Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, реферат
Все, что существует, Шопенгауэр
-3-
понимает как волю, к жизни. Воля понимается как универсально – космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Всякая телесность есть « объективность воли », инстинкты и порывы животных – это тоже действие воли, наконец, и человек есть проявление воли, его природа поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле, она без основана, истоки всего остального находятся именно в ней. Мир есть воля и ее манифестация. Все, в том числе и человек, навеки приковано и вертящемуся колесу воли. Шопенгауэр, очевидно, видел мир под весьма специфическим углом зрения, что позволяло ему создавать противовес чрезмерно рационалистической философии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФИЛОСОФИЯ ПЕССИМИЗМА ШОПЕНГАУЭРА 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Министерство финансов Российской Федерации
Якутский финансово – экономический колледж
имени И.И.Фадеева
филиал «Академии бюджета и казначейства»
на тему «Философия пессимизма Шопенгауэра»
по дисциплине «Философия»
Лукачевская С.И.
11
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее, она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколения мыслителей считают своим долгом разбить старые скрижали и отыскать альтернативные пути философского творчества. Эти пути тоже рано или поздно заведут в пути, но поначалу новые идейные направления привлекают жизненностью своих установок.
Подобный слом философских парадигм и зарождение новых традиций произошли в немецкой философии середины ХIХ в. Главным объектом критики оказалось Гегелевская система. Сама природа Гегелевской философии, казалось, исключала возможность ее постепенного реформирования. Ведь одной из особенностей системы, созданной Гегелем, является ее всеохватный характер. Он не оставил внимания ни одной важной философской проблемы и доказывал, что все части его учение необходимо связаны друг с другом.
При всем обилии финансовых школ и направлений многие из них обладают общими чертами, что позволяет проводить определенную классификацию. Выше уже приводились различия между материализмом и идеализмом, эмпиризмом и рационализмом. Начиная с середины ХIХ в. в философских исследованиях появились существенные новации давшие основания в противовес классической философии ввести понятия неклассической философии. Классическая философия от античности до Гегеля и Маркса была « разумной », она опиралась на силу разума и считала определяющим моментом действительности сущность. Учение о воле, например у Канта, о практике у Маркса дополняло разумно – рассудочное существо философских построений. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов ввиду, как они считали, потери в них человека, полагали новые философы, не « схватываются » методами разума, науки. В противовес национализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь, существующие человека. В основе возникновения неклассической философии находится интерес к тем сторонам жизни и жизнедеятельности человека, которые не выражались ставшими традиционным в середины ХIХ в. философскими тенденциями. В этом смысле появление неклассической философии было вполне закономерным явлением.
Предлагались и такие исходные философские построения, которые на первый план выдвигали учение о человеке, о его своеобразии и месте в универсальном бытии. Такие подходы получили наибольшие распространение в ХХ столетии, хотя их развернутое обоснование содержится уже в трудах многих мыслителей ХIХ в., таких, как С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Во многих отношениях начало новому типу, философствования положил немец Артур Шопенгауэр. Все, что существует, Шопенгауэр
понимает как волю, к жизни. Воля понимается как универсально – космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Всякая телесность есть « объективность воли », инстинкты и порывы животных – это тоже действие воли, наконец, и человек есть проявление воли, его природа поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле, она без основана, истоки всего остального находятся именно в ней. Мир есть воля и ее манифестация. Все, в том числе и человек, навеки приковано и вертящемуся колесу воли. Шопенгауэр, очевидно, видел мир под весьма специфическим углом зрения, что позволяло ему создавать противовес чрезмерно рационалистической философии.
-4-
1. Философия пессимизма Шопенгауэра
Одной из самых ярких фигур иррационализма является немецкий философ, младший современник Гегеля Артур Шопенгауэр. В первой половине ХIХ в. к его творчеству не был проявлен интерес, но после революции 1848г. в Европе его идеи стали довольно известными и популярными.
