Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:20, контрольная работа
1. Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
2. Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
3. Соотношение чувственного и рационального в познании.
4. Роль интуиции в познании мира.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра гуманитарных основ государственной службы
Философия
______________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент | |
Группа | |
Дата | |
Преподаватель | |
Новосибирск 2013 г
Прежде чем приступить к выполнению ПКЗ тщательно проработайте все задания УМК для дистанционного обучения и всю дополнительную литературу. Вам необходимо выполнить одну тему из всех предложенных.
Тема 5. Философия познания.
Назовите и кратко охарактеризуйте:
- Гносеология «теория познания» - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия достоверности и истинности, границы и пределы познания, т.е. предметом гносеологии является само познание.
Познание - это общественно – исторический процесс деятельности человека, совокупность процедур и методов, формирующих его знания о явлениях и закономерностях объективного мира.
Субъект познания – это носитель предметно- практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленная на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как индивид, так и общество (группа общества) в целом.
Объект познания – это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность субъекта. Объектом познания может быть что угодно: от живых микроорганизмов до каких – либо сложных физических явлений.
- Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств.
Кант выделил три познавательные способности человека:
1) чувственность;
2) рассудок;
3) разум.
Теорию чувств, по его мнению, раскрывает эстетика (от греч. чувство, ощущение). Из неё мы узнаём, что чувство, через ощущение и созерцание феноменов, формирует в нас опыт. В основе чувства лежат доопытные «чистые» «внереальные» формы – пространство и время. С этими формами мы соизмеряем апостериорное знание, то есть знание полученное из опыта. Именно на уровне чувственного познания в человеке, таким образом, сталкиваются трансцендентальная идеальность (трансцендентальная – лежащая за пределами действительности) и эмпирическая реальность «вещи в себе». По мнению Канта, пространство и время чувственного опыта выражены в геометрии и математике, посредством которых созерцаются данные формы.
Рассудку, в философии Канта, отводится роль обдумывания данных. Наукой о рассудке является логика, которая делится: 1) общая или формальная – исследует формы мысли, законы мышления отвлечённо от их содержания; 2) трансцендентальная – направлена на поиск априорных основ мышления. Кант выделил следующие доопытные категории, которые лежат в основе суждений (всего Кант называл 12 видов суждений и соответственно выделил 12 типов категорий): 1) количество (единство, множество, целое); 2) качество (реальность, отрицание, ограничение); 3) отношение (присущность и самостоятельное существование (субстанция и акциденция (случайное, несущее свойство предмета)), причинность, зависимость, обобщение (активного и пассивного)); Модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимое – случайное). Именно эти априорные категории позволяют субъекту, посредством соответствующих суждений, превратить модусы, проявления бытия в модусы мышления. При помощи подобных категорий рассудок классифицирует, распределяет данные опыта. Благодаря рассудку мы можем говорить об оформлении и формировании опыта. Подобная взаимосвязь опыта и рассудка также показывает, что эмпирическое зависит от «субъективных» категорий и не определяет рассудочное. Также следует упомянуть, что Кант отводил для реализации рассудка область естественных наук.
- Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувство и разум. В соответствии с этим выделяются 2 способа познания: чувственный и рациональный.
В рамках ставшего традиционным сопоставления чувственного и рационального познания, как правило, исследуются их формы (ступени).
Чувственное познание протекает
в формах ощущения, восприятия и представления.
В качестве ступеней рационального познания
называют понятие, суждение, умозаключение.
Оценивая эту традицию, необходимо обратить
внимание на современные представления
о том, что, по меньшей мере, часть ощущений
формируется под влиянием лингво-понятийной
структуры сознания. В этих условиях противопоставление
чувственного и рационального познания,
а также описание процесса познания как
перехода от живого созерцания (чувственного
познания) к абстрактному мышлению (рациональному
познанию) выглядит упрощением картины
познавательного процесса. Представляется
более корректным рассматривать чувственное
и рациональное как познавательные способности
человека, а не как самостоятельные способы
познания.
