Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:23, реферат
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.
Введение
1. Мотивы и предпосылки возникновения учения об идеях 3
2. «Мир идей» и «мир вещей» 5
3. Теория познания Платона 8
4.Телеологический порядок в мире идей Платона: идея блага 9
5. Заключение 10
6. Список использованной литературы 12
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к ним все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только «напоминают» нам абсолютную идею сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней восприятиями.
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству – выше пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от нее сущность. Она есть источник всякого бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в «Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо, существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится, таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является формальным определением.
Только в
такой общей форме можно
Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством, которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система целей, образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей совокупности «сущность» есть причина возникновения.
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность чувственных вещей.
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из фундаментальных философских систем – философского идеализма. Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим родоначальником.
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания. Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона, главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству. Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую оценку у потомства и было усвоено в основных своих моментах последующим развитием философии.
Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной идеи блага.
В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны учения об идеях
Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в истории древнегреческой диалектической мысли.
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности: в ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря этому связанной со всеми духовными силами своего времени. Душа платоновского идеализма – учение о благе.
Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: «Мысль», 1984
Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви.
М.: «Логос», 1999
История античной диалектики. М.: «Мысль», 1972
Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для вузов. М.:
«Политиздат», 1988
Философия: учебное пособие для слушателей (студентов) заочного обучения
юридических вузов. СПб., 2000