Философия Платона и Аристотеля: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрена философская система Платона и Аристотеля, проведен сравнительный анализ.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………... 3
1. Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии……………………………………………………………..
5
2. Ученик против учителя………………………………………………. 5
2.1. Расхождения в метафизике…………………………………….. 7
2.2. Идея души………………………………………………………. 10
2.3. Теория познания………………………………………………... 14
3. Этические взгляды……………………………………………………. 16
4. Взгляды на общество и государство………………………………… 18
Заключение…………………………………………………………. 20
Список используемой литературы…………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Философия-контрольная.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


Вариант 7

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема контрольной работы:

 

 

«Философия Платона и Аристотеля:

общее и особенное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

 

Введение ………………………………………………………...

3

1.

Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии……………………………………………………………..

 

5

2.

Ученик против учителя……………………………………………….

5

 

2.1.

Расхождения в метафизике……………………………………..

7

 

2.2.

Идея души……………………………………………………….

10

 

2.3.

Теория познания………………………………………………...

14

3.

Этические взгляды…………………………………………………….

16

4.

Взгляды на общество и государство…………………………………

18

 

Заключение………………………………………………………….

20

 

Список используемой литературы…………………………………...

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель превратить нашу Землю в общественный дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Огромное наследие нам оставили гениальные ученые античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение долгих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах позднейших философов. При сопоставлении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля, напрашивается вывод, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

В данной контрольной работе рассмотрена философская система Платона и Аристотеля, проведен сравнительный анализ.

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Именно в творениях Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Платон – великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю мировую философскую науку. Ученый был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя – выражение его жизни, а жизнь – выражение его философии. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и как говорил Г.Гегель - «…большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии

 

«Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя, спрашивая, утверждая и отрицая»

Платон

 

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур – их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически стройные умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место человеческим проблемам.

Рассмотрим более обстоятельные взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) – настоящее имя Аристокл- древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. После смерти Сократа бежал из Афин, изучал философию, мистику. Он пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством.

Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменид и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и которые отождествил с бытием. «Идеям» Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством.

Чувственный мир по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. В центре космологии Платонова учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям.

Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между «идеями» и чувственными вещами

Платон поместил математические объекты, доступны рассудочному познанию. Метод познания – «диалектика», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщение понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности.

При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не чувственных единичных вещей.

По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «войны»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – «ремесленники», то есть которым руководят одарённые и хорошо подготовленные, высоко нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи:

·              защита людей

·              обеспечение их материальными благами

·              создания условий, для их творческой деятельности и духовного развития

Платон подразделял людей на три группы:

1.              мудрецы – те, у кого развито чувство справедливости, разумное начало.

2.              «войны и стражи» - те, кто отличается мужеством, храбростью и чувством справедливости.

3.              ремесленники – те, кто должен заниматься физическим трудом.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

По словам Маркса также утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греч, «полиса».

Учение Платона играло видную роль в дальнейшем эволюции идеалистической философии. Идея Платона – в душе каждого есть истинные знания, он их правильными вопросами «высвобождал». Платона считают основателем философского идеализма. Материю считал тленной и переходящей. Он пришёл к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей Он сказал, что идеи и вещи общаются. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым.

В философию Платон внес много новых философских идей – «бессмертие души», идея загробного воздаяния; утопическое учение об идеальном государстве. Считал, что искусство нарушает душевное самообладание - оно возбуждает страсти и развращает: люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении. Считал, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам писал произведения разных жанров.

В литературе – создал новый жанр – диалога (дошло 42 диалога). В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние писал в тюрьме,- незакончены.

 

 

Аристотель (384-322 до н.э.) –- древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального значения. Маркс называл его «величайшим мыслителем древности». Родился в Стагире в семье придворного врача; в 367 в. до н.э. приехал в Афины и стал учеником Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм, однако полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь «между идеализмом и материализмом». Основал в Афинах собственную школу. Развивал идеи Платона; Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопление имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те – рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

В философии Аристотель различал:

1.              теоретическую часть-учение о бытие, его частях, причинах и началах.

2.              практическую - о человеческой деятельности

3.              поэтическую - о творчестве.

Предмет науки - общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом, единичном и познается через него: условие познания общего - индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины:

Информация о работе Философия Платона и Аристотеля: общее и особенное