Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:50, доклад
Философия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут совместно, они образуют общество. Философия общества стремится к выяснению природы общества, его особенностей.
Нет такого философского направления, принципы которого не использовались бы — разумеется, не всегда с одинаковой степенью успешности — для раскрытия тайн общества. Например, в платоновском "Государстве" учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Августин рассматривает общество, "град земной", в свете "града Божьего". Именно это следует ожидать от средневекового философа. В Новое время Гоббс и Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответственно договорную концепцию государства.
Отметим особо, что социальное (= общественное) никак не исчерпывается социально общим. Члены данной социальной группы обычно имеют много общего (привычки, традиции, способы мышления и т. п.), но они и отличаются друг от друга, будучи вместе с тем членами одной и той же социальной группы людей. Социальное — это системный эффект, для которого характерно как общее, так и особенное.
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
Помимо приведенных подходов
идет непрерывный процесс вовлечения
новых связей и категорий, отражающих
общественную жизнь. Теоретическая
модель общества не является самоцелью.
Она - инструмент познания реального
общества, обеспечивает мировоззренческую
четкость, методологическую дисциплину
мысли, помогает правильно поставить
проблемы и дает ориентиры в научном
поиске их решения. Социальные универсалии
формируют целостный образ
Основой систематизации категорий
социальной философии выступают: неисчерпаемость
общества; многообразие связей, которые
не проявляются везде и всегда
одинаково; усложняющееся изменение
задач совершенствования
При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, представить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения.
Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализированная модель. В реальном историческом процессе события носят неповторимую оригинальную окраску. Модель общества, выраженная в категориях, совпадает с реальным обществом постольку, поскольку выражает его сущность, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи и отношения. Итак, имеются и сходство, и различие реального общества и его теоретической модели.
Модель общества должна характеризовать социум как совокупность сторон, элементов, т.е. как «вещь», и в то же время как развивающийся процесс.
В гегелевско-марксистском подходе противоречия выступают как источник развития всякого сущего. В учебнике «Введение в философию» (Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М., 1990) источник развития общества сводится к проблеме интересов как детерминантов деятельности людей. Теория конфликтов также отталкивается от интересов. Вероятно, данный вопрос необходимо рассматривать универсальнее.
Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функционировать до тех пор, пока существует социальная реальность. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Любые проблемы социума не могут быть решены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром «второй природы», т.е. культуры. Отсюда следует, что первый уровень (блок) предлагаемой нами теоретической модели общества включает взаимодействие природы, человека и культуры.
Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (экономическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет второй уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей, единой, человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы.
Отталкиваясь от структуры общественного бытия, в третьем блоке модели общества мы фиксируем взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни.
Внешнее противоречие «природа
- общество» превращается во внутреннее
противоречие развитого социального
организма посредством перехода
на новый уровень - между производительными
силами и производственными
Помимо экономики на исторический процесс влияют также социальная сфера, семейные отношения, государство, идеология и т.д. Противоречие «производительные силы - производственные отношения» переходит в иные противоречия, заключенные в развитии главных сфер общественной жизни. Это - в социальной сфере - противоречие между противоположными классами, доходящее в антагонистическом обществе до классовой борьбы, преодоление существенных различий между классами, социальными группами, слоями, движение к социальной и национальной однородности в единстве с процессом социальной дифференциации. В политической сфере - столкновение политических сил, политических партий, борьба за власть, движение к политической консолидации в единстве с процессом вычленения специфики политических устремлений разных социальных, национальных и региональных сил. В духовной сфере -- противоборство в сознании, в теориях, зарождение предпосылок преобразований в идеях. Пятый уровень теоретической модели характеризует соотношение способа материального производства, социальной, политической и духовной жизни. В названных четырех основных сферах социума наличествует материальное и идеальное. В материально-производственной сфере это вещественные средства производства, материальное благо и идеальные компоненты труда. Г. Зиммель, отталкиваясь от идей Маркса, рассматривал деньги не только как показатель экономической жизни общества, но и как особый культурный феномен, опосредующий отношения людей, как универсальный способ обмена, определяющий общение в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. Он уделил внимание социально-психологическим аспектам денежных отношений, их влиянию на духовную жизнь людей, высказал мысль о знаково-символической роли денег. Позднее, во второй половине XX в., эти положения развил Т. Парсонс, рассматривая деньги как особый код культуры, «специализированный знак».
