Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 18:10, реферат

Описание работы

Философское наследие гениального мыслителя Платона весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Даже если признать с некоторым преувеличением высказывание, что, «сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона, современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этого великого мыслителя», все равно очевиден его огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

Содержание работы

Введение....................................................................................................2-3
Глава I. О Платоне...................................................................................4-5
1.1 Главная составляющая философии Платона - учение об эйдосах (идеях)........................................................................................................6-8
1.2 «Свойства» идеи...............................................................................9-10
Глава II. «Гиперурания», «Хора-материя» и Бог-демиург............11-13
1.1 Сущность человека и «идеальное государство».........................14-16
1.2 Философия и мифология Платона................................................17-18
Заключение..........................................................................................19-20
Список литературы.................................................................................21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

"Хора-материя" противостоит миру идей, не обладает творческим характером и не имеет никакой формой. Она всего лишь материал для воплощения в физическую реальность идей, живущих в своем мире. Поэтому рождение реального мира - это следствие соединения идеального и материального. Также как и в случае с отдельной вещью, мир идей - причина, "хора-материя" - материал, а реальный мир - следствие совокупление идеального и материального, обладающий свойствами и того, и другого.

"Хора-материя" - косное, неподвижное и даже грубое явление. Соединение идей и "хоры-материи" ведет к тому, что материя как бы "портит" прекрасные идеи, огрубляет их, искажает их истинность и красоту. Следовательно, и реальный, вещный мир - лишь грубая, искаженная копия мира идеального. И все вещи реального мира - "тень", искаженное отображение своих идей. Материальность физического мира не дает возможность полному воплощению мира идеального - материя портит идею.

Из этого положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В самом деле, попробуйте нарисовать идеальный круг. При всех художественных талантах рисующего, всегда можно найти те или иные огрехи в исполненном им изображении. Следовательно, материальные характеристики человека, физические свойства его организма не позволяют воплотить в реальности идеального представления о круге. Но это не значит, что нет самой идеи круга. По логике Платона, пытаясь реализовать идею круга, мы и создаем, совмещая идею и материю, круг реальный, но, к сожалению, очень далекий от идеального. 
В силу всего этого, Платон называл реальный мир "кажущимся бытием", подчеркивая его отличие от "истинного бытия" - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности.[4]

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и "хора-материя" пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами - мир идей и "хора-материя" - Платон выделял третье первоначало, назвав его "демиургом". Демиург - это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание. 
Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как "Душа мира". Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Кроме того, Мировая Душа - это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом - живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха). 
Во всех этих космогонических представлениях Платона, наряду с использованием им диалектического анализа, вновь явно заметно значительное влияние орфизма, а также пифагорейства - мистическая троичность первоначал, шарообразность Вселенной, одушевленность мироздания. Сказалось здесь и влияние Анаксагора с его учением о Нусе (Уме). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность человека и «идеальное государство»

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек - продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека - бренно, смертно, преходяще. Бестрепетно следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Иначе говоря, мы опять встречаем здесь диалектическую логику и орфическую троицу - душа и тело, соединяясь, порождают новый феномен - живого человека.

Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, ибо она - остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.[5]

Идея метемпсихоза, воспринятая Платоном от орфиков и пифагорейцев, определяет и то, как он объясняет познавательные возможности человека. По его мнению, процесс познания - это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, "портит" душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире. 
Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, как мы видим, был достойным учеником и продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.

Однако отдельный человек живет он в обществе и зависит от общества. Главная идея общественного благоустройства - это идея справедливости. Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей - создание идеального общества, или, как говорил Платон, - "идеального государства". 
С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекратил он попытки воплотить в практику свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а то и с откровенной враждебностью политиков, которым он рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов "идеального государства". Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понять идею "справедливого общества", не смог уловить истинный образ "идеального государства". То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения – создать идеальное общество можно только тогда, когда постигнешь в полной мере идею этого государства. 
Учение Платона об идеях позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, ибо Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.4

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Философия и мифология Платона.

Платон, творчески использовав идеи практически всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Другие, на основе его мыслей, строят уже свои философские системы, как, например, Плотин, создавший философию неоплатонизма, или Гегель, не прошедший мимо великой созидательной роли платоновской диалектической логики. Третьи спорят с Платоном, опровергают его, как большинство философов-материалистов, однако собственные идеи они формулируют только отталкиваясь от Платона, т.е. опять же он является побудителем их творческой энергии. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.[6]

Большинство произведений Платона, как уже говорилось, написаны в художественно-мифологической форме и не являются каким-то систематизированным изложением его учения. Мысли, идеи Платона разбросаны по разным диалогам, они смешиваются с идеями, высказываемыми героями диалогов.

Огромную роль в работах Платона играет мифология. Нередко для придания большей значимости, доступности и художественности своим произведениям Платон облекает их в форму мифа, и сам творит новую мифологию. Например, именно Платону мы обязаны многовековому существованию мифа об Атлантиде. Кроме того, многие свои идеи он еще не мог выразить научным языком и тогда для их пояснения использовал мифологические образы. В этом смысле, художественно-мифологический образ мышления и способ изложения является неотъемлемой частью всего творчества Платона. Поэтому истинное познание Платона вне мифологии невозможно.

По сути дела, единственным сочинением, где в более или менее систематизированной форме Платон излагает свое учение, стал диалог "Тимей". Но и в нем читатель встретит прежде всего художественно-мифологический рассказ о Боге-демиурге, о создании им Вселенной, о качествах и свойствах человеческой души. И уже в этот рассказ органично вплетены собственно философские представления Платона. 
Интересен и тот факт, что, для подобного рода изложения своих взглядов, Платону пришлось нарушить обычный диалогический принцип повествования и в процессе разговора речь Тимея, устами которого и говорит Платон, превращается в монолог.5

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным “ядром” всей его философской системы. 
Идея – это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство!

В досократовской философии вопрос о познаваемости мира или вообще не упоминался, или познаваемость мира напрямую связывалась с возможностями чувственного восприятия. Заслуга Платона в том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостатки чувственного восприятия (и соответственно основанного на нем обыденного сознания). По Платону, восприятие представляет нам вещи не такими, какими они есть “на самом деле”, а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств): “...нашу природу, со стороны образования и необразованности, уподобь вот какому состоянию. 
При этом впервые (и это заслуга Платона) было подчеркнуто не только несовпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом: ведь одно понятие может обозначать многие предметы, но ни один из них не выражает полностью сути этого понятия. Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим “другим”, согласно Платону, является идея, то есть “для себя сущее или “в себе” вещей”. Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего.

Секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в

буквальном  содержании его философии  и  проповедуемой им

морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

 

Источники:

1.http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/

Uchenie_Plato 
2.http://www.studentuhelp.ru/platonarist.htm

3.Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976. стр. 73-89

4.Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2007. стр. 86-93

5.Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.

стр. 56-78

6.Чудинова И.М. Политические мифы. Социально-политический журнал. 2006. №6. стр. 36

Литература:

1.Лосев А.Ф. “Бытие, имя, космос”. М.: Мысль, 1993. стр. 89-115

2.Политология. Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2004. стр. 98-120

3.Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003. стр. 210

4.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007. стр. 110-121

5.Новейшийфилософский словарь. Мн., 2001. стр. 280

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Лосев А.Ф. “Бытие, имя, космос”. М.: Мысль, 1993. стр. 89-115

2 Политология. Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2004. стр. 98-120

3 Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003. стр. 210

 

4 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007. стр. 110-121

5 Новейшийфилософский словарь. Мн., 2001. стр. 280


Информация о работе Философия Платона