Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:42, реферат
На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного развития российского капитализма происходило соединение рабочего движения с социализмом. В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского, Коркунова и других.[1]
Положение российской буржуазии второй половины XIX в. было весьма противоречивым. Заинтересованная в установлении парламентарных институтов, она из-за боязни революционного крестьянства и пролетариата в то же время мирилась с царизмом. Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма.
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Нижегородский
им. Н. И. Лобачевского»
Факультет управления и предпринимательства
Реферат
Дисциплина: Философия права
Тема: Философия права в России второй половины XIX- начала XXвеков.
Выполнила: ст. гр. 12591-09
Варенова Г.И.
Проверил: Бекарев А.М.
Г. Нижний Новгород
Введение
В истории политической и правовой мысли
России важное место занимают буржуазные
теории второй половины XIX - начала XX века,
представленные такими видными именами,
как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский,
Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский,
Петражицкий и другие.
На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного
развития российского капитализма происходило
соединение рабочего движения с социализмом.
В Россию переместился центр мирового
революционного движения. Рядом с общим
подъемом искусства, литературы, науки
активизировалась буржуазная теория государства
и права. Об этом свидетельствует не только
увеличившийся поток политико-правовой
литературы, но и, прежде всего, восхождение
новых имен общеевропейского масштаба:
Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского,
Коркунова и других.[1]
Положение российской буржуазии второй
половины XIX в. было весьма противоречивым.
Заинтересованная в установлении парламентарных
институтов, она из-за боязни революционного
крестьянства и пролетариата в то же время
мирилась с царизмом. Это служило питательной
почвой политического движения и политической
теории буржуазии-либерализма.
Либерализм в России зарождается еще в
30 -40-х гг. XIX в. в недрах единого оппозиционного
лагеря. Демократизм не противостоял так
резко идеологии либеральной оппозиции.
Передовые люди России поняли, что дни
крепостничества сочтены, и поэтому задумывались
о путях дальнейшего развития страны.
Русские умы разделились во взглядах не
только на будущее, но и на прошлое своей
родины. По контурам скрытого во тьме веков
прошедшего они пытались определить вехи
грядущего. Интерес к истории в значительной
степени подогревался также тем, что в
условиях свирепой цензуры обсуждением
сугубо наукообразных и исторических
проблем было легче завуалировать обсуждение
самодержавно-крепостного строя.
В результате дифференциации оппозиционного
движения в середине 50-х годов в России
складывается либерализм как особое политическое
движение и как доктрина.
Русскому либерализму присуще общие черты
либерализма как буржуазного общественного
и идеологического течения эпохи домонополистического
капитализма: требование ликвидировать
феодальные пережитки в экономике, тормозившие
развитие капитализма; свобода частного
предпринимательства; невмешательство
государства в экономическую сферу; обеспечение
минимума гражданских и политических
свобод; требование конституционной монархии.
Осуществление этой программы расчистило
бы путь развитию буржуазного строя, но
оставило бы значительные привилегии
прежнего господствующего класса, прежде
всего основу его экономической мощи -
крупное помещичье землевладение и первенство
в государственном аппарате.
В движении
русских либералов ярко проявилось стремление
провести мирным путем “сверху” необходимые
для развития капитализма реформы, соглашательство
с правящей верхушкой. Заинтересованные
в преобразованиях либералы, однако, не
были настолько сильны, чтобы вытеснить
другие политические группировки и самостоятельно
осуществить свою программу.
В
80-х годах либералы по прежнему выступали
за самотрансформацию абсолютизма в конституционную
монархию и ограничивались верноподданнейшими
адресами, высочайшее имя, в котором призывали
императора восстановить и развить дух
реформ 60-х годов.
Либерализм сохранил свое значительное
влияние и в период перехода России в империалистическую
стадию в начале XX в. Усиление экономической
мощи буржуазии и в это же время сохранение
самодержавия вызвали в условиях пролетарского
этапа освобождение движения активизации
либерализма.
