Философия природы. Коэвалюционный императив и экологические ценности современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Природа – это «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) - синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности.

Файлы: 1 файл

Философия природы. Коэвалюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой способной решать глобальные проблемы современности в системе «человек-общество-природа».

Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).

Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты.

Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть во взаимодействии общества и природы (экология).

По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

 - уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

 - в значительной мере истреблен лесной покров;

 - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

 - мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

 - атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

 - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

 - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

 Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе [3].

Свою последнюю работу «Биосфера и ноосфера», написанную в 1943 г., В. И. Вернадский заканчивает словами: «Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы. Мы входим в ноосферу... Но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами Природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» [1].

Это заключение представляется квинтэссенцией идейного содержания всей его научной жизни. Он долго шел к такому утверждению. Еще в начале века, изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, Вернадский увидел стремительный рост значения живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы. Он анализирует «технику жизни» — особенности его миграции и устанавливает непрерывное развитие форм все более усиливающих влияние живого вещества на косную материю. И в этом ряду особое место принадлежит человеку. «В настоящее время человек — основной геологообразующий фактор биосферы» — этот тезис на протяжении многих лет был одним из основных источников его размышлений [6].

…Лик планеты – биосфера – химически резко меняется  сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все её природные воды.

В результате роста человеческой культуры в ХХ в. всё более резко стали меняться  (химически и биологически) прибрежные моря и части Океана.

Человек должен теперь принимать всё больше и больше меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства. Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных  и растений.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера». Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней.

В настоящее время мы  не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения её геологического прошлого в некоторых своих аспектах. [1].

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа»[4].

Обеспечение коэволюции, совместного гармоничного развития Природы и Общества – центральная проблема теории развития ноосферы. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей своей целью  её обеспечение предстоит занять важнейшее место  в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

Первое - целенаправленное воспитание общества и перестройка егонравственно-этического фундамента. Второе – ограничение характера развития производственных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объёмы производства товаров, энергии и т.д. Речь идёт о согласовании того, как это производство  будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий их будет недостаточно. Понадобятся изменения характера потребностей людей, изменения их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни/ в том числе и пищевых рационов.

Вопросы, о которых идёт речь, не имели прецедента в прошлом и достойны составлять новые направления в обществоведении и других науках. Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведенным продуктом, но и тем, как он был произведен, то есть выбором технологий и созданием новых, экологически безопасных [2].

Проблемы стабильной жизнедеятельности, экологические условия и другие социальные факторы будут постепенно приобретать доминирующее значение.   

Всё это обосновывает иперативный (не дающий права выбора) характер принципа коэволюции и «экологического манифеста» современности.

 

Список использованных источников

 

 

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Русский космизм - М., 1993-С.308-309.

2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера - М., 1990 – С.307-308.

3. [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа http://socfil.narod.ru/glava_2.htm  /Дата доступа: 14.05.2011.

4. [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа http://bargu.by/231-ontologiya-i-filosofiya-prirody.html  /Дата доступа: 14.05.2011.

5. Вернадский В.И. Научная мысль  как планетное явление. М., 1991.

6. [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа http://www.marsiada.ru/359/407/433/4894/ Дата доступа: 15.05.2011.

 

 

 

 


 



Информация о работе Философия природы. Коэвалюционный императив и экологические ценности современной цивилизации