обычно царит холодная разобщённость.
Второе чувство, может быть, не менее властно
владевшее его душой, – невозможность
забыть о всех тех, кто ушел уже из жизни.
Как невозможно не думать о том, что в отношениях
живых людей обычно в мире царит холодная
отчужденность – также нельзя не думать
и о том, что в отношении к покойникам царит
в мире та же отделённость от них, вытекающая
из сосредоточенности всех на самих себе.
Поэтому «общее дело», борьба всех против
смерти, может и должно объединить всех
людей и помочь ликвидировать небратские
отношения. В сущности, дело идет об одной
и той же центральной идее в применении
к двум категориям – к живым и к покойникам,
– идея эта есть признание неправды замыкания каждого
в самом себе, в отдалении себя от живых
и умерших. Одна из основных статей Федорова
(в I т.) называется очень типично: «Вопрос
о братстве или родстве и о причинах небратского,
неродственного, т.е. немирного состояния
мира, и средствах к восстановлению родства».
«Жить нужно, –
писал в этой статье Федоров, – не для себя (эгоизм)
и не для других (альтруизм), а с каждым
и для каждого; это союз живущих (сыновей)
для воскрешения мёртвых (отцов)[2]». Это очень
типичная для Федорова формула, вводящая
в самую исходную его идею: ему нужны «все»
– и все живые, и все покойники, ему нужна,
иными словами, та «полнота», которая входит
в понятие Царства Божия. Не будет преувеличением
поэтому сказать, что у Федорова была исключительная
и напряженнейшая обращенность к Царству
Божию, было глубочайшее
отвращение к тому, что все как-то примирились,
что Царства Божия нет в мире. Эта неутолимая
жажда Царства Божия, как полноты, как
жизни «со всеми и для всех», не была простой
идеей, но была движущей силой всей его
внутренней работы, страстным горячим
стимулом всех его исканий – его критики
окружающей жизни, его размышлений о том,
как приблизить и осуществить Царство
Божие. Именно потому можно сказать, что
все вдохновение в творчестве Федорова
определялось этой всецелой и горячей
устремленностью к Царству Божию. Именно
это превращает все его творчество в христианскую
философию, – и если Федоров в ряде своих
построений далеко отходит от Церкви и
церковного мировоззрения, то это не ослабляет
подлинности его всецелой погруженности
в темы христианства.
Обратимся к подробному изучению его
основных идей, и прежде всего к его размышлениям
о «небратском» состоянии мира. Острое
ощущение «небратства» в мире определяет
его суровое отношение к современности,
ко всей истории, ибо «история, - замечает
он в одном месте, – есть (в сущности) разорение
природы и истребление друг друга». Тот
лозунг «братства», который часто встречается
в наши дни, по существу своему есть ложь,
ибо «свобода исполнять свои прихоти и
завистливое искание равенства не могут
привести к братству: только любовь приводит
к братству». «Крайнее развитие личности,
разделение занятий, приведшее людей к
совершенной внутренней разобщенности»
– такова сущность современной цивилизации,
которая «пришла к тому, что все, предсказанное,
как бедствие, при начале конца, – под
видом революции, оппозиции, полемики,
вообще борьбы – стало считаться условием
прогресса». «Мир идет к концу, – тут же
пишет Федоров, – а человек своей деятельностью
даже способствует приближению конца».
Для Федорова ясно, что благодаря основной
неправде современная цивилизация, выросшая
на «небратской» жизни, «держится только
вечным страхом и насилием», – а так называемая
«нравственность» в современном мире
есть в сущности «нравственность купеческая
или утилитарная». «В настоящее время
все служит войне, – читаем в другом месте,
– нет ни одного открытия, которым бы не
занимались военные в видах применения
его к войне»; «человек сделал, по-видимому,
все зло, какое только мог, а относительно
природы (истощение, опустошение, хищничество)
и относительно друг друга... самые пути
сообщения и те служат лишь стратегии
или торговле, войне или барышничеству».
«Индустриализм, – однажды писал Федоров,–
есть порождение половой страсти, страсти
наряжаться, молодиться, бриться, румяниться»).
