ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра гуманитарных
основ государственной службы
(кафедра)
ФИЛОСОФИЯ
(дисциплина)
Письменное
контрольное задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
Студент |
БердниковаТ.И. |
Группа |
11436 |
Дата |
15.12.2011г. |
Подпись |
Бердникова
Т.И. |
|
|
Преподаватель |
Соломкина А.А |
Дата |
|
Оценка |
|
Подпись |
|
Новосибирск
2011
Инструкция
по выполнению письменного контрольного
задания
Прежде чем
приступить к выполнению ПКЗ тщательно
проработайте все задания УМК
для дистанционного обучения и всю
дополнительную литературу. Вам необходимо
выполнить одну тему из всех предложенных.
Тема
1. Философия, ее предмет, функции и
генезис.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Наиболее существенные особенности мифологических, религиозных и философских представлений о мире.
- В чем сходство и различие между философией и наукой?
- Каковы функции философии в духовной жизни общества?
- В чем отличие философской методологии от методов естественных наук?
- Являются ли ценностные установки ученого (например, его философские или религиозные взгляды) фактором, воздействующем на ход и результаты научного исследования?
- Основные подразделения философского знания, их тематические и функциональные характеристики.
Тема
2. Онтология.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Основные формы бытия.
- Различия между монизмом и дуализмом как субстанциональной основе мира.
- Этапы развития представлений о материи в истории философии.
- Основные формы движения материи. Движение и развитие.
- Концепции пространства и времени в современной философии и науке.
Тема
3. Диалектика.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Принципы диалектики.
- Виды причинно-следственных связей. Прямые и обратные связи.
- Развитие и саморазвитие как форма существования сложных систем. Прогресс и регресс.
- Основные категории диалектики.
- Общие диалектические закономерности развития мира.
Тема
4. Философская антропология (учение о человеке).
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Проблема человека в философии Сократа и Аристотеля.
- Проблема человека в философии XVIII в.
- Проблема человека в философии марксизма.
- Роль субъективного фактора в истории.
Тема
5. Философия познания.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
- Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
- Соотношение чувственного и рационального в познании.
- Роль интуиции в познании мира.
Тема
6.Этика.
- Происхождение и функции морали.
- Нравственное сознание. Его уровни. Нравственные идеи, нормы и принципы, нравственные чувства.
- Соотношение морали и экономики, морали и политики, морали и права.
- Этическое учение И.Канта.
- Проблема свободы и ответственности человека.
Тема
7. Социальная философия.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Основные параметры общества, его структура.
- Движущие силы общественного развития. Проблема прогресса человечества.
- Исторические формы (самоорганизации общественной жизни).
- Типы концепций общественно-исторического развития.
- Перспективы решения глобальных проблем человечества в рамках концепции устойчивого развития.
Тема
8. Античная философия.
- Философия милетской школы.
- Гераклит и элейская школа о диалектике.
- Философия Платона.
- Философия Аристотеля.
- Философия Демокрита.
Тема
9. Средневековая философия.
- Религия как форма общественного сознания.
- Философия св. Августина.
- Философия Фомы Аквинского.
- Фома Аквинский о соотношении веры и разума.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Тема
10. Философия Нового времени.
- Философия Ф.Бекона.
- Философия Р.Декарта.
- Философия Г.Гоббса.
- Философия Б.Спинозы.
- Борьба эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
Тема
11. Немецкая классическая философия.
- И.Кант о познании.
- Объективный идеализм Г.Гегеля.
- Учение Г.Гегеля о диалектике.
- Антропологизм Л.Фейербаха.
- Философский материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
Тема
12. Философия XIX – XX в.в.
- Философия позитивизма.
- Философия экзистенциализма.
- Проблема личности в экзистенциализме.
- Проблема свободы в экзистенциализме.
Тема
13. Русская философия.
- Общая характеристика русской философии. Отличие ее от западной.
- Борьба славянофилов и западников в русской философии первой половины XIX в.
- Проблема всеединства в философии В.Соловьева.
- Проблема веры и разума в русской философии конца XIX – начала XX в.в.
- Философия русского космизма (Радищев, Федоров, Циолковский, Вернадский).
Ответ: Тема 5. Философия
познания.
Назовите и
кратко охарактеризуйте:
- Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
- Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
- Соотношение чувственного и рационального в познании.
- Роль интуиции в познании мира.
Философия
познания.