В социальной сфере присутствуют
материально-экономические
Поступательное развитие общества, формирование его «пирамиды» (уровней, институтов и т.д.) есть результат взаимодействия индивидов, человеческой деятельности в связи с разрешением противоречий. Особую роль как побудительные мотивы деятельности играют потребности и интересы человека. Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Интерес и потребность - источник всякой человеческой общительности153, указывал Гельвеций. Потребности и интересы различные философы связывали: с божественным предначертанием; со ступенями самопознания абсолютной идеи; с человеческой природой («любовь и голод правят миром»); с действием объективных закономерностей.
Потребности в диалектико-
1) физиологические, необходимые для выживания;
2) потребности безопасности и защиты - экзистенциальные;
3) потребности привязанности и любви - социальные;
4) потребности самоуважения и признания - персональные;
5) потребности самовыражения, самоактуализации - духовные.
Первые два типа потребностей названы врожденными, три остальных - приобретенными. Гуманистический образ цивилизации, согласно теории Маслоу, предполагает не только требование индивидуальной самореализации (достижение личного успеха за счет потерь и неудач другого), но и требование объединенного действия, кооперации людей.
Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта - поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т.д. - на определенный круг явлений и на самого себя. В интересах закрепляется отношение субъекта к природе, ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей общества. Ю. Хабермас в труде «Познание и интерес» выделяет три типа интересов: технический, практический и эмансипационный, которые соответственно относятся к трудовой деятельности человека, общению и рефлексивной деятельности сознания.
В целом различаются интересы:
- по степени общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечеловеческий);
- сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический);
- характеру субъекта
- степени осознанности (стихийный, сознательный);
- возможности осуществления (мнимый, реальный);
- отношению к обществу или природе (прогрессивный, реакционный, относительно нейтральный).
Потребности и интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности и условий существования (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные механизмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.
Общество в самом широком интегративном изложении - совокупность динамичных социальных связей, отношений и их носителей и творцов -- людей. Общество, полагал Н.А. Бердяев, представляет собой объективацию человеческих отношений. Социум есть форма бытия человека, воплощение присущей ему уникальности и коллективности.
Человек - исходная «клеточка» социума. Индивиды, по П. Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием бессознательных (рефлексов) и биосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Социальное действие всегда личностно и осмысленно, связывает действующее лицо с другими субъектами. Индивид частично «запрограммирован» существующими обстоятельствами, социальными нормами, оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Вместе с тем, в продуктах труда в результате кооперации, «скрещивания» усилий многих индивидуальных агентов следы индивидуального размываются и получается безличное, общественное. В социуме взаимодополняют друг друга хаос и порядок. На базе параметров порядка формируются нормы культуры, искусства, этики, языка. В то же время в динамической жизни возникают новые импульсы, новые аттракторы, разрушаются старые параметры порядка.
С одной стороны, общество
естественно развивается по объективным
законам, с другой - все участники
социальной сферы являются движущими
силами истории. Если в природе противоречие
как источник развития выступает
одновременно и как его движущая
сила, то в обществе источник развития
(разрешение и воспроизводство
Исходное и одновременно обобщающее значение в приведенной системе категорий (восьмой уровень модели общества) имеет закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания.
Понятия статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Возможен лишь приблизительный образ бесконечно сложной реальности. Обнаружение главных противоположностей, их разворачивания дают исследователю не всю картину реальности, а только ее основные моменты. Конечно, любая модель (схема) упрощает действйтельность, поэтому здесь трудно было выделить демократические либо тоталитарные параметры социума, ценности, альтернативные варианты развития, чередование стадий эволюции и революции, конвергенции и дивергенции, схождения к центру и децентрализации, активности и пассивности, убыстрения процессов и их замедления и многое другое. Тем не менее предложенная модель социума может быть полезна в том числе в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы.
Итак, социум это не механическая сумма индивидов, а сложно организованная саморазвивающаяся система, включающая разнообразные подсистемы, связанные соподчиненными отношениями. Общество характеризуется динамичностью, незавершенностью, нелинейностью, альтернативностью, детерминированностью и одновременно непредсказуемостью развития. Поэтому модель общества является в некотором роде определенной, четкой и вместе с тем открытой, незамкнутой, предполагает свое совершенствование. В представленной теоретической модели воплощены рациональные, наиболее ценные элементы различных исследовательских программ о социуме в системном виде, при доминировании диалектико-материалистической программы, творчески вобравшей достижения современной науки и философии.
Из философской классики следует, что «ключом» (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.