Философия познания и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:59, реферат

Описание работы

Различные подходы к познаваемости мира
Субъект и объект познания
Чувственное и рациональное познание. Проблемы интуиции
Истина, заблуждение и ложь. Критерии истины
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт
Эмпирический и теоритический уровни познания
Основные методы научного познания
Позитивизм и постпозивитизм как реформы философии

Файлы: 1 файл

filosofia (5).docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

Философия познания и наука

  1. Различные подходы к познаваемости мира
  2. Субъект и объект познания
  3. Чувственное и рациональное познание. Проблемы интуиции
  4. Истина, заблуждение и ложь. Критерии истины
  5. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт
  6. Эмпирический и теоритический уровни познания
  7. Основные методы научного познания
  8. Позитивизм и постпозивитизм как реформы философии

 

Вопрос  1

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В философии существует 2 осн. точки зрения на процесс познания:

- гностицизм 
- агностицизм

Сторонники гностицизма  оптимично смотрят на познание мира ( мир познаваем, а возможности человека безграничны)

Агностики не верят либо в  возможность человека познавать  мир, либо в познаваемость самого мира, или же допускают ограниченную возможность познания. Самый известный  агностик – Иманнуил Кант

В античной философии были сформированы идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения.

Протагор сказал, что человек есть мера всех вещей => Он считал, что каждый познает так, как ему кажется.

Гераклит высказал идею, что все течет, все видоизменяется и все переходит в свою противоположность.

Платон отличал мнение ( субъективное представление) от достоверного знания. Мнения он делил на догадку и доверие, и относил это к чувственным вещам. Знания могут постигать духовные сущности. Таким образом, Платон выделил два уровня мыслительной деятельности : 
- рассудок (нацелен на конечное) 
- разум (нацелен на бесконечное)

Аристотель создал 3 закона логики, которые существуют и сейчас:

  1. Закон запрещения противоречий ( вещь не может быть и не быть одновременно)
  2. Закон тождества ( всякая вещь представляет саму себя)
  3. Закон исключения третьего ( всякая мысль или истинна,или ложна)

Для античности были характерны целостность взгляда на мир и отсутствие чисто аналитического разделения природы.

 

В Средние века понятие гнозис (знание). Познаваем ли Бог – единственная проблема. Гностики пытаются опровергнуть библейское изречение : Не исповедимы пути Господни.

 

В Новое время в развитии теории познания были выделены 2 течения:

  1. Эмпиризм

Основоположником был  Бэкон. Он провозгласил высшей задачей  познания – это завоевание природы  и усовершенствование человеческой силы. Его девиз : Знание – это сила. Первым условием реформ науки является усовершенствование методов обобщения. Главным метдом Бэкона была индукция. Он различал 3 осн пути познания :

  1. Путь паука

Выведение истины из чистого  сознания

  1. Путь муравья

Узкий эмпиризм, то есть получение  опытных данных без их обработки

  1. Путь пчелы

Соединение 2 путей. Собрать  данные, а потом обобщить.

 

  1. Рационализм

Основоположником был  Декарт. Для построения здания новой  рациональной культуры нужна чистая строительная площадка. Для очистки  сознания есть сомнение => вступает архитектор (метод). По Декарту главным методом выступает дедукция. Разум, вооруженный интуицией и дедукцией может достигнуть полной достоверности ( по Декарту)

Декарт выделил 4 правила:

  1. Мыслить ясно и отчетливо
  2. Правило анализа, то есть каждую проблему дробить на составляющие
  3. 3) правило синтеза ( методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному)
  4. Правило контроля(не допускать пропусков в логических звеньях исследования)

 

 

 

Вопрос 2

Субъект познания – это источник познавательной активности. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, соц группа и целое общество. Так же Бог или абсолютный Дух.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту. Объектом могут быть как материальные образования, так и соц явления. Результаты познания могут стать объектом познания.

Предмет познания. 
В процессе познания можно выделить предмет познания, то есть одну из сторон объекта познания. 
Проблема гносеологического объекта предполагает ответ на 2 оснв. вопроса: 
1) на что направлена познавательная активность субъекта? 
2) каким образом получает субъект знания о внешнем объекте?

Ответы на эти вопросы позволяют  выделить 3 направления осмысления объекта:

  1. Для античности

Объект как сущее 
Объектом выступает объективная реальность сама по себе, которая постепенно вкл в себя сферу субъективного человеческого опыта

  1. Объект как феномен или явление

Бытие рассматривалось как чистая потенция, которая существует не просто независимо от субъекта, а изначально отделено от него непреодолимой  преградой (Платоновское учение об идеях, Кантовское понимание бытия в себе)

  1. Объект как бытие для других

Мир – это уже не нечто, существующее само по себе, а жизненный мир человека. Ответ на вопрос : что есть вещь на самом деле? Определяется тем, что значит она для человека.

 

Вопрос 3

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств. Такое познание может осуществляться с использованием спец. Технических средств. 
Основными формами чувственного познания являются: 
1) ощущение 
Возникает в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира н аего органы чувств. 
2) восприятие 
Целостный, чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. 
3)представление 
оно складывается на основе ощущений и восприятий. Если ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом, то представление возникает без непосредственного воздействия на органы чувств.

В представлении можно  получить образ не только того, что есть в действительности, но и того, чего нет.

Рациональное познание – это мышление человека, являющиеся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей.

