Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:38, реферат
Философия права - это одна из областей общетеоретических правовых знаний. Она предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназнчения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей. данная научная дисциплина может строиться в двух науковедческих плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:
- в качестве исконно-философской дисциплины,
-в качестве интегрированной, философско-правовой области знаний
Введение
История философии права
Предмет, объект, методы и функции философии права
Философия права в системе наук
Место философии права в системе социальных наук
Философия права в системе философии и юриспруденции
Проблема дисциплинарного статуса философии права
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Юридический факультет
Кафедра философии и политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия права»
на тему: «Философия права и системе наук»
2015 г. Нижний Новгород
План:
Введение
Список литературы
Введение
Философия права - это одна из областей общетеоретических правовых знаний. Она предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназнчения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей. данная научная дисциплина может строиться в двух науковедческих плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:
- в качестве исконно-
-в качестве интегрированной, философско-правовой области знаний
Философия как и всякая наука, призвана строиться безотносительно и независимо от политики, практических целей, тех интересов, во имя которых могут быть использованы философские положения. Право - институт практики, острых жизненных проблем. Оно так тесно сопряжено с практической жизнью людей, их жизненными интересами, самими основами экономического, политического, духовного господства в обществе, и что особенно существенно - с политической, государственной властью, что проникновение идеологических начал в философские , разработки правовых проблем может быть отмечено на всех ступенях развития правоведения, осуществляемых в ее рамках и на ее материале философских исследований.
В поле ее зрения находится фундаментальная проблема - теория правореализации, законности и правопорядка. Она не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении требований законности и упрочения режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов. Предметный статус философии права определяется посредством выяснения того, каков статус философии права в иерархии юридических наук. Этот статус обусловлен, прежде всего, потенциальной возможностью философии права быть методологическим ориентиром по отношению к правовому знанию в целом. В то же время философия права, согласно позициям ведущих ученых (А.Д. Керимов, С.С. Алексеев и др.), входит в качестве структурного блока в общую теорию права, наряду с социологией права. Вместе оба эти структурных блока являются основаниями общей теории права, по сути, являясь методологической основой для юридических дисциплин специального, отраслевого уровня.
Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин - юридической науки и философии. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к пониманию и трактовке права. В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д. В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.
Философия права имеет давнюю и богатую историю. Философия права возникает в рамках философии с момента появления первых попыток философского осмысления государства и права (наиболее рельефно в Древней Греции) и получает статус самостоятельной научной и учебной дисциплины в начале XIX в. Ключевую роль в этом процессе сыграла "Философия права" Гегеля, ставшая на долгие годы эталоном формы, структуры и даже стиля изложения. Для многих авторов и на Западе, и у нас это сочинение продолжает и по сей день оставаться образцом для подражания. Первоначально термин "философия права" появляется в юридической науке. Так, уже известный немецкий юрист Густав фон Гуго (1764-1844),предтеча исторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".
А философия права и история права составляют
соответственно "разумную основу научного
познания права" и образуют "ученую,
либеральную юриспруденцию (элегантную
юриспруденцию)". Широкое распространение
термина "философия права" связано
с гегелевской работой "Философия права"
(1820) ("Естественное право и наука о государстве
в очерках. Основы философии права").
Философия права, согласно Г.В.Ф. Гегелю(1770-1831), это философская дисциплина, а
не юридическая, как у Гуго. В соответствии
с этим предмет философии права Гегель
формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление".
Восходящие соответственно к Гуго и к
Гегелю два подхода к вопросу об определении
дисциплинарного характера философии
права в качестве юридической или философской
науки получили свое дальнейшее развитие
в философско-правовых исследованиях
ХIХ-ХХ вв. С последней трети XIX в. и весь
XX в. философия права переходит от философов
к юристам и развивается в основном как
часть юриспруденции, а не философии. Она
читается в основном на юридических, а
не философских факультетах. Важно отметить,
что в XIX и XX вв. философия права, развиваемая
на основе метафизики, имеет место главным
образом в немецкоязычной литературе
- Германии, Австрии и Швейцарии.
В России философия права складывается
под определяющим влиянием немецкой философии
права в лице Канта, Гегеля и Фихте (например,
труды Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Е.Н.
Трубецкого, П.И. Новгородцева, И.В. Михайловского,
Б.П. Вышеславцева, А.С. Ященко и многих
других). Отечественные авторы (дореволюционные,
советские, постсоветские) под философией
права понимали и продолжают понимать,
как правило, именно немецкие образцы.
Данный факт всегда следует иметь в виду
при оценке отечественной философско-правовой
литературы и просто мнений российских
философов и юристов о философии права,
ее предмете, содержании, стиле изложения.
Кстати сказать, общая теория права в России
также развивалась под преобладающим
влиянием немецких юристов.
В советский период философия права растворяется
в марксистско-ленинской общей теории
государства и права. Вместе с тем нельзя
сказать, что философско-правовые исследования
в советском обществоведении отсутствовали.
Да, профильных работ со специальным названием
"философия права" практически не
было (исключение, видимо, составляли работы
Д.А. Керимова), но были многочисленные
исследования, где политико-правовые проблемы
освещались на подлинно философском уровне.
Философия права существовала также в
форме истории политических и правовых
учений. Кроме того, следует иметь в виду,
что сама марксистская методология, идущая
во многом от Гегеля, настраивала советских
юристов и философов на высокий уровень
теоретического мышления и подлинно философских
обобщений. Так что философско-правовая
культура в нашей стране в той или иной
форме поддерживалась.
После 1991 г., когда закончился советский
идеологический монополизм, стали появляться
специализированные работы по философии
права под соответствующими названиями.
Казалось бы, это отрадный факт, говорящий
о восстановлении утраченной традиции
и хорошем творческом потенциале наших
специалистов. Отчасти, наверно, так оно
и есть. Вместе с тем ситуация с философией
права в нашей юридической и философской
среде не так однозначна. Как это ни покажется
парадоксальным, но современное положение
дел сходно с тем, что было в России сто
лет назад. Вот что писал выдающийся юрист
Г.Ф. Шершеневич в начале XX в., характеризуя
русскую философию права: "На философию
права оказало влияние одно важное обстоятельство
- это историческое разобщение между философией
права и юридическими науками. В то время
как юристы занимались исключительно
толкованием и систематизированием норм
положительного права, философия права
разрабатывалась по преимуществу лицами,
весьма мало или даже вовсе не причастными
к правоведению. Одни изучали право, как
оно дано им в нормах, не задаваясь мыслью
о том, каким оно должно быть и даже может
ли оно быть иным, а философы создавали
идеальное право, не зная, что такое право
в действительной жизни и как применяются
его нормы. Эта разобщенность продолжается,
к сожалению, и доныне. Философы не желают
сходить с неба на землю, а юристы не хотят
поднять своих глаз от земли повыше. Такое
положение вещей отражается в высшей степени
вредно как на правоведении, ослабляя
его теоретическую ценность, так и на философии
права, подрывая ее практическое значение.
Дело доходит до того, что приходится отстаивать
перед юристами философию права
Великий немецкий философ И. Кант писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» Правосознание, правосудие, правопорядок, правовая культура, свобода в праве, правовое государство и другие правовые составляющие общества и жизненного мира человека делают его правовым существом, свободно пользующимся разумом и волей. Философия права — наука о том, как достигнуть всеобщего правового гражданского общества, привести в соответствие нравственность и право на основе условия «человек — не средство, а цель». Человек нуждается в философской науке о праве, утверждающей, что свобода, справедливость, истинное и общее благо, равенство, ответственность, творчество как экзистенциалы его личностного бытия необходимы и являются экзистенциалами бытия другого человека. Роль философии права как любви к мудрости состоит в том, чтобы человек начал относиться к праву людей как к самому дорогому, что у них есть на Земле; дорожил и отстаивал права, «от которых он не может отказаться, если бы даже и хотел». Философия права как философское и юридическое знание Право — высший принцип, из которого должно исходить государство, организуя общество и жизненный мир человека. Согласование сущего и должного, теории и практики — одна из главных идей философии права. Философия права — это научная отрасль знания. Ее характеристика как науки дает основание считать философию права как философским, так и юридическим знанием. Прежде, чем мы начнем исследование этого положения, обратим внимание на то, что в любом исследовании присутствует объект и предмет, различающиеся по логическому объему: объект шире предмета. Так, человек как объект интересует десятки аналитиков, для которых в нем находится свой пред- мет исследования. Например, человека изучают с точки зрения морфологии, анатомии, физиологии, психологии (детской, под- ростковой, индивидуальной и социальной) и т.п. Следует отметить, что предмет науки связан не только с определенной системой взаимодействующих элементов в данном объекте, но в первую очередь с ее объективными за- конами, не зависимыми от сознания ученого. Отрасль знания приобретает статус науки, когда она открывает законы возникновения, развития, функционирования системы, их элементов и структур, принадлежащих данному объекту. Юридические науки в исследованиях сталкиваются с необходимостью всестороннего рассмотрения правовой реальности. Они обращаются к системам жизненного мира человека («человек — природа», «человек — человек», «человек — общество», «человек — его “Я”»), а также к основным элементам правовой реальности как системы (правоотношениям, правосознанию, правовой культуре). Интеграционное основание этих основных элементов — право и юридические законы. Законы в юридических науках разрабатываются на основе юридических, социально-гуманитарных и философских знаний. Эти знания объединяет философия права, поэтому она в первую очередь представляет собой единство философского и юридического знания. Понятие «закон» выработано философией. В нем нуждается наука, все ее отрасли. Как известно, закон — это идентичные, повторяющиеся, существенные, общие, необходимые связи и отношения материальных и духовных явлений. В каждой науке есть универсальные постулаты и принципы, которые могут быть осмыслены лишь с опорой на философию. Для физики это проблемы времени, пространства, бытия, материального и идеального; для медицины — аспекты здоровья, жизни, смерти; для юриспруденции — соотношения объективного и субъективного, законного и незаконного, справедливого и несправедливого, правосудного и неправо- судного, материального и духовного, существенного и несущественного, случайного и необходимого, возможного и действительного и т.д. На основе «запросов» частных наук в них формируется определенный «слой» философии, предмет которой, однако, перестает быть чисто философским: рассматриваются свои теории, но под специфическим, философским, углом зрения, а именно с позиции всеобщего. Появляются философские отрасли наук: философия экономики, философия естествознания, философия физики, философия медицины, философия биологии, философия психологии и т.п. Уже обрели статус самостоятельных дисциплин логика, психология, этика, эстетика, социология, философская антропология, философская аксиология. Вероятно, самостоятельными философскими междисциплинарными науками станут философия политики, философия войны и мира, философия религии и пр. В этом ряду находится и философия права.
Исходя из объекта и предмета исследования отечественные юристы определяют философию права как общетеоретическую юридическую дисциплину. Объект философии права — право и юридические законы; предмет — понятие права, смысл права, его место в мире. Особое место, занимаемое философией права в мире, придает учению о праве философский характер. Большинство юристов считают, что изучаемая нами наука занята поиском истины в праве. Истина в праве дана в позитивном праве, под которым пони- мают властно признанные источники действующего права (за- коны, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т.д.), а также официальные установления, наделенные законной силой, т.е. обобщенно говоря — за- кон. Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитив- ному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вари- антах юридического позитивизма и легитизма. В рамках этой концепции истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официального установителя позитивного права. Эта позиция не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте — в данном случае о праве. Размышления о позитивном праве порождают ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного правопонимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно), объективные, основания законотворчества? Справедливо ли право и в чем состоит его справедливость? Всякий ли закон является правом или воз- можно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону и правовому государству? Таким образом возникает проблема различения и соотношения (совпадения и несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для правопонимания и обозначает предметное поле философии права. Широкое распространение понятия «философия права» связано с одноименным трудом Г. В. Ф. Гегеля — «Философия права» (1820), который повлиял на последующие труды ученых и не потерял значения до наших дней. Понятие «естественное право» как обозначение (по старой традиции) философскоправового подхода осталось до сих пор. Неслучайно упомянутое произведение Гегеля увидело свет со следующим двойным названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Философией права, согласно Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии, поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». Предмет философии права Гегель сформулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Задача философии права состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. И это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки восходят соответственно к Гуго и Гегелю. Эти подходы получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX—XX — начала ХХI вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали версии философского правопонимания. Применительно к XIX—XX — началу ХХI вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, различных направлениях христианской философской мысли, феноменологии, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма, марксизма и др. В современной отечественной философии права существует несколько точек зрения на предмет философии права. Так, например, в учебнике «Философия права» В. С. Нерсесянц утверждает, что предметом философии права являются смысл права, его сущность и понятие. В. П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Для Д. А. Керимова философия права исследует и создает логическую модель генезиса права посредством «системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде»1. Вышеназванные определения предмета философии права исходят из раскрытия не сущности правовой реальности, а ее содержания и функций права. Определение понятия, вытекающее из содержания явления, всегда представляет собой не что иное, как неполное, частичное «схватывание» сущности или выявление сущности первого, второго порядка, но не той глубинной сущности, которая тождественна закону. Когда Ге- гель в упомянутом произведении пишет о том, что философия права призвана раскрывать «сущность права», он всегда поясняет «идею права», ибо согласно его философии идея — это глубинная сущность любой формы бытия. Гегель показал, что наличное бытие идеи права — это абстрактное право, мораль и нравственность. Таким образом, согласно Гегелю смысл права — это не аксиологическая, а его онтологическая значимость: его место и роль в жизни человека, общества, государства как морального, нравственного и правового основания. Философия права, как любая наука, исследует право не толь- ко как сущность и явление в их различиях и соотношении (со впадении или несовпадении) и искомом единстве, а, прежде всего, ее интересуют наиболее общие принципы правовой реальности и ее познания. При этом правовая реальность — не только позитивное и естественное право и предмет философии права — это не право и закон. В. С. Нерсесянц конкретизирует предмет философии права так: это принцип равенства в его проявлении. Им отмечаются правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, выражающие единую правовую сущность общеправового принципа формального равенства. Такой подход к предмету философии права сужает его до исследовательского поля либертарно-юридической философско-правовой концепции. В то же время в науке должны исследоваться принципы и законы, которые носят объективный характер, а не задаются субъективными измерениями (социально-классовыми, этническими, государственными интересами). Не существует либеральной, демократической или консервативной биологии или физики, так и предмет философии права не должен содержать аспекты мировоззренческого характера. В противном случае о философии права как науке не может быть и речи. Предмет философии права — принципы, которые являются наиболее общими основаниями явлений. Еще Аристотель считал, что философское учение — это наука о наиболее общих основаниях мира и его познания. Философия — это и миро- воззрение, так как интерпретация этих оснований, их детерминационной роли может быть разной у разных философов. Поэтому возникают многочисленные философские воззрения, учения, концепции: материалистические, идеалистические, плюралистические, пантеистические, деистические, теистические, атеистические. Когда вырабатываются философско-правовые концепции, то наряду с философско-мировоззренческими ориентациями они несут в себе социально-политические. Например, либертарно-юридическая трактовка предмета философии права — не научная, а мировоззренческая (буржуазно-либеральная). Неубедительны претензии ее авторов на то, что только их концепция понимания права и предмета философии права наиболее развитая, потому что в ней учтены и в преобразованном виде присутствуют достижения («резоны») предшествующих менее развитых концепций, и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания и изложения. Кроме того, эта трактовка не соответствует требованиям методологии науки. Законы правовой реальности и их познание — вот истинный предмет философии права. Только философия права позволяет понять в правовой реальности соотношение, взаимодействие, взаимодетерминацию объективного и субъективного, материального и идеального, материального и духовного, индивидуального, межиндивидуального и надындивидуального, личностного и массового, социального и биологического, природного и экзистенциального, человеческого и божественного, свободы и ответственности, справедливости и равенства, законного и незаконного интереса, границ и пределов осуществления прав гражданина, личности, человека.