Традиция противопоставления чувственного
и рационального познания, тем не менее,
базируется на принципиальной разнице
между ощущением и понятием, которую обнаружили
уже античные философы. Ощущения принадлежат
только конкретному субъекту И относятся
лишь к отдельным свойствам объектов,
они изменчивы и преходящи. – В противоположность
им понятия являются общими для ряда субъектов,
в них зафиксированы общие свойства предметов,
в силу чего они более устойчивы и даже
кажутся неизменными, поскольку заметить
изменения понятий можно, лишь применяя
принцип историзма и рассматривая большие
промежутки времени. Резкое противопоставление
чувственного и рационального привело
к вопросу о том, какой из двух видов познания
является достоверным. В законченном виде
дилемма чувственного и рационального
познания выразилась в противостоянии
сенсуализма и рационализма Нового времени.
Сенсуалисты считали, что все знание производится
на основе ощущений, поэтому чувственное
познание является достоверным (Сенсуализм,
признающий ощущения единственным источником
знания, близок, но не совпадает с эмпиризмом,
который в качестве источника познания
рассматривает опыт.). Рационалисты не
отрицали роль ощущений в познании, но
вместе :с тем полагали, что именно разум
придает знанию характер всеобщности
и необходимости. Поскольку разум производит
знание, а не мнение, рациональное, а не
чувственное познание является достоверным.
Основываясь на сенсуалистическом представлении
о том, что все знание происходит из ощущений,
скептики делают вывод о непознаваемости
мира. Относительность чувственного знания,
его принадлежность конкретному субъекту
свидетельствует, с точки зрения скептицизма,
о недостоверности любого познания, об
отсутствии или недоступности истины
как таковой.
- Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Характеризуется непосредственным усмотрением истины.
Два основных подхода к пониманию
интуиции:
1) Интуиция — основа познания, она схватывает
предмет в его сущности и затем человек
с помощью логики разрабатывает открытое,
дальше, строя на изначальной интуиции
развернутое «древо» знаний.
2) Интуиция — как результат долгой внутренней
работы ума, в условиях недостатка информации,
как «озарение», на основе накопления
внутреннего опыта человека. Такая интуиция
носит вспомогательный характер.
Скорее всего в познании человека участвуют
оба рода интуиции
В результате создания Аристотелем силлогистики,
выявляющей условия, при которых из рядя
высказываний с необходимостью следует
повое, наука, развивающаяся по принципу
получения нового рационального знания,
долгое время питалась надеждой на создание
логики, способной снабдить любого здравомыслящего
человека интеллектуальной машиной«по
добыванию новых результатов. Эта надежда
вдохновляла Ф. Бекона. Р. Декарта, Г. Лейбница,
позднее Дж. Милля, ставшего апологетом
индукции в XIX столетии.
Но новые открытия делались не на обобщении
опыта и последующем выведении закономерностей.
Важнейшие открытия возникали как интуиция,
выдвигались как гипотезы, источник которых
вряд ли кто-нибудь может указать, а затем
из гипотезы, дедуктивным путем выводились
положения, доступные контролю в эксперименте,
и вот здесь, на гораздо более низком уровне
мышления, вновь подключалась логика для
проверки результатов.
По сути дела, двигателем науки и любого
познания являются идеи, возможно в виде
гипотезы, которые появляются в сознании
ученого вдруг, как Откровение, как осенение,
как рождение человека или произведения
искусства — вот этот акт является важнейшим
для любого постижения человеком мира.
И наверное больше всего здесь и подходит
термин интуиция — с разными эпитетами
— интеллектуальная, мистическая, чувственная
и пр.
Интуиция основополагающее понятие для
человеческого познания, она может иметь
как трансцендентный, так и трансцендентальный
характер. Опытом постижения трансцендентного
характера интуиции в наибольшей степени
обладает религия, затем искусство, а ее
трансцендентальный смысл постигают философия,
искусство, наука с ее понятиями архетипов
и других форм бессознательного и т. д.