Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:59, реферат
Различные подходы к познаваемости мира
Субъект и объект познания
Чувственное и рациональное познание. Проблемы интуиции
Истина, заблуждение и ложь. Критерии истины
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт
Эмпирический и теоритический уровни познания
Основные методы научного познания
Позитивизм и постпозивитизм как реформы философии
Философия познания и наука
Вопрос 1
Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В философии существует 2 осн. точки зрения на процесс познания:
- гностицизм
- агностицизм
Сторонники гностицизма оптимично смотрят на познание мира ( мир познаваем, а возможности человека безграничны)
Агностики не верят либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, или же допускают ограниченную возможность познания. Самый известный агностик – Иманнуил Кант
В античной философии были сформированы идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения.
Протагор сказал, что человек есть мера всех вещей => Он считал, что каждый познает так, как ему кажется.
Гераклит высказал идею, что все течет, все видоизменяется и все переходит в свою противоположность.
Платон отличал мнение
( субъективное представление) от достоверного
знания. Мнения он делил на догадку и доверие,
и относил это к чувственным вещам. Знания
могут постигать духовные сущности. Таким
образом, Платон выделил два уровня мыслительной
деятельности :
- рассудок (нацелен на конечное)
- разум (нацелен на бесконечное)
Аристотель создал 3 закона логики, которые существуют и сейчас:
Для античности были характерны целостность взгляда на мир и отсутствие чисто аналитического разделения природы.
В Средние века понятие гнозис (знание). Познаваем ли Бог – единственная проблема. Гностики пытаются опровергнуть библейское изречение : Не исповедимы пути Господни.
В Новое время в развитии теории познания были выделены 2 течения:
Основоположником был Бэкон. Он провозгласил высшей задачей познания – это завоевание природы и усовершенствование человеческой силы. Его девиз : Знание – это сила. Первым условием реформ науки является усовершенствование методов обобщения. Главным метдом Бэкона была индукция. Он различал 3 осн пути познания :
Выведение истины из чистого сознания
Узкий эмпиризм, то есть получение опытных данных без их обработки
Соединение 2 путей. Собрать данные, а потом обобщить.
Основоположником был Декарт. Для построения здания новой рациональной культуры нужна чистая строительная площадка. Для очистки сознания есть сомнение => вступает архитектор (метод). По Декарту главным методом выступает дедукция. Разум, вооруженный интуицией и дедукцией может достигнуть полной достоверности ( по Декарту)
Декарт выделил 4 правила:
Вопрос 2
Субъект познания – это источник познавательной активности. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, соц группа и целое общество. Так же Бог или абсолютный Дух.
Объект познания – это то, что противостоит субъекту. Объектом могут быть как материальные образования, так и соц явления. Результаты познания могут стать объектом познания.
Предмет познания.
В процессе познания можно выделить предмет
познания, то есть одну из сторон объекта
познания.
Проблема
гносеологического объекта предполагает
ответ на 2 оснв. вопроса:
1) на что направлена познавательная активность
субъекта?
2) каким образом получает субъект знания
о внешнем объекте?
Ответы на эти вопросы позволяют выделить 3 направления осмысления объекта:
Объект как сущее
Объектом выступает объективная реальность
сама по себе, которая постепенно вкл в
себя сферу субъективного человеческого
опыта
Бытие рассматривалось как чистая потенция, которая существует не просто независимо от субъекта, а изначально отделено от него непреодолимой преградой (Платоновское учение об идеях, Кантовское понимание бытия в себе)
Мир – это уже не нечто, существующее само по себе, а жизненный мир человека. Ответ на вопрос : что есть вещь на самом деле? Определяется тем, что значит она для человека.
Вопрос 3
Чувственное познание реализуется
в виде непосредственного получения информации
с помощью органов чувств. Такое познание
может осуществляться с использованием
спец. Технических средств.
Основными
формами чувственного познания являются:
1) ощущение
Возникает в мозгу человека в результате
воздействия факторов окружающего мира
н аего органы чувств.
2) восприятие
Целостный, чувственный образ предмета,
формируемый мозгом из ощущений, непосредственно
получаемых от этого предмета.
3)представление
оно складывается на основе ощущений и
восприятий. Если ощущение и восприятие
существуют лишь при непосредственном
контакте человека с предметом, то представление
возникает без непосредственного воздействия
на органы чувств.
В представлении можно получить образ не только того, что есть в действительности, но и того, чего нет.
Рациональное познание – это мышление человека, являющиеся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей.
3 формы рационального познания:
Это слова. Процесс образования понятий вкл в себя сравнение, обобщение и абстрагирование. Понятия выражают не только предметы, но и свойства и отношения между ними.
Форма мышления, при помощи которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей или отношений между предметами.
Оно содержит в себе суждения, но не сводится к ним, а предполагает их определенную связь.
Существует 2 рода знаний:
1) непосредственные
знания – это те, которые получают
с помощью органов чувств
2) опосредованные
– это те, которые получают не прямо, а
путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения служит
умозаключение.
Интуиция – это специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает всеобщей, свойственной всем людям способностью.
Мы рассматриваем
- неожиданность решения задачи;
- неосознанность путей и средств её решения
К общим
условиям формирования и проявления интуиции
относятся:
Вопрос 4
Истина – это адыкватное отражение
действительности, то есть воспроизведение
её такой, какая она есть на самом деле.
Истина как процесс представляет собой
движение мысли от неполного, приблизительного
верного знания к все более точному, полному
знанию.
Выделяют 2 вида истины:
Относительная истина нуждается в уточнении пределов и условий их действия, в углублении, в конкретизации. Попытки признавать только существование относительных истин получило название релятивизм.
Стремление оперировать только абсолютными истинами носит название догматизм. Представляет собой некритический, односторонний тип мышления. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме выражения. Истину характеризует также конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект в определенных условиях места, времени. Изменение этих условий ведет к тому, что истина теряет свою правомерность. Процесс получения истины всегда сопровождается наличием заблуждений, то есть принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждение. Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь – это уже сознательное, преднамеренное искажение действительности. Может основываться как на знании, так и на незнании. Отделить истину от заблуждений позволяет ориентация на критерии истины.
Перечислим критерии истины:
Вопрос 5
Наука в переводе с лат. Обозначает знание
Аристотель делит науки на 3 основных вида:
Период 17 -18 вв наука и философия рассматриваются как тождественные. Философия – это знание, получаемое с помощью разума. Противопоставляется знаниям, которые содержаться в святом писании.
Во 2- ой половине 19 века ситуация меняется. Наука начинает себя противопоставлять философии. О. Конт выделил 3 периода в развитии разума:
Позитивизм противопоставлял философию и науку.
В настоящее время существует множество
определений науки.
Наука – это деятельность по производству
объективно – истинного знания ,и результат
этой деятельности – систематизированное,
достоверное, проверенное знание.
Наука как знания.
Особенности
научного знания:
Наука как соц. институт
Определенная организация, которая сформировалась
в культуре и обществе на конкретном этапе
развития.(Институты, академии)
Наука как деятельность
Наука – это особый вид человеческой деятельности,
в котором тысячи людей нашли свою профессию.
Как вид деятельности наука характеризуется:
Выделим важнейшие закономерности развития науки: