Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:54, контрольная работа
Платон (427-347 гг. до н. э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Введение……..………………………………..………………...……. 3
Основная часть
Вопрос №1……………………………..………………………. 4
Вопрос №2 ……………………………....…….………………. 8
Вопрос №3 ………………………………………………….....11
Заключение….……………………………………………….……….13
Список использованной литературы ……………………………….14
План
Вопрос №1……………………………..………………………. 4
Вопрос №2 ……………………………....…….………………. 8
Вопрос №3 ………………………………………………….....11
Введение
Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, может быть, даже усиливается в наше время, потому что, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н. э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Вопрос №1
Онтологические и гносеологические взгляды Платона.
Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение). Этот раздел философии изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение).
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.
И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».
Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».
«Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.
Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге опровергается три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса: 1) знание есть чувственное восприятие; 2) знание – правильное мнение; 3) знание – правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон отталкивается от учения о безусловной текучести и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как истинное мнение, независимо от соотношения мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого знания как такового. И, в-третьих, как не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может создать знания. Итак, знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.
Вопрос №2
Основные положения учения Платона о государстве и человеке.
Основные понятия учения Платона
о государстве и человеке.
Одной из самых сложных и противоречивых
проблем была, есть и будет проблема государственного
устройства. Уже тысячи лет люди пытаются
понять, каким должно быть идеальное государство.
Некоторые люди считают лучшим сильное,
боеспособное государство с хорошей экономикой,
другие - государство, в котором каждый
человек ощущает себя вполне свободным
и счастливым. Так проблема общественного,
государственного устройства перерастает
в проблему понимания блага, человеческих
ценностей и свободы личности. Этим вопросам
и посвящены диалоги Платона «Государство»
и «Законы».
В своих произведениях Платон говорит о модели идеального, лучшего государства. Эта модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть Платон говорит об идее государства как об утопии. Не раз философ пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, и Платон пытался образумить Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии. Это закончилось весьма плачевно: афинского философа не раз изгоняли из города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.
Рассматривая идеальное государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил к отрицательному типу, и что в уже существующих государствах его не устраивало принципиально. Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности:
По мнению Платона, правителями идеального государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь идеального государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Если в государстве Платона
существуют люди, занимающиеся законами
и устройством государства, то значит
в нем существуют и люди, занимающиеся
исключительно земледелием, ремеслом.
Основной закон существования идеального
государства заключается в том, что каждый
член общества обязан выполнять только
то дело, к которому он пригоден.
Всех жителей идеального государства
автор разделяет на три социальные группы.
Этими группами являются правители –
философы, стратеги – воины, задача которых
стоять на страже безопасности государства,
и производители – землевладельцы и ремесленники,
которые обеспечивают удовлетворение
жизненных потребностей.
Совершенное государство по
Платону обладает четырьмя доблестями:
1) мудростью, 2) мужеством, 3) благоразумием,
4) справедливостью.
Мудростью могут обладать избранные люди
- правители-философы, безусловно, мудры
и принимают мудрые решения. Мужеством
обладает большее количество людей, это
не только правители-философы, но и воины-стражи.
Если первые две добродетели были характерны
только для определенных классов людей,
то рассудительностью должна быть присуща
всем жителям. Под четвертой добродетелью
- справедливостью - автор понимает уже
рассмотренное деление людей на разряды,
касты.
Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.
Таким образом, можно предположить, что, создавая диалоги «Государство» и «Законы», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца они создавались.
Вопрос №3
Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой.