Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 09:43, контрольная работа
Онтология (ontos-сущность+logos-учение). Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона_____________3
Основные положения учения Платона о государстве и человеке_____7
Практический вопрос. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона – с другой. Дайте развернутый ответ______________________________12
Использованные источники___________________________________16
Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества и граждан. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.
Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость - воинам, стражам, умеренность - всему народу. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Платон считает, что "многоделание", т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В нарисованном проекте идеального утопического государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего класса. Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях.
Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит, в конце концов, в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полное подчинение личности государству.
На основании изложенной концепции идеального государства многие исследователи рассматривали теорию Платона как первый проект коммунистического общества. Другие ученые считали, что в проекте Платона обрисован первобытный коммунизм. Теория Платона об идеальном государственном устройстве вполне соответствует тому примеру социалистического общества, которое разрабатывалось и претворялось в жизнь в последующем развитии цивилизации со всеми теми тоталитаристскими чертами, которые были нарисованы еще Платоном. Так, Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Также подвергалось строгой цензуре любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства. "Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, - никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом" [Законы. ХП. 942].
Платон также рассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личности правителя. Правитель должен обладать такими добродетелями, как познание истины, блага, красоты; мудростью, мужеством, справедливостью, остроумием, просветленностью аффектов; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Лучше всего управлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении «Государство»: «Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя и внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан. Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви…» Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем в настоящее время зла: «Пока в городах не будут либо царствовать философы, либо искренне и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу» (Платон, Государство, V, 473 D). Для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину» (там же, V.475E).
Практический вопрос. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона – с другой. Дайте развернутый ответ
Диалектика Гераклита - это диалектика изменений в образах и символах. Она носит всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как "новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое" (58 (а); 225). В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды" (40 (а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Идея Единого — и, стало быть, приведения к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их всеобщность. Противоположности существуют везде. Наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс. Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. Диалектические идеи внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей. Раз мы приняли идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то можно сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается" (42 (а); 214). Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другую свою сторону— она переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.
Гераклитова стихийная диалектика тесно связана с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Гераклит считает материальное основой всякого бытия и бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере». Очень важное значение во взглядах Гераклита придается всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой (нике). Как мир, так и первоматерия и логос (закон) существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания. Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.
Сократ, в отличие от Гераклита, не признает проблем, характерных для философов тех времен: о природе, ее первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. Нравственным человек может быть только тогда, говорил Сократ, когда знает, что такое добродетель. Знание - предпосылка нравственного. Подлинная нравственность - это познание блага. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. В этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Основные добродетели для Сократа - это сдержанность, мужество, справедливость. При этом Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектика, искусство диалектического спора.
Диалектика - метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Использование диалога для достижения истины - огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы положения свои утверждали как постулаты.
Он учил своих учеников разбираться в существовавших в то время политических традициях, утверждая, что управлять государством должны не люди богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие. Как известно, философ Сократ поплатился жизнью за свои убеждения. Именно за это ему пришлось выпить чашу с цикутой (ядом).
Платон понимал под диалектикой знание относительно «сущего» и «истинно сущего». Диалектика выражается в том, чтобы правильно ставить вопросы и получать ответы и посредством этого приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета. В этом его сходство с пониманием диалектики Сократом.
Более конкретно Платон представлял диалектику следующим образом: каждая вещь получает свой смысл или свою идею; найденный смысл, или идея вещи, берется как ее принцип. Диалектика поэтому является у Платона установлением мысленных оснований для вещей объективных. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых цельностях, о синтезе предела и беспредельности (Phileb. 16 D). Будучи наукой о целостности, диалектика... – "венец наук" и нет никакой науки выше, чем она (534 Ε – 535 А). Производя всевозможные логические разделения, диалектика в то же самое время умеет и все сливать воедино (531 DE, 537 С).
В отличие от Гераклита, который считал мир несотворенным никем из богов или людей, но всегда был, создание мира Платон видит следующим образом: «...пожелавши, чтобы все было хорошо, бог позаботился обо всех видимых вещах; он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого…. он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее».
Таким образом, по Гераклиту, мир развивается через борьбу противоположностей, в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное. У Платона и Сократа истина рождается в споре, идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное; переводят идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему.
Список использованных источников