Глава1. Борис Николаевич Чичерин о праве.
Либеральная мысль зарождалась
в постоянном противостоянии и преодолении
традиций самодержавного и крепостнического
произвола, бюрократической безответственности.
Она была направлена на поддержку и обоснование
дальнейших реформ, на признание за индивидом
права на достойное существование. Одной
из центральных тем либеральной правовой
публицистики стало воспитание уважения
к праву.
После либеральных начинаний Александра I и
обсуждения этой темы в литературе (Сперанский,
Карамзин) малочисленная группа российских
либералов последующих периодов - “Эпохи
великих реформ” и “отката реформ” -
сочетала свои либеральные устремленные
с большой дозой просвещенного консерватизма.
Эта группа могла быть представлена прежде
всего именами Чичерина, Муромцева, Коркунова,
Ковалевского.
Крупнейшей фигурой в либеральной философской
мысли второй половины века был Борис
Николаевич Чичерин (1828 - 1904), автор пятитомника
“История политических учений” (1869 - 1902),
а также ряда фундаментальных работ в
области государствоведения и философии
права - “О народном представительстве”
(1866), “Курс государственной науки” (3
части, 1894 - 1898), “Философия права” (1900).
Активный защитник “великих и прекрасных
реформ” начала царствования Александра II и
сторонник в отдаленной перспективе, Чичерин
- после непродолжительной профессиональной
карьеры в Московском университете (1861
- 1867) - оказался в опале и долгие годы провел
в уединении родового поместья.[2]
Восприняв многие идеи российского западничества,
Чичерин пошел дальше по пути усиления
таких аспектов их доктрины, как приоритетная
роль государства в осуществлении реформ,
парламентарный и конституционный строй,
доктрина “правового государства”, и
тому подобное. Чичерин считая, что главным
конструирующим элементом культуры является
центральная государственная власть,
оттесняющая на второй план сословные
и корпоративные интересы и влияния.
В России особенностью государственного
строя оказалось большее, по сравнению
с Западом, развитие монархической власти
и абсолютизма. Отсутствие сильных феодальных
союзов и слабость буржуазии этому способствовали:
“Историческое значение самодержавной
власти дало ей такую мощь, какой она не
имела ни в одной европейской стране и
перед которой должны были низвергнуть
всякие представительные учреждения”.[3]
Гегелевская философия была одним из основных
факторов при формировании воззрений
Чичерина. Хотя с годами его отношение
к Гегелю претерпевало определенные изменения,
он все же постоянное ориентировался на
основные философско-методологические
положения немецкого мыслителя. При этом
Чичерина более привлекала сама глобальная
система немецкого философа, именно поэтому
его часто называли сторонником правового,
или консервативного гегельянства. Его
магистерская диспозиция, ставшая новым
словом в русской истории и правоведческой
мысли, относится к истокам государственной
школы в русской историографии. Во-первых,
разделяя традиционные западнические
воззрения на особенности русской истории,
он склонен к утверждению общечеловеческого
принципа в мировой истории. Во-вторых,
чрезвычайно важное значение он уделяет
роли государства в историческом процессе.
Сравнивая историю России с западноевропейской,
Чичерин подмечает, что в России многое
учреждалось государственными мерами,
тогда как на Западе те же процессы совершались
без активного вмешательства государства.
С деятельностью государства Чичерин
связывает практически все явления и процессы
общественной жизни России - от оседлости
народонаселения до придания общинам
некоторой юридической определенности.
Устройство русского государства по его
мнению, организовывалось “сверху”. Сам
же факт создания государства он считает
великим и историческим подвигом русского
народа. В-третьих, для Чичерина характерно
особое видение личности на Западе и в
России. В западноевропейской истории
он отмечает ту большую роль, которую играет
личность и созданные благодаря ее развитости
различные союзы. Отличительные черты
русской исторической жизни - чрезмерная
слабость представительного начала, практически
крепостное состояние всех сословий, отсутствие
политических свобод. все это является
результатом личностного начала государству.