3 формы рационального познания:

  1. Понятия

Это слова. Процесс образования  понятий вкл в себя сравнение, обобщение и абстрагирование. Понятия выражают не только предметы, но и свойства и отношения между ними.

  1. Суждение

Форма мышления, при помощи которой раскрывается наличие или  отсутствие каких-либо связей или отношений  между предметами.

  1. Умозаключение

Оно содержит в себе суждения, но не сводится к ним, а предполагает их определенную связь.

 

Существует 2 рода знаний: 
1) непосредственные знания – это те, которые получают  с помощью органов чувств 
2) опосредованные – это те, которые получают не прямо, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения служит умозаключение.

Интуиция – это специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает всеобщей, свойственной всем людям способностью.

Мы рассматриваем интеллектуальную интуицию, которая позволяет проникать  в сущность вещей. Важной чертой интуиции является непосредственность. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения, оно не следует с логической необходимостью и существующего чувственного опыта и теории. Интуитивной способности человека свойственны: 
- неожиданность решения задачи; 
- неосознанность путей и средств её решения 
 
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся:

  1. Основательная профессиональная подготовка человека
  2. Состояние проблемности
  3. Действие у субъекта поисковой доминанты
  4. Наличие подсказки

 

 

 

Вопрос 4

 

Истина – это адыкватное отражение действительности, то есть воспроизведение её такой, какая она есть на самом деле. 
Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительного верного знания к все более точному, полному знанию.

Выделяют 2 вида истины:

  1. Относительная 
    Неполнота, неточность, ограниченность на данном этапе развития познания.
  2. Абсолютная  
    Концентрирует в себе то, что является безусловным ; складывается из сумм относительных истин.

Относительная истина нуждается в уточнении пределов и условий их действия, в углублении, в конкретизации. Попытки признавать только существование относительных истин получило название релятивизм.

Стремление оперировать  только абсолютными истинами носит  название догматизм. Представляет собой некритический, односторонний тип мышления. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме выражения. Истину характеризует также конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект в определенных условиях места, времени. Изменение этих условий ведет к тому, что истина теряет свою правомерность. Процесс получения истины всегда сопровождается наличием заблуждений, то есть принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждение. Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь – это уже сознательное, преднамеренное искажение действительности. Может основываться как на знании, так и на незнании. Отделить истину от заблуждений позволяет ориентация на критерии истины.

Перечислим критерии истины:

  1. Сторонники рационализма выдвигали критерием само мышление в силу того, что оно ясно и отчетливо мыслит
  2. Сенсуалисты опираются на чувства. Главный критерий – это ощущения.
  3. Критерий общезначимости ( что считает большинство, то и истинно)
  4. Критерий конвенциализма (в основе научных теорий лежит соглашение между учеными)
  5. Критерий прогматизма ( истина как польза)
  6. Практика

 

Вопрос 5

Наука в переводе с лат. Обозначает знание

Аристотель делит науки на 3 основных вида:

  1. Умозрительные 
    Это те, которые познают свой предмет с помощью разума : философия, физика
  2. Практические 
    Политика, этика, экономика. Они исследуют наилучшее гос. устройство, поведение человека, и лучшие способы ведения хоз –ва.
  3. Творческие 
    Все ремесленные искусства

 

Период 17 -18 вв наука и философия рассматриваются как тождественные. Философия – это знание, получаемое с помощью разума. Противопоставляется знаниям, которые содержаться в святом писании.

Во 2- ой половине 19 века ситуация меняется. Наука начинает себя противопоставлять философии. О. Конт выделил 3 периода в развитии разума:

  1. Религиозный
  2. Философский
  3. Научный

Позитивизм противопоставлял философию  и науку.

В настоящее время существует множество  определений науки. 
Наука – это деятельность по производству объективно – истинного знания ,и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, проверенное знание.

Наука как знания. 
Особенности научного знания:

  1. Предвидение 
    Научное знание открывает возможность не только предвидеть будущее, но и сознательно его формировать. Смысл науки характеризует девиз : Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
  2. Объективность 
    Независимо ни от кого, знания для всех
  3. Системность 
    Все научные знания организованы в научную теорию, логический стройны и непротиворечивы
  4. Критичность 
    Научные убеждения время от времени по мере появления новых фактов пересматриваются.

 

Наука как соц. институт 
Определенная организация, которая сформировалась в культуре и обществе на конкретном этапе развития.(Институты, академии)

Наука как деятельность 
Наука – это особый вид человеческой деятельности, в котором тысячи людей нашли свою профессию.

Как вид деятельности наука характеризуется:

  1. Определенной системой ценностей, особой мотивацией, которая определена деятельностью ученого
  2. Определенным набором инструментов
  3. Совокупностью методов,используемых для получения нового знания
  4. Способом организации научной деятельности

Выделим важнейшие закономерности развития науки:

  1. Обусловленность 
    Развитие науки потребует общественно – исторической практики
  2. Относительная самостоятельность развития науки
  3. Преемственность в развитии теорий и понятий
  4. Постепенное развитие науки при чередовании спокойного эволюционного развития и бурной революционной ломки теор-х основ
  5. Взаимодействие и взаимозависимость составных отраслей науки в результате чего предмет одной науки может и должен исследоваться приемами и методами других наук
  6. Свобода критики
  7. Дифференциация и интеграция научного знания
  8. Математизация науки

Информация о работе Философия познания и наука