Завет любви и братства окончательно превратился
в современной цивилизации в слово, лишенное
содержания, – что особенно ясно в городах,
как скоплениях людей. «Город, – писал
однажды Федоров, – есть совокупность
небратских состояний». Эта «страшная
сила небратства» связана с тем, что «небратство
коренится в капризах», – это есть «упорная
болезнь, имеющая свои корни вне и внутри
человека». При этом надо иметь в виду,
что «современная неустранимость небратского
состояния является коренным догматом
ученых».
Глава 3.2.
Жизнь, смерть и бессмертие.
Величайшей несправедливостью Н.Ф.Фёдоров
считал ограничение жизни определённым
временем. «Все философии, разноглася
во всём, сходятся в одном - все они признают
действительность смерти, несомненность
её, даже не признавая, как некоторые из
них, ничего действительного в мире». Фёдоров
считал, что главной целью человеческой
деятельности должна стать борьба за человеческое
бессмертие. Все усилия людей должны быть
направлены на то, чтобы продлить жизнь.
В его понимании эта проблема приобретает
трагический смысл, всё своеобразие мысли
Фёдорова в этой точке достигает своего
высшего напряжения и раскрытия. Бессмертие
трактуется не только как космичность
жизни, но и как следствие всеобщей этичности
космоса. Атомы нравственны. Эта своеобразная
форма панморализма связана с христианской
этикой. Вечная жизнь возможна, и её достижение
трактуется Фёдоровым в терминах активной
эсхатологии, суть которой заключается
в отрицании фатального конца мира согласно
христианской идее свободы.
Фёдоров писал: « Сознание неразрывно
связано с воскрешением; воскрешение было
первой мыслью, вызванной смертью, первым
сознательным движением человека, или,
точнее, первого сына и дочери человеческих;
поэтому первый сын человеческий должен
быть назван и смертным и воскресителем.»
Позже мы видим: «Человек есть существо,
которое погребает » - вот самое глубокое
определение человека, которое когда-либо
было сделано.
Нравственное противоречие «живущих
сынов» и «отцов умерших» может разрешиться
только долгом всеобщего воскрешения.
«Для первого сына человеческого, видевшего
первого умершего, погребение не могло
быть ничем иным, как только попыткою воскрешения;
и все, что теперь обратилось в обряд лишь
погребения, как-то: обмывание, отпевание,
или отчитывание, и прочее - все это прежде
могло употребляться лишь с целью оживления,
с целью привести умершего в чувство, с
целью воскрешения.» Для осуществления
этой грандиозной идеи необходимо выполнить
ряд конкретных задач. Огромная роль в
реализации «общего дела» принадлежит
науке. Первая задача: максимально продлить
жизнь человека, а уже затем сделать его
организм бессмертным. После этого наука
поможет воскресить всех людей, когда-либо
живших, причём не в мистически-духовном,
а в телесном виде. Для Фёдорова наука
– мощное средство претворения в жизнь
христианской идеи создания рая посредством
такого научного развития, когда человек
сможет безгранично управлять природой.
Религия, по Фёдорову, даёт науке цель
- воскрешение и бессмертие, а также нравственное
осознание сыновьего долга.
Своеобразие фёдоровской идеи заключается
в том, что само воскрешение достигается
в первую очередь не благодаря Богу, а
при помощи науки и техники, усилиями самого
человека. Поэтому Фёдоров различает религиозное
понятие «воскресение» и естественно
- научное «воскрешение». Именно поэтому
многие русские религиозные мыслители
критически относились к приниженной
роли божественного явления. Е. Трубецкой
назвал эту идею «рационалистическим
юродством», а П. Флоренский очень настороженно
относился к его «методике» воскрешения
мёртвых.
Н.Ф. Фёдоров считал, что все люди должны
задуматься о проблеме воскрешения. Он
даже наметил и основные пути воскрешения:
первый это собирание частиц праха умерших,
второй непосредственно связан с понятием
наследственности. Ведь каждый человек
несет в себе частичку своего отца, предка,
поэтому так необходимо тщательно изучать
себя и свои корни – ради дела будущего
воскрешения предыдущих поколений. Воскрешая
жизнь, человек действительно доказывает
превосходство, господство над природой,
так как совершает акт сознательно направленной
регуляция природного типа бытия.
В «Философии общего дела» он пишет: «Только
предавшись великому делу воскрешения,
человечество может освободиться от торгово-промышленной
суеты». И дальше: «Устраняя роскошь, вопрос
о воскрешении делает доступным для всех
хлеб насущный; и именно потому, что не
придаёт большого значения материальным
благам, вопрос о воскрешении тождественен
с вопросом о полном обеспечении средств
к жизни». Фёдоров настаивал на необходимости
сознательного управления эволюцией природы.