К 60-м гг. относятся выход в свет его работы
“О народном представительстве” и подготовка
трехтомного “Курса государственной
науки”, в то время Чичерин пишет пятитомную
“Историю политических учений” и двухтомную
работу “Собственность и государство”.
В этих, а также других работах Чичерин
разрабатывает свою политическую платформу,
которую можно охарактеризовать как классический
либерализм. исходя из понимания свободы
личности как основного принципа общественного
развития, благодаря которому человек
только и может осуществлять свои стремления
к абсолютному (а это составляет ядро его
понимания роли и призвания человека в
мире), он полагает, что условия для осуществления
этого принципа обеспечивают только последовательные либеральные
преобразования. Его конкретная программа
для России состояла в требовании свободы
совести, свободы от крепостного состояния,
свободы общественного мнения, свободы
книгопечатания, свободы преподавания,
публичности всех правительственных действий,
публичности и гласности судопроизводства.
Идеалом государственного устройства
(по крайней мере для России) он считал
конституционную монархию.
Государство, по Чичерину, предстает в
истории союзом народа, связанного законом
в одно юридическое целое и управляемое
верховной властью для общего блага. Частное
благо есть цель не государства, а гражданского
общества. Государство обеспечивает безопасность
и осуществление нравственного порядка,
оно же определяет и защищает права и свободы.
При этом государством определяются права
гражданские, а не так называемые естественные
права.
Сама область естественного права - в отличие
от права положительного - это область
требований правды, справедливости, это
“система общих юридических норм, вытекающих
из человеческого разума долженствующих
служить мерилом и руководством для положительного
законодательства”. справедливость как
общее разумное начало и есть мерило, с
помощью которого разграничивается область
свободы отдельных лиц и устанавливаются
требования законов. Цель социально-политического
развития - избежать крайностей индивидуалистического
анархизма и механического этатизма и
суметь гармонически сочетать личное
и государственное начала, индивидуальную
свободу и общий закон.
Право не сводимо к пользе или к интересу,
его сущность связана со свободой как
индивидуалистическим и априорнометафизическим
Чичерин
чрезвычайно высоко оценивает значения
свободы как постоянного и необходимого
элемента человеческого общежития. свобода
составляет краеугольный камень многих
его определений, относящихся к области
общественных отношений, и сама возможность
развития общества связывается им с принципом
свободы человеческой личности. свобода
устанавливает только формальное, а отнюдь
не материальное равенство. Последнее
вообще неприемлемо для Чичерина, считающего,
что всеобщее равенство не может быть
даже идеалом, потому что оно противоречит
природе вещей и человека. Цель истории,
по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении,
а в общем благе, а это благо заключается
в разнообразии и гармоническом единстве
частей, чему противостояло бы равное
распределение жизненных средств. Необходимым
требованием к государству Чичерин полагает
принципы экономической свободы, осуществление
которых на практике может вести только
к неравенству. Но именно это и составляет
для него движущее начало дальнейшего
развития общества.
Глава 2. Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства.
Чичерин считал
возможным познать сущность государства
на основе философии Гегеля, интерпретированной
с большой дозой мистицизма и кантианского
индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал
государство как высшее развитие идеи
человеческого общества и воплощение
нравственности. Идею государства, то
есть начало, во имя которого оно существует
и которое призвано осуществить, Чичерин
считая априорным началом, проявлением
Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает
метафизику, “не в состоянии ничего понять
в государстве”.[4]
Русский мыслитель сводит бытие к четырем
началам, или причинам: производящей, формальной,
материальной и конечной. В обществе этим
причинам соответствуют: производящей
- власть, формальной - закон, материальной
- свобода, конечной - цель или идея (общая
польза, общее благо). Власть, закон, свобода
и общее благо присущи любому союзу, но
в каждом из них преобладает один из этих
элементов. А так как, рассуждает Чичерин,
общественных элементов четыре, то им
соответствуют четыре союза: семья, гражданское
общество, церковь и государство.
