Философия познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теорией познания, или гносеологией. Гносеология - раздел философии, в котором определяются предпосылки познания, исследуются его возможности, выявляется степень его достоверности. Существуют различные виды познания мира: художественное, научное, религиозное.

Содержание работы

Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
Соотношение чувственного и рационального в познании.
Роль интуиции в познании мира.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

(кафедра)

ФИЛОСОФИЯ

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание  
для студентов и слушателей дистанционного обучения

 

 

 

 

Студент

БердниковаТ.И.

Группа

11436

Дата

15.12.2011г.

Подпись

Бердникова  Т.И.

   

Преподаватель

Соломкина А.А

Дата

 

Оценка

 

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск   2011

 

Инструкция  по выполнению письменного контрольного задания

Прежде чем  приступить к выполнению ПКЗ тщательно  проработайте все задания УМК  для дистанционного обучения и всю  дополнительную литературу. Вам необходимо выполнить одну тему из всех предложенных.

Тема 1. Философия, ее предмет, функции и  генезис.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Наиболее существенные особенности мифологических, религиозных и философских представлений о мире.
  2. В чем сходство и различие между философией и наукой?
  3. Каковы функции философии в духовной жизни общества?
  4. В чем отличие философской методологии от методов естественных наук?
  5. Являются ли ценностные установки ученого (например, его философские или религиозные взгляды) фактором, воздействующем на ход и результаты научного исследования?
  6. Основные подразделения философского знания, их тематические и функциональные характеристики.

Тема 2. Онтология.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Основные формы бытия.
  2. Различия между монизмом и дуализмом как субстанциональной основе мира.
  3. Этапы развития представлений о материи в истории философии.
  4. Основные формы движения материи. Движение и развитие.
  5. Концепции пространства и времени в современной философии и науке.

Тема 3. Диалектика.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Принципы диалектики.
  2. Виды причинно-следственных связей. Прямые и обратные связи.
  3. Развитие и саморазвитие как форма существования сложных систем. Прогресс и регресс.
  4. Основные категории диалектики.
  5. Общие диалектические закономерности развития мира.

Тема 4. Философская антропология (учение о человеке).

  1. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
  2. Проблема человека в философии Сократа и Аристотеля.
  3. Проблема человека в философии XVIII в.
  4. Проблема человека в философии марксизма.
  5. Роль субъективного фактора в истории.

Тема 5. Философия познания.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
  2. Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
  3. Соотношение чувственного и рационального в познании.
  4. Роль интуиции в познании мира.

Тема 6.Этика.

  1. Происхождение и функции морали.
  2. Нравственное сознание. Его уровни. Нравственные идеи, нормы и принципы, нравственные чувства.
  3. Соотношение морали и экономики, морали и политики, морали и права.
  4. Этическое учение И.Канта.
  5. Проблема свободы и ответственности человека.

Тема 7. Социальная философия.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Основные параметры общества, его структура.
  2. Движущие силы общественного развития. Проблема прогресса человечества.
  3. Исторические формы (самоорганизации общественной жизни).
  4. Типы концепций общественно-исторического развития.
  5. Перспективы решения глобальных проблем человечества в рамках концепции устойчивого развития.

Тема 8. Античная философия.

  1. Философия милетской школы.
  2. Гераклит и элейская школа о диалектике.
  3. Философия Платона.
  4. Философия Аристотеля.
  5. Философия Демокрита.

Тема 9. Средневековая философия.

  1. Религия как форма общественного сознания.
  2. Философия св. Августина.
  3. Философия Фомы Аквинского.
  4. Фома Аквинский о соотношении веры и разума.
  5. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.

Тема 10. Философия Нового времени.

  1. Философия Ф.Бекона.
  2. Философия Р.Декарта.
  3. Философия Г.Гоббса.
  4. Философия Б.Спинозы.
  5. Борьба эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

Тема 11. Немецкая классическая философия.

  1. И.Кант о познании.
  2. Объективный идеализм Г.Гегеля.
  3. Учение Г.Гегеля о диалектике.
  4. Антропологизм Л.Фейербаха.
  5. Философский материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Тема 12. Философия XIX – XX в.в.

  1. Философия позитивизма.
  2. Философия экзистенциализма.
  3. Проблема личности в экзистенциализме.
  4. Проблема свободы в экзистенциализме.

Тема 13. Русская философия.

  1. Общая характеристика русской философии. Отличие ее от западной.
  2. Борьба славянофилов и западников в русской философии первой половины XIX в.
  3. Проблема всеединства в философии В.Соловьева.
  4. Проблема веры и разума в русской философии конца XIX – начала XX в.в.
  5. Философия русского космизма (Радищев, Федоров, Циолковский, Вернадский). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Тема 5. Философия познания.

Назовите и  кратко охарактеризуйте:

  1. Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
  2. Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
  3. Соотношение чувственного и рационального в познании.
  4. Роль интуиции в познании мира.

 

Философия познания.

В системе многообразных  форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.       Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.         Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя.            Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.     Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теорией познания, или гносеологией.    Гносеология - раздел философии, в котором определяются предпосылки познания, исследуются его возможности, выявляется степень его достоверности. Существуют различные виды познания мира: художественное, научное, религиозное.        Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.       Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.         Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.    Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Результаты познания также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Познавательные  способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это способностью к чувственному отражению действительности, или "чувственным", имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.           Познание осуществляется как переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как движение к истине. Этот процесс содержит множество моментов, сторон, отношений, необходимо связанных друг с другом.           На уровне рассудка человек оперирует абстракциями, не вникая в их содержание, в пределах заданной схемы.       Есть система уже сложившегося знания. В пределах этой системы рассудок оперирует опытными данными, упорядочивает их в соответствии с имеющимися правилами, классифицирует явления. Рассудок обеспечивает решение привычных познавательных задач.      Разум — высшая форма теоретического явления действительности. Здесь анализируется содержание и природа понятий. Здесь проявляется творческая активность субъекта познания: мир рассматривается не только таким, какой он есть, но и таким, каким он может быть. В каждой системе знаний разум стремится найти противоречия, что приводит к необходимости построения новой системы знаний.          Грань между рассудком и разумом условна: рассудочное мышление, выдвигая новые идеи, переходит в разумное, а разумное, достигнув известной зрелости, становится рассудочным.       Историческое противостояние либо чувства — либо абстрактное мышление решается путем синтеза чувственного и абстрактного отражения действительности благодаря деятельностно-активному отношению человека к окружающему миру.         Гносеология рассматривает специфику этих различных видов познавательной деятельности человека, но только лишь в плане получения истины.            Философия выделяет два различных уровня познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание. Связь субъекта познания с объективной реальностью происходит, прежде всего, с помощью ощущений. Какой-то предмет внешнего мира воздействует на наши органы чувств, и у нас возникает ощущение — субъективный образ внешнего мира. Чувственное познание неспособно проникнуть в природу вещей. 
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. 
         1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств. 
        2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность. 
        3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.                      Внешние стороны предметов и явлений мы познаем с помощью чувств, но общее в предметах и явлениях, существенное мы постигаем с помощью мышления.           Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории. 
         1. понятие – мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия. 
        2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. 
        3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых. 
        4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию. 
       5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.     Следует заметить, что в сознании человека чувственное и рациональное тесно переплетены.       Многие успешные люди, заработавшие свои миллионы, добившиеся больших высот в какой либо сфере, безошибочное принятие решений, в различных ситуациях, приписывали своей интуиции. На вопросы журналистов о принятии судьбоносных решений, оказавшимися для них удачными, они признаются в силе и развитости своей интуиции. Для них интуиция это не волшебная палочка, это внутренний голос оценивающий ситуацию, подсказывающий правильность принятия решений.   В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные  (последние производятся различными участками мозга на основе определенных биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от сознания и воли человека). Творческо-внерациональная сторона процесса познания представлена различными психологическими и иррациональными факторами – такими как воля, фантазия, воображение, эмоции, интуиция и т.д. Особенно важную роль в процессе познания (и прежде всего научного), творчества играет интуиция.           Интуиция– способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Источник и сущность интуиции в разных философских концепциях рассматривается по-разному.             Как непосредственный момент познания интуиция объединяет чувственное и рациональное. Интуиция не осуществляется в логически развернутом и доказательном виде: субъект познания, казалось бы, мгновенно охватывает мыслью сложную ситуацию и происходит «озарение». Роль интуиции переоценить сложно. Ведь она является советником не только в принятии деловых и личных решений, но и в научном познании.  Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.      В процессе интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на определенном этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактным и чувственным знанием  внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к своеобразному «озарению», которое воспринимается как открытие, как «высвечивание» того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.       Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное; объясняется ее сложность тем, что в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помощью которых он делается.           Интуиция – особый тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления совершаются в сознании более-менее бессознательно, но предельно ясно осознается итог мысли – истина. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в своей правоте (истинности знания) других и самого себя.      Интуиция — это способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательства, путем прямого умозрения. Феномен интуиции на сегодня изучен явно недостаточно.

 

Список использованной литературы:

1. П.В. Алексеев, А.В.Панин. Философия: учебник (3-е изд.): 
М.: ТК Велби, Проспект 2005г.

2.В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В.Бугай. История философии: Учебник для вузов: М.: Академический Проект 2005г.

3.В.Н. Лавриненко. Философия: Учебник (2-е изд., испр. и доп.) 
  M.: Юристъ 2004г.

5.Г.А.  Торгашев. Основы Философии. Курс лекций

М.: Директ-Медиа  Паблишинг, 2007г.

6. А.В.Фирсов. История философии для студентов вузов

Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

                                                                                                         15.12.2011

 


Информация о работе Философия познания