В системе многообразных
форм отношения человека к миру важное
место занимает познание или приобретение
знания об окружающем человека мире, его
природе и структуре, закономерностях
развития, а также о самом человеке и человеческом
обществе. Познание – это процесс получения
человеком нового знания, открытие неизвестного
ранее. Познание является одним из важнейших
видов деятельности человека. Во все времена
люди стремились познать окружающий мир,
общество и самих себя. Результативность
познания достигается в первую очередь
активной ролью человека в этом процессе,
чем и вызвана необходимость его философского
рассмотрения. Иными словами, речь идет
о выяснении предпосылок и обстоятельств,
условий продвижения к истине, овладением
для этого необходимыми методами и понятиями.
Познавательную деятельность изучает
особая область философии, которая называется
теорией познания, или гносеологией. Гносеология
- раздел философии, в котором определяются
предпосылки познания, исследуются его
возможности, выявляется степень его достоверности.
Существуют различные виды познания мира:
художественное, научное, религиозное.
Результаты познания остаются не только
в сознании конкретного, что-либо познавшего
человека, но и передаются из поколения
в поколения, главным образом, с помощью
материальных носителей информации –
книг, рисунков, объектов материальной
культуры. Если рассматривать процесс
научного познания в целом как системное
образование, то в качестве его элементов
в первую очередь следует выделить субъект
и объект познания. Субъект познания –
это носитель предметно-практической
деятельности и познания, источник познавательной
активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать
как отдельный человек, так и различные
социальные группы. Успешная познавательная
деятельность может быть осуществлена
при условии активной роли субъекта в
познавательном процессе. Объект познания
– это то, что противостоит субъекту, на
что направлена его практическая и познавательная
деятельность. Объектом познания могут
быть как материальные образования, так
и социальные явления. Результаты познания
также могут стать объектом познания.
Таким образом, объектами становятся существующие
независимо от человека вещи, явления,
процессы, которые осваиваются либо в
ходе практической деятельности, либо
в ходе познания. В этой связи ясно, что
понятия объекта и предмета отличаются
друг от друга. Предмет есть лишь одна
сторона объекта, на которую направлено
внимание какой-либо науки.
Познавательные
способности человека связаны, прежде
всего, с органами чувств. Человеческий организм
имеет экстерорецептивную систему, направленную
на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние,
кожная чувствительность), и интерорецептивную
систему, связанную с сигналами о внутреннем
физиологическом состоянии организма. Основания
объединять все эти способности в одну
группу и называть все это способностью
к чувственному отражению действительности,
или "чувственным", имеются: эти способности
заключены в органах чувств человека. Познание
осуществляется как переход от незнания
к знанию, от знания менее глубокого к
более глубокому, как движение к истине.
Этот процесс содержит множество моментов,
сторон, отношений, необходимо связанных
друг с другом. На уровне рассудка человек
оперирует абстракциями, не вникая в их
содержание, в пределах заданной схемы. Есть
система уже сложившегося знания. В пределах
этой системы рассудок оперирует опытными
данными, упорядочивает их в соответствии
с имеющимися правилами, классифицирует
явления. Рассудок обеспечивает решение
привычных познавательных задач. Разум
— высшая форма теоретического явления
действительности. Здесь анализируется
содержание и природа понятий. Здесь проявляется
творческая активность субъекта познания:
мир рассматривается не только таким,
какой он есть, но и таким, каким он может
быть. В каждой системе знаний разум стремится
найти противоречия, что приводит к необходимости
построения новой системы знаний. Грань
между рассудком и разумом условна: рассудочное
мышление, выдвигая новые идеи, переходит
в разумное, а разумное, достигнув известной
зрелости, становится рассудочным. Историческое
противостояние либо чувства — либо абстрактное
мышление решается путем синтеза чувственного
и абстрактного отражения действительности
благодаря деятельностно-активному отношению
человека к окружающему миру. Гносеология
рассматривает специфику этих различных
видов познавательной деятельности человека,
но только лишь в плане получения истины. Философия
выделяет два различных уровня познания:
чувственное и рациональное. Чувственное
познание. Связь субъекта познания с объективной
реальностью происходит, прежде всего,
с помощью ощущений. Какой-то предмет внешнего
мира воздействует на наши органы чувств,
и у нас возникает ощущение — субъективный
образ внешнего мира. Чувственное познание
неспособно проникнуть в природу вещей.
Основные формы чувственного познания:
ощущения, восприятия, представления.
