Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:21, реферат
Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Тютчев сказал: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить". Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей.
ВВЕДЕНИЕ
Есть очень большая
трудность в определении
Современная социокультурная
и политическая ситуация в России,
которая имеет ярко выраженные черты
социально-политического
Менталитет как объект социально-философского анализа весьма многогранен. Трансформация российского менталитета определяется как общественным сознанием, так и ценностями духовных традиций. Русские философы, напряженно размышлявшие о судьбе России, ее своеобразии, старались определить специфические черты русского национального характера. Задолго до появления термина «менталитет» в зарубежной философии отечественные мыслители сосредоточили свои усилия на анализе «русской души», «души общественного целого», понимая ее как единый комплекс специфических нравственно-психологических черт. Понятие «русская душа» очень важно для отечественной культуры. Это подтверждается многогранностью ее истолкования: это и специфика российской духовности и внутреннего мира человека. Пытаясь решить проблему самобытности русского народа, отечественные философы использовали понятия «русская душа», «душа общественного целого», «характер русского народа» и др. Все они могут быть использованы как синонимы национальных образов мира, своеобразных культурных укладов разных народов. Эти понятия позволяли отечественным
философам исследовать то, что сегодня определяют как менталитет.
Понятие “ментальность”, “менталитет” сравнительно недавно, но основательно вошло в научный оборот и сегодня широко используется в философской и культурологической литературе. Оно необходимо для выяснения ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Этимология слова восходит к латыни: mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Его появление стало своеобразной реакцией на свойственное просвещению отождествление сознания с разумом. В действительности менталитет – нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно фиксируемый источник мышления и эмоций. Это понятие объединяет в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенностей национальной культуры. Ментальность выражает нечто более или менее устойчивое – привычки, пристрастия, коллективные эмоции. Она восходит к бессознательным глубинам психики, ее трудно выразить вербально.
На характер ментальности влияют традиция, культура, среда обитания,
особенно природа. Понятие «ментальность» позволяет соединить аналитические способности мышления, обнаружить оппозиции природного и культурного, эмоционального и рационального, индивидуального и коллективного. Его целесообразно использовать как характеристику относительно целостной совокупности мыслей, верований, ценностей, навыков сознания, которая складывается в некую общую для народа картину мира. Менталитет – это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной
культуре, с их особым способом восприятия мира, образом мыслей, иерархией жизненных ценностей, формами бытового и социального поведения. Общие для всех народов базовые общечеловеческие ценности в культуре разных народов имеют разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, придавая ей национальное своеобразие.
У истоков осмысления особенностей русской души стоят такие мыслители, как В.Мономах, Н.Сорский, Г.Сковорода. Большой вклад в разработку проблемы своеобразия русского народа внесли П.Чаадаев, А.Хомяков, В.Соловьев, Ф.Достоевский. Особый интерес представляют труды мыслителей конца XIX – XX веков, которые обратились к анализу противоречивых сторон русского характера, что и составляет специфическую черту его ментальности. Это своеобразие ментальности народа неразрывно связано с географическими, климатическими и историческими факторами, геополитическим положением.
Русский национальный характер сформировался под влиянием следующих причин:
1. Принятие православного христианства от Византии.
2. Татаро-монгольское иго,
следы которого глубоко
3. Расположение России между цивилизациями Запада и Востока, что стало глубинной основой ее двойственности. Стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии, Россия вобрала в себя черты и западной и восточной цивилизации.
Вместе с тем в России возникли идеи и культурные явления настолько оригинальные и самобытные, что являются чуждыми для восприятия, как Востока, так и Запада, что и породило рассуждения о ”загадочной русской душе”. Действительно, в России сформировался особый культурный архетип, глубинные установки коллективного, бессознательного, которые устойчивы, не осознаются людьми и с трудом поддаются изменениям. Одни и те же качества и особенности поведения русских можно обнаружить на разных этапах истории страны.
В русском народе встречается “обломовщина”, леность и пассивность. Обломовщина – национальная русская болезнь, черта русского характера. Повинуясь чувству долга, русский человек вырабатывает в себе способность работать добросовестно, но какой-либо аспект обломовщины в нем остается.
