Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Учение Платона об идеях………………………………………...…
2. Учение Платона о государстве………………………………………
3. Гносеология Платона…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное  государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Философия»

 

на тему: «Философия Платона»

 

 

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            Студентка 3 курса

                                                                                            Заочного отделения 

                                                                                            специальности «ФиК»

                                                                                            Шанцева Г. В.

                                                                                            Проверила:

                                                                                            Гельфонд М.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013г

Содержание

 

    Введение………………………………………………………………………….....…3

  1. Учение Платона об идеях………………………………………...……………5
  2. Учение Платона о государстве………………………………………...………7
  3. Гносеология Платона……………………………………………………..……9

Заключение…………………………………………………………………………...11

Список литературы………………………………………………………………......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие. 
     Сперва  Платон   отправился  в   Египет, и   эта  древняя   цивилизация произвела   на   него   глубокое   впечатление.  Из   Египта  перебрался в   Южную   Италию,  задержавшись   в   Кирене   у   математика  и   астронома Феодора. В   Италии   он   вступил   в   контакты   с   пифагорейцами,   которых было   много   в   этих   краях   (эта  философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и  в  последних произведениях Платона. 
     Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но  Дионисий   враждебно  отнесся  к тому,   что  Платон обрел   такое   влияние  на   Диона,   и   философу  пришлось   покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с  Афинами, и  продали в  рабство. К счастью, он  был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. 
     Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. 
     Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учение Платона об  идеях.

 

     Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.  
     Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).  
     Между миром идей, как подлинным, реальным бытием,   и   небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и  пещей), которое   отделяет   истинное   бытие от   небытия.  Действительные,  реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).  
     Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.  
     Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учение Платона о  государстве.

 

     Вопросам упорядочения общества Платон посвящает следующие произведения: "Государство" ("Политея") и "Законы" ("Номой"). 
     Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия   соответствуют    в  принципе    трем частям   души,   о   которых уже   упоминалось   раньше.  У   философов  преобладает  разумная  часть души, у воинов  определяющей   частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными. 
     Трем   основным  сословиям   соответствуют   также   три   из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью. 
     С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие   государственные  формы   на   две   большие  группы: приемлемые  государственные   формы   и    регрессивные  -  упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает   Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм  ближе  всего   к  нему  стоит  аристократия,  а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия). 
 
     К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии  стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю,   ростовщичество,  которые   тесно  связаны с низкой, чувственной   частью  души. Главным предметом раздражения Платона являются   демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и  тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. 
     В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона. 
     Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты. 
     Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

 

3. Гносеология Платона.

 

      Учение  Платона о познании неотделимо  от его учения  о  бытии,  от  его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании  оборачивается  мифом.

     По мнению Платона, душа наша бессмертна.  До  того,  как  она  вселилась  на

землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы,  созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у  кого,  а только  отвечая  на  вопросы,  т.  е.  почерпнёт  знание   в   самом   себе, следовательно,  вспомнит.  Поэтому,  суть  процесса  познания,  по  Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то  созерцала.

     Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это  независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный  процесс  припоминания.

     Чувственное восприятие порождает  лишь  мнение  о  вещах.  В  связи  с  этим

процесс познания определяется Платоном как  диалектика,  то  есть  искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать  на  них,  пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно  сущих  родов бытия или идей - «совершеннейшее знание».  Диалектика  Платона  –  путь  или движение мысли через неистинное к  истинному.  Вызвать  душу  к  размышлению может  такое  впечатление  или  такая  мысль,  которые  заключают   в   себе противоречие.

    Первая  половина задачи  диалектического,  в  платоновском  смысле,  исследования  состоит  в определении   однозначного,   точно   фиксированного   определения   «вида». Необходимо,  по  словам  самого  Платона,  «охватывая  всё  общим  взглядом, возводить  к  единой  идее  то,  что  повсюду  разрозненно,   чтобы,   давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения».

   Вторая  половина  той же  задачи  состоит  в  том,  чтобы  «разделять  на  виды,  на  естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

      Диалектика Платона  явилась  важным  этапом  в  развитии  логики.  По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия»,  буквально  «любовь  к

мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным  знанием  (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего  не  знает  (невежда  и  не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ –  тот,  кто  стоит  между полным  знанием  и незнанием и стремится от  менее совершенного  знания восходить все к более и более совершенному знанию.

      Предмет  диалога  «Теэтэт»  -  вопрос  о  существе  знания.  В   диалоге опровергается три несостоятельных  с  точки  зрения  Платона  решения этого вопроса: 1) знание есть  чувственное  восприятие;  2)  знание  –  правильное мнение; 3) знание – правильное мнение со смыслом. В  первом  вопросе  Платон отталкивается от учения о  безусловной  текучести  и  относительности  всего существующего.  «Всё  движется   и   течёт…   перемещаясь   и   изменяясь».   Чувственному, как текучему, должно предшествовать  нечто  не  текучее  и  не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному  восприятию. Во-вторых, знание нельзя  определить  как истинное  мнение,  независимо  от соотношения мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно  как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности,  ни  о  его  ложности. Так как «убеждая, внушают то мнение,  которое  угодно».

     Правильное  мнение вообще не определимо без чистого знания как такового. И, в-третьих,  как  не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение  в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак,  -  во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может  создать знания. Итак, мы делаем вывод о том, что знание, по  Платону,  не  есть  ни ощущение,  ни  правильное  мнение,  ни  соединение  правильного  мнения   со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности  и  ума  и  ум  должен осмысливать элементы чувственного опыта.

 

 

 

 

Заключение

 

     Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. 
     Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез. 
     Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики. 
     Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения - Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил. 
     Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона - предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.  
     Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного   комплекса   политико-правовых   вопросов, и разработка  многих  из них отмечена печатью его творческого гения.  
     Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

 

Список литературы

 

1. Асмус В.Ф. Античная  философия. - М.: Высшая школа, 1976.

Информация о работе Философия Платона