1. ощущение – элементарный психический
процесс, состоящий в запечатлении отдельных
свойств предметов и явлений материального
мира в момент их непосредственного воздействия
на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в
сознании предметов и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Наиболее
важные особенности восприятия: предметность,
целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью
образы предметов, когда-то воздействовавших
на органы чувств. В отличие от ощущений
и восприятий для представлений не нужно
непосредственного контакта органов чувств
с предметом. Внешние стороны предметов
и явлений мы познаем с помощью чувств,
но общее в предметах и явлениях, существенное
мы постигаем с помощью мышления. Рациональное
познание в основном сводится к понятийному
абстрактному мышлению. Абстрактное мышление
представляет собой целенаправленное
и обобщенное воспроизведение в идеальной
форме существенных и закономерных свойств,
связей и отношения вещей. Основные формы
рационального познания: понятия, умозаключения,
гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в
котором обобщаются предметы некоторого
класса по определению совокупности признаков.
Обобщение осуществляется за счет абстрагирования,
т.е отвлечения от несущественных, специфических
особенностей предметов. В отличие от
ощущений и восприятий понятия лишены
чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством
связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
3. умозаключение – рассуждение, в ходе
которого из одного или нескольких суждений
выводится новое суждение, логически следующее
из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение,
имеющее целью дать предварительное объяснение
какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная
опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного
знания, дающая целостное представление
о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности. Следует
заметить, что в сознании человека чувственное
и рациональное тесно переплетены. Многие
успешные люди, заработавшие свои миллионы,
добившиеся больших высот в какой либо
сфере, безошибочное принятие решений,
в различных ситуациях, приписывали своей
интуиции. На вопросы журналистов о принятии
судьбоносных решений, оказавшимися для
них удачными, они признаются в силе и
развитости своей интуиции. Для них интуиция
это не волшебная палочка, это внутренний
голос оценивающий ситуацию, подсказывающий
правильность принятия решений. В процессе
познания наряду с рациональными операциями
и процедурами участвуют и нерациональные
(последние производятся различными участками
мозга на основе определенных биосоциальных
закономерностей, которые действуют независимо
от сознания и воли человека). Творческо-внерациональная
сторона процесса познания представлена
различными психологическими и иррациональными
факторами – такими как воля, фантазия,
воображение, эмоции, интуиция и т.д. Особенно
важную роль в процессе познания (и прежде
всего научного), творчества играет интуиция.
Интуиция– способность постижения истины
путем прямого ее усмотрения без обоснования
с помощью доказательства. Источник и
сущность интуиции в разных философских
концепциях рассматривается по-разному.
Как непосредственный момент познания
интуиция объединяет чувственное и рациональное.
Интуиция не осуществляется в логически
развернутом и доказательном виде: субъект
познания, казалось бы, мгновенно охватывает
мыслью сложную ситуацию и происходит
«озарение». Роль интуиции переоценить
сложно. Ведь она является советником
не только в принятии деловых и личных
решений, но и в научном познании. Роль
интуиции особенно велика там, где необходим
выход за пределы приемов познания для
проникновения в неведомое. В процессе
интуиции совершаются сложные функциональные
переходы, в которых на определенном этапе
разрозненная деятельность по оперированию
абстрактным и чувственным знанием
внезапно объединяется, приводя к получению
искомого результата, к своеобразному
«озарению», которое воспринимается как
открытие, как «высвечивание» того, что
ранее находилось во мраке бессознательной
деятельности. Интуиция не есть нечто
неразумное или сверхразумное; объясняется
ее сложность тем, что в процессе интуитивного
познания не осознаются все те признаки,
по которым осуществляется вывод, и те
приемы, с помощью которых он делается.
Интуиция – особый тип мышления, при котором
отдельные звенья процесса мышления совершаются
в сознании более-менее бессознательно,
но предельно ясно осознается итог мысли
– истина. Интуиции достаточно для усмотрения
истины, но ее недостаточно, чтобы убедить
в своей правоте (истинности знания) других
и самого себя. Интуиция — это способность
непосредственного постижения истины
без обоснования с помощью доказательства,
путем прямого умозрения. Феномен интуиции
на сегодня изучен явно недостаточно.
Список использованной
литературы:
1. П.В. Алексеев, А.В.Панин. Философия:
учебник (3-е изд.):
М.: ТК Велби, Проспект 2005г.
2.В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В.Бугай.
История философии: Учебник для вузов: М.:
Академический Проект 2005г.
3.В.Н. Лавриненко. Философия:
Учебник (2-е изд., испр. и доп.)
M.: Юристъ 2004г.
5.Г.А. Торгашев. Основы Философии.
Курс лекций
М.: Директ-Медиа
Паблишинг, 2007г.
6. А.В.Фирсов. История философии
для студентов вузов
Ростов н/Д.:
Феникс, 2006г.
15.12.2011