Философия Пифагора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Содержание работы

Пифагор……………………………………………………..………стр. 3
Философское учение…………………………………………….стр. 4-5
Научные достижения…………………………………………….стр. 6-7
Заключение…………………………………………………………стр. 8
Список использованных источников………………….………….стр. 9

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Пифагор……………………………………………………..………стр. 3
  2. Философское учение…………………………………………….стр. 4-5
  3. Научные достижения…………………………………………….стр. 6-7
  4. Заключение…………………………………………………………стр. 8
  5. Список использованных источников………………….………….стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пифагор

         Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его  в качестве совершенного мудреца  и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот  называл его «величайшим эллинским  мудрецом».

Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев.

Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после  его смерти. Сам Пифагор не оставил  сочинений, и все сведения о нём  и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

В честь Пифагора назван кратер на Луне.

 

Философское учение

Учение Пифагора следует  разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и  религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее  приписывали всё, созданное последователями  в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

В сохранившихся работах  Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В  потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

Платон относился к  Пифагору с глубочайшим почтением  и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как  религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась  в создании тайного общества, которое  не только ставило перед собой  политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным  образом, освобождение души путём нравственного  и физического очищения с помощью  тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права  вернуться обратно на небеса.

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что  содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Несмотря на встречающееся  мнение о том, что Пифагор будто  бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

Против учения Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».

 

Научные достижения

В современном мире Пифагор  считается великим математиком  и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают  о таких его заслугах. Как пишет  Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев.»

Античные авторы нашей  эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):

«В день, когда Пифагор  открыл свой чертёж знаменитый, Славную  он за него жертву быками воздвиг.»

Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет  до Пифагора (согласно вавилонским  глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве  Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

Аристотель затрагивает  развитие представлений о космологии в работе «Метафизика», однако вклад  Пифагора в ней никак не озвучен. По Аристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что  Земля — шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.

В то же время, научные заслуги  школы пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся  трактате «О пифагорейцах», передал  Ямвлих. По Аристотелю истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, выдающаяся роль Пифагора в развитии греческой науки  состоит в выполнении исторической миссии в передаче знаний египетских и вавилонских жрецов в культуру Древней Греции. Именно благодаря  Пифагору, который был, без всякого  сомнения, одним из наиболее образованных мыслителей своего времени, греческая  наука получила огромный объем знаний в области философии, математики и естественных наук, которые, попав  в благоприятную среду древнегреческой  культуры, способствовали ее бурному  развитию и приумножению.

Получается, что для нас  будущих менеджеров учения Пифагора и его последователей являются одними из составляющих аспектов нашей деятельности. Так как работа менеджера заключается  в общении с людьми, знании цифровых технологий, умении ими пользоваться. Например, чтобы правильно общаться с людьми, надо быть всегда в гармонии с самим собой и окружающим миром. Ко всему написанному можно  добавить ещё то, что по учению Пифагора и Пифагорейского союза: «Всё есть число». Данное учение особо актуально в  наше время. Так как на основе знаний о числе (цифре) строится современный  мир. Мир, в котором нам предстоит  жить, работать не может существовать без современных цифровых технологий, основой которых является «цифра».

 

 

Список использованных источников

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф., Асмус. 2-е изд. – М. : Высшая школа, 1976. – 730 с.

2. Кохановский, В.П. Философия: Учебное пособие / В.П., Кохановский. – Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – 576 с.

3. Ламин, А.С. Античная философия / А.С., Ламин. / СПб. : Триада-С, 2006. – 450 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия  / А.Г., Спиркин. – М. : Гардарики, 2001. – 272 с.

5. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н., Чанышев. – М. : Высшая школа, 1991. – 415 с.

 


Информация о работе Философия Пифагора