Философия Постмодерна 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 18:28, реферат

Описание работы

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Понятие “постмодернизмавпервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Будучи, прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам

Содержание работы

Введение:
Глава 1. Философия Постмодерна 20-го века.
Возникновение и становление Постмодернизма.
Философия Постмодернизма.
Заключение.
Глава 2. Проанализируйте идеи Ж.Ф Лиотара.
Используемая Литература:

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СО СПО «СОПК» Саратовский областной педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Философии

 

 

Выполнил: 
Лащенко Владислав

131 группа

 

 

Саратов 2015

 

Содержание

Введение:

Глава 1. Философия Постмодерна 20-го века.

    1. Возникновение и становление Постмодернизма.
    2. Философия Постмодернизма.
    3. Заключение.

Глава 2. Проанализируйте идеи Ж.Ф Лиотара.

Используемая Литература:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Понятие “постмодернизмавпервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Будучи, прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В жизни общества все большее значение приобретает производство, распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особую социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век, новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества ознаменовало появление молодежных субкультур. Возникновение субкультуры хиппи является наиболее ярким примером изменений мировоззрения человека второй половины ХХ века.

Наиболее ярко выразив себя в искусстве, постмодернизм существует и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура.

 

 

    1. Возникновение и становление Постмодернизма.

Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет.

В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном виде. Книга вызвала оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание.

В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.

В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и средств массовой коммуникации и информации. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления - главным образом материального - выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего компромисса. К нему все труднее применять понятие "народ", поскольку последний все больше превращается в аморфную массу "потребителей" и "клиентов". В еще большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни общества стала почти незаметной. Главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, - не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой.

Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. В политике постмодерна уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается и даже возрастает. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.

 

 

 

    1. Философия Постмодернизма.

Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.

Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии некоего "последнего основания", именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их "неопровержимыми заблуждениями". Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее "утренней" или "дополуденной". Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой болезни, испытывающего умиротворение и наслаждение от факта продолжающейся жизни.

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором "множатся вызванные техникой пустыни".

Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Один западный автор по этому поводу замечает: раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие Бастилии, теперь они делают карьеру на их управлении. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более скромных функций. Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем.

Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, а затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.

Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикёр, в наши дни наблюдается "гипертрофия средств и атрофия целей". Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, исчезновение будущего, которое оказалось как бы украденным. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Если И. Кант в свое время создал "Критику чистого разума", то его соотечественник П. Слотердайк в связи с двухсотлетним юбилеем кантонского труда издает "Критику цинического разума" (1983), считая, что нынешний цинизм вызван разочарованием в идеалах Просвещения. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

 

 

 

 

 

 

Анализ Идей Ж.Ф Лиотара

Лиотар Жан-Франсуа-французский философ, один из теоретиков постмодернизма.

Первая известная работа Лиотара — «Феноменология» — посвящена одному из философских направлений, господствовавших во Франции в 1950-е гг. В ней Лиотар подробно рассматривает вопросы интерсубъективности и истории, заявляя, что философия истории является центром всей философской проблематики. Впоследствии Лиотар, однако, отказывается от такого взгляда. В «Дискурсе, фигуре» он намечает важную тему искусства за пределами фигурации и ставит связанный с ней вопрос о критике идеологии, тотального производства образов. В «Либидинальной экономике» Лиотар рассматривает капиталистическую экономику как способ такой реализации либидо, которой не может быть противопоставлен какой бы то ни было гуманистический дискурс, в том числе и марксистский дискурс отчуждения. Для описания капиталистической экономики и ее наиболее яркого выражения — финансового капитала — Лиотар использует метафору «большой эфемерной пленки» («la grande pellicule ephemere»), которая указывает на отсутствие центра капиталистического производства и одновременно на его тотальный характер. В связи с такой позицией у Лиотара возникает проблема статуса критики, которая переосмысляется им в кантианской перспективе. Лиотар дает первое философское описание постмодерна, который характеризуется концом «больших рассказов» (grands recits) и возникновением пространства несоизмеримых «малых рассказов», которые составляют поле деятельности философа-критика. Постмодерн в отличие от модерна характеризуется центрацией на возвышенном, а не на прекрасном, в связи с чем для всего постмодернистского культурного производства значим вопрос о пределах представления и прерывании классической знаковой игры. Роль философа в такой ситуации сводится к выяснению правил несоизмеримых языковых игр и к изобретению тех правил, экспликация которых никогда не может быть завершена. Именно поэтому философ не может претендовать на привилегированное положение по отношению к «бытию-в-мире» или «бытию-при-вещах», то есть на позицию презентации самой истины, фактически, он всегда повторяет работу софиста, исследующего способы существования сказанного. В «Распре» Лиотар завершает разработку своей теории дискурса, рассматривая его в качестве того, что реализуется, сообразуясь с осями референции и адресации. Задаваясь вопросом о пределах дискурса, Лиотар выходит на проблему фразы-аффекта, то есть того, что разрушает структуру дискурса, подрывает референцию или адресацию, косвенно указывая на недискурсивное «событие». Возможность определения такого события, всегда противостоящего собственному обозначению, исследуется Лиотаром на материале психоаналитической теории. Предел дискурса, а также самого суждения, различающего правила разных языковых игр и осуществляющего эти правила на деле, обозначается Лиотаром в качестве темы, намеченной в «Критике способности суждения» Канта (см. КАНТ Иммануил). По мнению Лиотара, рефлексивная способность суждения, скрывающаяся в суждениях вкуса, в действительности, открывает субъекту момент его собственного рождения, некую самопроизвольную игру способностей, которая еще не регламентирована правилами. Все эти темы развиваются в работах «Лекции о детстве», «Способность суждения», а также в многочисленных статьях, вошедших в сборник «Нищета философии», изданный уже после смерти философа.

 

 

Заключение

В современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания. Возрастает значимость аналитических и рационалистических тенденций. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, сохраняя преемственность классической философии. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.

Философы- аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемыми остаются требования мыслит ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно с учетом всех тонкостей языковой сферы.

Постмодернизм постепенно проникает в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеет место многозначность.

Рассмотренные направления современной философии хотя и являются основными, но в тоже время они далеко не единственные в мире философской мысли, поскольку многообразие знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров, создание целостного образа современного мира не подвластны только отдельным мыслителям или направлениям, существует большое множество иных подходов к философскому объяснению великого многообразия мира.

 

 

Используемая Литература

1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с. 
2. Философия. Конспект лекций_Алексеев В.О_2008 -160 с. 
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2005. — с. 672. 
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с. 
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. 
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.


Информация о работе Философия Постмодерна 20-го века