По теории
Чичерина государство является не средством
эксплуатации трудящихся, непосредственным
результатом непримиримых противоречий
“гражданского общества”, а арбитром
между правовой и моральной областями
жизни, призванным не допустить поглощение
их друг другом, водворить мир и общее
благо.
С юридическими
теориями государства Чичерина сближают
понимание государства как правового
союза; определенное преувеличение юридического
аспекта государства. Однако в целом он
выходит за рамки этих теорий.
Понятие
государства, по Чичерину, многопланово.
Государство, есть, во-первых, проявление
Абсолютного (влияние гегелевской философии
права); во-вторых - юридический союз (отражение
юридического мировоззрения буржуазии);
в-третьих - опытный факт, реальных субъектов
власти (социологический подход). Чичерин
различал следующие науки о государстве:
философию права (познание априорных начал
государства и права), государственное
право (изучение государства как юридического
союза), социологию (государство в связи
с другими союзами, прежде всего с гражданским
обществом), политику (наука о действиях
государства в связи с борьбой за власть
различных партий и групп).
Государство рассматривается
Чичериным прежде всего как союз народа,
а не просто учреждения, аппарат. “Народ,
устроенный в государство, образует одно
целое, в состав которого входят, с одной
стороны, объединяющиеся лица, с другой
- система учреждений, которые служат ему
органами. Все это вместе составляет одно
юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений;
как таковое оно должно иметь название,
и это название есть государство”.[5]
Чичерин считает государство не созданием
субъективной воли человека, а закономерным
явлением, не зависящим от субъективных
устремлений. Государство представляет
собою “объективный организм, который
воплощает в себе мировые идеи, развивающиеся
в истории человечества”.[6]
Классовый компромисс в значительной
степени предопределил противоречивость
теории Чичерина о государстве: с одной
стороны, гегелевское положение о государстве
как самоцели и проявление Абсолютного
духа, о государстве, наделенном неограниченными
правами в отношении граждан; с другой
стороны, естественно-правовая концепция
государства как ассоциации всех граждан,
страховой организации для обеспечения
свободы и собственности, коренящихся
в природе человека и являющихся для государства
священными и неприкосновенными принципами,
которые оно не вправе нарушать.
Глава 3. Новгородцев П.И. о правовом государстве.
Русская религиозно-философская мысль
начала XX века не отличалась особенным
вниманием к проблемам права и правового
устроения жизни. Искание абсолютного
добра, абсолютного синтеза “правды -
истины” и “правды-справедливости”,
стремление к религиозному преображению
действительности затмевали собой поиск
практических путей осуществления абсолютных
идеалов. Порой было трудно провести грань
между идеалистическими сторонниками
свободы, личности и материалистическими
защитниками классового интереса: пренебрежение
к праву и даже его отрицание как внешнего
насилия и принуждения стало общим убеждением
тех и других. В правовом нигилизме созревало
невнимание к конкретной жизни общества
и личности. Мыслители, указывавшие на
эту опасность, оставались в меньшинстве.
Но меньшинство
это составляло мощное движение юристов-философов
, первое место в котором принадлежало
основателю “идеалистической школы права”
Павлу Ивановичу Новгородцеву. Именно
он был учителем И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева,
Г.В. Флоровского и других, чьи труды составляют
гордость русской юридической науки.[9]
Творческая
жизнь Новгородцева началась в эпоху почти
полного господства позитивизма, эпоху
забвения философской свободы и пренебрежения
к абсолютным ценностям. И с этим насильем
ученый вступил в бескомпромиссную борьбу.
Интересы
мыслителя концентрировались на проблеме
естественного права, которые позитивизм
в лице исторического и социологического
направлений упразднил как самостоятельное
начало, сводя существо правовой нормы
к историческим традициям или социальным
связям. С позиции критического идеализма,
распространившегося в Европе благодаря
возрождению принципов кантовской философии,
Новгородцев показал, что историзм лишь
мнимым образом упраздняет идею естественного
права и что он не в состоянии решить проблемы
природы нравственности, рассматривая
ее с генетической и исторической точки
зрения.