Экономические понятия русских неотделимы от нравственных. Неизменным свойством русского характера считается его противоречивость, отсутствие середины между полюсами, крайностями. Это проявляется во всем: в отношении народа к власти, свободе, культуре.
Основные черты характера русского народа: прежде всего его религиозность, которая включает в себя и воинствующий атеизм. Русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного. В тоже время, если у них возникает сомнение в идеале, они способны перейти от невероятной богобоязненности и послушания к необузданному бунту. Другая существенная пара противоположностей: способность к высшим формам опыта - и атеизм, бунтарство. Далее: страстная сила воли и максимализм и одновременно леность, пассивность; свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии; исконная доброта и необузданная жестокость; даровитость и сатирический склад ума, склонность к самоуязвлению; мессианизм и невыработанность самодисциплины; отсутствие чувства меры и шараханье из крайности в крайность.
Слабости русского характера, которые бросаются в глаза иностранцам: небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам, внутренняя саморазорванность и увлечение безудержным самобичеванием.
Хотя ментальность – устойчивая структура, она подвержена эволюции. Так, коллективизм – характерная черта русского архетипа. Это качество русской ментальности уходит своими корнями в языческие времена. Многие народные пословицы отразили коллективистскую ориентацию поведения русского человека: “Один в поле не воин”, “На миру и смерть красна”. Сегодня мы видим лишь внешние формы, следы прошлого подлинного коллективизма. При советской власти был извращен сам смысл коллективизма, а с ее падением каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе. Русские редко помогают друг другу за границей, они не образуют “русских общин”. Советская действительность повлияла на черты русского характера не лучшим образом. Советский режим способствовал всегда подъему и успеху худших личностей и уничтожению лучших.
Трудно отрицать постепенное разрушение, деформацию традиционного русского архетипа под влиянием двойственности и лицемерия советской жизни. Это еще больше усиливало свойственную русским противоречивость их характера. В русском человеке можно найти практически все: склонность к национализму – и открытость всем культурам; жестокость – и необыкновенную жалостливость; способность причинять страдания – и умение глубоко сострадать чужой боли; умение самозабвенно трудится – и пассивность, лень.
Изменение менталитета народа проявляется в отношении к религии. После трудного для церкви советского периода нашей истории истоки религии в России были основательно подорваны. Вера всегда передается воспитанием, с молоком матери, а традиции религиозного воспитания утрачены. Сегодня отношение к религии и церкви скорее похоже на следование моде. Русским свойственно особое восприятие времени. Русский человек более склонен обсуждать пройденный путь, чем строить планы на будущее, он чаще оглядывается назад, чем смотрит вперед. Для него очень важно его прошлое и типично состояние ностальгии –по детству, по юности, по местам, где раньше жил. С развалом Советского Союза возникла ностальгия по советским временам, по сильному и могучему государству. Наряду с ней появилась ностальгия по царской России, по канувшей в лету монархии. Это отношение к прошлому является тормозом в движении к будущему. Особенности русского менталитета объясняют трудности нашего современного развития. Так, отношение к богатству традиционно было негативным. Особенно это характерно для старшего поколения. Большинство считает, что личное богатство не нажито собственным трудом, а попросту присвоено из общенародного достояния.
С другой стороны, современные рыночные отношения формируют новые ценности, особенно у молодежи. Все чаще россияне признают, что богатым быть не зазорно, деньги становятся мерилом успеха в жизни.
Исследование ментальности позволяет утверждать, что ей свойственно постоянство, устойчивость, и, в то же время, с трудом, медленно, она меняется, эволюционирует с изменением общества, социальной реальности. Включение России в мировое сообщество, ее модернизация будут успешными, если реформирование страны будет проводится с учетом ментальности русского народа.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в, западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной.
Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком считается XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России, характерного, как внутреннего освобождения и напряжённых духовных и социальных исканий.
Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия. Развитие России было катастрофическим. Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, И по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы. Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и уж, конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся; творческий гений русского народа. Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость. Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого 6езмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Здесь говорится о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была велика. Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого? Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком. Церковно-славянский язык стал единственным языком духовенства, т. е. единственной интеллигенции того времени, греческий и латинский языки не были нужны.
Информация о работе Философия Определение русского национального типа