Основное сочинение Артура Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» - позволяет судить об основах его философии. Мир – это мир человека, таков исходный пункт философии А. Шопенгауэра. Он говорил, что мир есть «мое» представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно – абстрактного сознания, и если он действительно этого делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. «Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его лица существует как представление, то есть исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек».
Что же значит утверждение Артура Шопенгауэра: «Мир – мое представление». Мир – это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяют видеть мои представления. Но мир отнюдь не только мой мир, он еще независим от меня, самостоятелен, объективен. Согласно Шопенгауэру, картина мира как представления «действительна и противоречива, в ней все упорядоченно, но одновременно и условно. Фактичность мира объективна, бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет; и все же мир сам ничего не знает о том, что он – мир. Это делает познающее существо. Таким образом, Шопенгауэр считал бытие всегда относительным: в нем все, существует только через другое и для другого». От века внешний мир существует через представления субъекта и поэтому имеет трансцендентальную реальность. А если так, то трудно провести грань между сном и жизнью. Он ссылается на Веды, где жизнь сравнивается со сном; задумывается над тем, почему так велика тяга естествознания к материализму и приходит к выводу, что для естествознания доступнее исследовать «данное» косвенно, не обращаясь к субъекту, которого, кстати, оно тоже рассматривает как «данное».
Шопенгауэр
рассматривал мир через волю
индивида, его мысли и волю. Он
отмечал, что индивид имеет
«корни в жизни», ибо тело для
индивида не только
являются общие силы природы – тяжесть, непроницаемость, твердость, упругость, электричество, магнетизм, химические свойства и другие. Полярность, противоречивость и связанная с ними борьбы пронизывает все уровни неживой и живой природы. В мире животных, человеческом роде – везде проявляется через борьбу «воля к жизни». «Мир как воля» - это вечное становление, бесконечный поток. Познание служит человеку в его борьбе за выживаемость. Упор Шопенгауэр сделал не на том, что наука знает, а на том, что она может для решения практических задач, подчеркивая инструментальный аспект познания.
Воля человека как свободная
в известной мере смыкается
с нравственной жизнью людей.
Шопенгауэр восстает против
Философ считал, что существуют «три основные пружины» человеческих поступков, и только через возбуждения их действуют все, какие только возможно мотивы. Эти «пружины» - эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен); злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости); сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).
Место законопослушного гражданина в творчестве Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся счастью индивид. Страдания же человека – в высшей степени серьезная вещь, задающая меру познания. Что касается мотивов, которые руководят людьми, то их, по А. Шопенгауэру, три «общих»: 1) собственное благо; 2) чужое зло; 3) чужое благо.
Исследует Шопенгауэр и
А. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы и нравственности, их непосредственном индивидуально значимом содержании. Именно по этой линии шло его основные влияние на последующее развитие философской мысли.
Особую известность А. Шопенгауэр получил благодаря своей работе «Афоризмы житейской мудрости», в которой он дает наставление в счастливом существовании. В этой работе он завершает свою этическую систему, опираясь на исходные методологические позиции, сформулированные им в работе «Мир как воля и представление». А именно мир, в котором живет каждый из нас, прежде всего зависит от того, как мы его себе представляем; он принимает различный вид, в соответствии с индивидуальными особенностями психики.
Для одних людей он оказывается богатым, полным смысла и интереса, а для других – бедным, пустым и пошлым. Так, меланхолии видит трагедию там, где сангвиник усматривает лишь интересный конфликт, а флегматик – нечто малозначительное.
Как видим, Шопенгауэр обратил внимание на субъективную сторону человеческой деятельности и самой действительности. Решает он эти проблемы с позиций иррационализма: «Все, что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании». Личность зависит в основном от «своей морали», а не от внешних обстоятельств, так же как жизнь человека является тем, что он «имеет в самом себе». Отсюда А. Шопенгауэр пришел к выводу, что и негативные социальные явления, а также зло или добро определяют человеком «изнутри».
Рассуждения Шопенгауэра о
Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей Пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда, не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в мире массы зла в росте познания.