Он считал, что человечество должно поставить
перед собой задачу переделать природу
согласно нравственным нормам, установить
господство над ней. Только покорив её,
человечество сможет победить смерть,
воскресить людей и добиться братства
всех людей и народов. Только после этого
люди станут свободными. Он пишет: «Не
из личной свободы вытекает долг воскрешения,
а из сего последнего должна произойти
свобода, без исполнения же того долга
свобода даже невозможна». По Н.Ф.Фёдорову,
человек, победив смерть, становится Творцом,
то есть по существу – всесильным Богом.
Если человечество соединится для всеобщего
воскрешения и вселенской победы над смертью,
то оно может избежать конца мира и Страшного
суда.
Глава 3.3. О заселении
других планет
Н.Ф.Фёдоров думал не только о том, чтобы
воскресить людей, но и заселении людьми
других планет. Он мыслил глобально. Наука,
по его мнению, должна не только помочь
воскресить всех умерших и дать бессмертие
будущему человечеству, но и обеспечить
его местом для нормального существования.
Эту проблемы мыслитель решает с помощью
освоения космоса. Для этого, по Фёдорову,
нужно «всего лишь» переселить людей на
другие планеты для освоения новых «мест
обитания». Космизация земной жизни является
необходимым условием всеобщего воскрешения
предков.
До этого никто до Фёдорова не говорил
об этом! Не К.Э. Циолковский, как часто
полагают, а Н.Ф.Фёдоров первым заявил,
что Земля не является границей для человека:
«нужно считать Землю только исходным
материалом, пунктом, а целое мироздание
– поприщем нашей деятельности[3]». Огромное
значение в этом деле опять отводится
науке, новым открытиям, именно с их помощью
«солнечная система будет обращена в хозяйственную
силу». Он считает, что для достижения
освоения других планет нужно создать
невиданные раньше технические средства.
Позже это было блестяще теоретически
обосновано К.Э.Циолковским, на которого
философия Н.Ф.Фёдорова оказала сильное
идейное влияние.
У Фёдорова была своя особенная идеи освоения
космоса. Он полагал, что для начала необходимо
освоить электромагнитную энергию земного
шара. Это позволило бы регулировать его
движение в пространстве и превратило
бы Землю в комический корабль («земноход»)
для полётов в космос.[4] После это человек
объединит все миры и станет «планетоводом».
Во всех этих путешествиях и в расселении
людей на других планетах проявляется
главная идея русского космизма - идея
единства человека и космоса.
Заключение
В своё время идеи Фёдорова производили
огромное впечатление, однако сейчас они
мало известны. Н.Ф. Фёдоров, несомненно,
оригинальный философ, внешне достаточно
реалистичный, но подчинивший себя, свою
мысль доказательству, по сути, одной привлекательной,
но трудно осуществимой идеи. Несмотря
на очевидную утопичность многих проектов
Н.Фёдорова, его идеи носят жизнеутверждающий,
гуманистический характер. Сегодня тема
«братства» всех живущих на Земле людей
звучит более чем актуально перед лицом
бесконечной череды насилия и войн.
Кроме того, решать грандиозные задачи
бессмертия и освоения космоса можно лишь
объединив усилия учёных всех стран, всего
человечества. Именно это мы и видим сегодня.
Например, это создание совместных космических
стаций, совместная борьба против болезней,
угрожающих всему человечеству, генные
опыты.
«Философия общего дела» Н.Ф.Фёдорова
оказало очень сильное идейное влияние
на творчество других представителей
русского космизма, в том числе и на таких
выдающихся учёных - естествоиспытателей,
как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.
Идеи русского космизма оказали плодотворное
влияние на последующее развитие отечественной
философии и даже естественных наук. Достаточно
упомянуть учение о ноосфере В.И.Вернадского.
Идеи Фёдорова о необходимости тесного
сотрудничества учёных всех стран в решении
в насущных проблем бытия, главной из которых
является проблемы выживания, находят
сегодня своё практическое воплощение
(охрана окружающей среды, совместные
исследования космического пространства
и т. п.). Таким образом, можно сказать, что
учение Фёдорова и русский космизм в целом
вызывает бурный интерес и в наше сложное
время.