Естественное право
Новгородцев истолковывая не в контексте
исторической эволюции, а в качестве вечного
неотъемлемого права человеческой личности,
имеющего нравственную природу и характер
абсолютной ценности. он определял его
как “совокупность моральных (нравственных)
представлений о праве (не положительном,
а долженствующем быть)”, как “идеальное
построение будущего и нравственный критерий
для оценки, существующий независимо от
фактических условий правообразования”.[10]
Свои усилия Новгородцев сосредоточил
на исследовании философско-методологических
проблем политики и права и нравственной
сферы общественной жизни и государственных
отношений. Большая часть его работ посвящена
изучению метафизических оснований права
и морали, форм взаимосвязи и взаимопроникновения
этических и юридических норм в духовной
культуре и анализу особенностей реализации
в социальной жизни абсолютной этической
ценности. Можно говорить об определенной
преемственной связи идей Новгородцева
и В.С. Соловьева, о влиянии последнего
на философию права и этику Новгородцева.
Вместе с тем Новгородцев в своих теоретических
построениях исходил и из кантовской метафизики
нравов, различий и противопоставляя сущее
должному, бытие долженствованию, видя
в этом специфику действия социальных
законов.
В 1899 году Новгородцев
выступил со статьей “Право и нравственность”,
в которой на твердых основаниях либеральной
философии права, в полемике с Владимиром
Соловьевым, констатировал несводимость
права и нравственности друг к другу и
устанавливал связь обоих начал на почве
естественно-правовой идеи. Это определило
принципы нравственной критики позитивного
права. Само естественное право понималось
как особая часть моральной философии,
задающая масштаб нормативной оценке
правотворчества.
Преобладающую
в его время правовую концепцию Новгородцев
именовал “философией легального диспотизма”;
согласно ей основой права считалась государственная
власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев
показывал, что включение идеи естественного
права в государственную науку потребует
непременных преобразований.
Центральным
пунктом либерально-правового учения
Новгородцева стала нравственная автономия
человеческой личности. Моральная идея
личности - абсолютная основа естественного
права[11], но раскрывает себя лишь в этике
и метафизике. Личность, как “нравственная
основа общественности”, придает в таком
понимании новое освещение и проблемам
общественной жизни. “Общество по своему
существу есть неограничение личности,
а ее расширение и восполнение”.[12]Именно
эти положения признаются Новгородцевым
безусловными нормами правотворчества
и бытия государства.
Самоопределяющаяся личность выдвигалась
как исходный пункт общественной реальности.
Перед ней вставала грандиозная задача
осуществления нравственного закона,
воплощение его в жизни общества. Поиск
содержания, соответствующего моральной
норме, требует постоянного морального
творчества. Творчество же, преобразующее
общественное бытие, не противопоставлено
ему, но осуществляется лишь внутри его,
в сознании реальности, независимой от
человеческой воли.
Философия естественного права Новгородцева
утверждала связь доступных научному
анализу областей с миром абсолютных ценностей
и начал. В этом признании Новгородцевым
законных прав метафизики сказалось влияние
той русской философской традиции, у истоков
которой стоял Владимир Соловьев.
Две его книги,
последовавшие за разработкой теории
естественного права, составили последовательные
части его системы философии права - “Кризис
современного правосознания” (1909) и “Об
общественном идеале” (1917). Исследовался
широчайший спектр политических доктрин,
обозначивших ход самоопределения правосознания
в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего,
по мнению Новгородцева, современное правосознание,
раскрывается в весьма характерных для
начала XX века уверениях в ненужности права
как такового, в бессилии внешних политических
форм и учреждений, в желании устремиться
в область моральной жизни поверх насильственных
рамок правового закона, без юридических
гарантий.
Кризис
правосознания обнажил духовные основы
той веры, что питала политическую мысль XIX века:
веры в абсолютную реализацию правового
государства. Именно ее крушение угнетало
сознание и будила мысль. “Общее значение
происходящего кризиса я выразил в форме
крушения идеи земного рая”, - писал Новгородцев.
Человечество не только возвращалось
к пониманию рая “неземного”, но и освобождалось
от утопической веры в возможность идеального
сочетания свободы и равенства в рамках
государства. Конфликт либерализма и демократии,
отстаивающих эти два противоположных
начала, является ярким симптомом переживаемого
кризиса. Новгородцев показал, как в течение XIX века
разоблачается вера во всемогущество
народовластия и народного суверенитета,
заявленная Руссо и Монтескье, и открывается
неспособность народного представительства,
референдума, общественного мнения реализовать
в действительности единство свободы
и равенства. А наряду с разоблачением
веры в возможность совершенной и безошибочно
действующей государственной организации.
Новгородцев изображает упадок классического
либерализма, исходящего из теории индивидуализма.
Роль государства в общественной жизни
возрастает пропорционально развенчанию
его земного величия. Либеральный индивидуализм
с его требованием невмешательства государства
в частную жизнь терпит практическое поражение,
как и эгалитарная демократия, возлагающая
свои надежды на правильную организацию
государства.
Новгородцев связывает кризис правосознания
с духом возрождения естественного права,
ибо положительным результатом кризиса
является новое понимание общественного
идеала как бесконечной задачи, имеющей
смысл морального требования и предполагающей
бесконечное приближение к нему. Гармония
свободы и равенства, представимая лишь
идеально, оказывается императивом нравственного
действия, а не планом государственного
устройства. Этот вывод о необходимости
применения к области философии права
трансцендентального учения о бесконечной
задаче, составляет важнейший результат
исследований Новгородцева. “Общим выходом
из этого кризиса я признал неизбежную
замену конечного совершенства началом
бесконечного совершенствования”. Это
преодоление веры в построение рая на
земле нисколько, однако, не отменяет реальной
ценности права и государства. Наоборот,
только освобождение от утопии совершенствования
жизни, только через ее внешние формы приводит
к подлинному историческому “оправданию
права”, ибо показывает его высшее призвание
и укорененность в глубинах духовной жизни.
Новгородцеву удалось выявить связь и
проследить развитие целого ряда значимых
идей, без которых невозможно представить
себе развитие понятия правового государства,
например идей народного суверенитета
и “суверенитета” личности, свободы и
равенства, нравственности и права и другие.
Однако мыслитель был далек от того, чтобы
видеть в правовом государстве идеал,
разрешающий все общественные противоречия.
Заключение
Русская либеральная идеология представляла
собой довольно сложное образование. Наряду с
европеизированными
и “Из глубины” (1918).
Решительно оспаривая творческие возможности
революционного социализма, русские либералы
достаточно критично оценивали и перспективы
классического буржуазного развития страны.
Поэтому либеральная русская интеллигенция
была вынуждена искать некоторый третий
не социалистический в понимании революционных
марксистов, и не классический буржуазный
- путь развития, учитывающий живые традиции
отечественной культуры, народного быта
и приспосабливающий к ним новый технический,
экономический и правовой западнический
фундамент обновленного развития.
В реальной истории России конца XIX - начала XX в.,
когда косность старого слоя и нетерпение
революционеров подводили страну к революционному
развитию, этот третий путь был возможной
альтернативой грядущему октябрю.
Столкновение приверженцев особого пути
и сторонников революционного социализма
- вот основное социокультурное противоречие,
отражение которого образовало богатый
спектр содержания русской мысли этого
периода.
Список использованной
литературы
1. В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной
полит. мысли России второй половины XIX
- начала XX в. М.: Из-во Московского унив-та,
1975.
2. История политических и правовых учений.
Учебник для вузов. Под общей редакцией
члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца.
М., 1996 - с. 573
Информация о работе Философия права в России второй половины XIX- начала XX веков