Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:12, контрольная работа
Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Пифагор……………………………………………………..………стр. 3
Философское учение…………………………………………….стр. 4-5
Научные достижения…………………………………………….стр. 6-7
Заключение…………………………………………………………стр. 8
Список использованных источников………………….………….стр. 9
Содержание
Пифагор
Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Историю жизни Пифагора трудно
отделить от легенд, представляющих его
в качестве совершенного мудреца
и великого посвящённого во все таинства
греков и варваров. Ещё Геродот
называл его «величайшим
Основными источниками по
жизни и учению Пифагора являются
сочинения философа-
Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.
В честь Пифагора назван кратер на Луне.
Философское учение
Учение Пифагора следует
разбить на две составляющие части:
научный подход к познанию мира и
религиозно-мистический образ
В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.
Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.
Деятельность Пифагора как
религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась
в создании тайного общества, которое
не только ставило перед собой
политические цели (из-за чего пифагорейцев
разгромили в Кротоне), но, главным
образом, освобождение души путём нравственного
и физического очищения с помощью
тайного учения (мистическое учение
о круговороте переселений
В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.
Заслугой пифагорейцев было
выдвижение мысли о количественных
закономерностях развития мира, что
содействовало развитию математических,
физических, астрономических и
Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.
Против учения Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».
Научные достижения
В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев.»
Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):
«В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый, Славную он за него жертву быками воздвиг.»
Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.
Аристотель затрагивает развитие представлений о космологии в работе «Метафизика», однако вклад Пифагора в ней никак не озвучен. По Аристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что Земля — шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.
В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. По Аристотелю истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки.
Заключение
Таким образом, выдающаяся роль
Пифагора в развитии греческой науки
состоит в выполнении исторической
миссии в передаче знаний египетских
и вавилонских жрецов в культуру
Древней Греции. Именно благодаря
Пифагору, который был, без всякого
сомнения, одним из наиболее образованных
мыслителей своего времени, греческая
наука получила огромный объем знаний
в области философии, математики
и естественных наук, которые, попав
в благоприятную среду
Получается, что для нас будущих менеджеров учения Пифагора и его последователей являются одними из составляющих аспектов нашей деятельности. Так как работа менеджера заключается в общении с людьми, знании цифровых технологий, умении ими пользоваться. Например, чтобы правильно общаться с людьми, надо быть всегда в гармонии с самим собой и окружающим миром. Ко всему написанному можно добавить ещё то, что по учению Пифагора и Пифагорейского союза: «Всё есть число». Данное учение особо актуально в наше время. Так как на основе знаний о числе (цифре) строится современный мир. Мир, в котором нам предстоит жить, работать не может существовать без современных цифровых технологий, основой которых является «цифра».
Список использованных источников
1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф., Асмус. 2-е изд. – М. : Высшая школа, 1976. – 730 с.
2. Кохановский, В.П. Философия: Учебное пособие / В.П., Кохановский. – Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – 576 с.
3. Ламин, А.С. Античная философия / А.С., Ламин. / СПб. : Триада-С, 2006. – 450 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г., Спиркин. – М. : Гардарики, 2001. – 272 с.
5. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н., Чанышев. – М. : Высшая школа, 1991. – 415 с.