Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Развитие древнегреческой философии до Сократа было в целом историей возникновения и развития материализма — от Фалеса до Демокрита. В учении Демокрита (конец 5 — начало 4 в. до н. э.) древнегреческий материализм достиг своей высшей формы. Но эпоха наивысшего развития материализма в Древней Греции не была изолированным явлением истории духовной жизни. Она совпадает во времени с расцветом греческого рабовладельческого полиса и является чрезвычайно сложным отображением этого расцвета в области мысли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……..………..3
Часть 1. Жизньи сочинения Платона…….…..………………..….6
Часть 2. Учение Платона об «идеях»……...…………………...…13
Часть 3. Теория познания Платона………………..………............19
Часть 4. Учение Платона об обществе и государстве..….……....27
Часть 5. Академия Платона…...………………………………...…32
Заключение…………..…………………………………………..………..35
Литература…………………………...

Файлы: 1 файл

02 КР Философия.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о  душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах.

Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которая создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и государственном воспитании детей.

 

В теории идеального государства Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории человеческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому.

Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком абсолютизировал это противопоставление. В какой-то мере понять его можно: на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия жизни — грубо обрубая одно, они абсолютизируют другое. Для Платона общее — важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами-коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона.

Негативная сторона платоновского идеализма: принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.

Критикуя Платона, нельзя в то же время не отметить, что он высказал много драгоценных мыслей-идей о поведении человека, о любви, творчестве, бессмертии, в частности, выдвинул весьма перспективную теорию творчества, сравнив его с рождением-воспитанием человека, с любовью (см. диалог «Пир»). Согласно Платону любовь и творчество – начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре.

Платон основал первую философскую школу, которая называлась Академией. Она просуществовала почти тысячу лет.

 

 

 

Литература

 

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. – с. 544.

  1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. —  с. 672.

  1. Горелов А.А. Основы философии: Учебник для ссузов. М., 2010.

 – с. 256.

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

  1. Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб., 2010. – с. 256.

 

 


Информация о работе Философия Платона